×
447.4
477.55
4.76
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
447.4
477.55
4.76

Доверие за миллиарды: почему в Уральске аэропорт по рукам пошёл

14.02.2023, 13:44
Коллаж Ulysmedia

В Западно-Казахстанской области пытаются затушить разгоревшийся скандал вокруг передачи части активов международного аэропорта «Орал» российскому АО «Ретранс», принадлежащему олигарху Виктору Вексельбергу.

Накануне, 13 февраля, на брифинге в РСК уральские чиновники попытались объяснить, каким образом отстроенный за 6,6 млрд тенге терминал казахстанского международного аэропорта «Орал» оказался в доверительном управлении у иностранной компании и ответить на вопросы журналистов. Последнее им удавалось с трудом. Корреспондент Ulysmedia.kz разбирался с тем, что происходит в Уральске.

Ша, ша…

На амбразуру общественного негодования бросились руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Западно-Казахстанской области Айдар Менеев и председатель правления АО «СПК Aqjaiyq Нуржан Утепбаев.

Айдар Менеев и Нуржан Утепбаев
Айдар Менеев и Нуржан Утепбаев

Контроль за стратегическим объектом остаётся за Казахстаном, а российская компания привлечена лишь для технического обслуживания аэропорта, сразу заявили спикеры.

Начали они с истории вопроса. В рамках инвестпроекта «Реконструкция и модернизация здания терминала Международного аэропорта г. Уральска» АО «СПК «Aqjaiyq» и ТОО «Международный аэропорт «Орал» в марте 2018 года заключили договор о совместной деятельности. Затем ТОО «Международный аэропорт «Орал» передал здание аэропорта в собственность АО «СПК «Aqjaiyq» - чтобы корпорация могла привлечь госсредства для реконструкции старого терминала. Потом здание должны были передать обратно - в доверительное управление ТОО «Международный аэропорт «Орал».

Реконструкцию провели за счет социальных отчислений Карачаганак Петролеум Оперейтинг б.в. Первоначальная стоимость работ при этом выросла в разы. Сразу после демонтажа старого терминала стало ясно, что безопаснее построить новое здание. Таким образом стоимость выросла до 6, 6 млрд тенге с первоначальных 2,5 млрд.

После реконструкции терминал передали ТОО «Международный аэропорт «Орал» в доверительное управление на три года, в течение которых предприятие обязали вернуть государству те самые 6,6 млрд тенге.

    - ТОО активно искало партнёров, специализирующихся на управлении аэропортами. В результате нашли инвестора в лице управляющей компании ТОО «Орал Аэропорт Холдинг» - оно имеет опыт в развитии аэропортов, - объяснил председатель правления АО «СПК «Aqjaiyq» Нуржан Утепбаев.

Он также уточнил: сегодня взлетно-посадочная полоса (ВПП) уральского аэропорта находится на балансе комитета гражданской авиации министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, а пассажирский терминал (здание аэропорта) – на балансе АО «СПК «Aqjaiyq», 100% акций которого принадлежит государству.

Российская же компания, по его словам, привлечена для дальнейшей модернизации инфраструктуры аэропорта, а также для строительства и организации грузового авиакарго-терминала. Речь идет об установке стационарной системы обнаружения радиоактивных материалов «Янтарь», ленточного транспортера, тележки для перевозки контейнеров и паллет и т.п., обеспечении автобусами для доставки пассажиров до/от самолета, установка амбулифта для транспортировки маломобильных пассажиров.

Экономический эффект - создание новых рабочих мест, сопутствующих товаров, работ и услуг - аутлет магазинов известных мировых брендов, локальные туристические программы, гостиницы, зоны отдыха и т.п.

Шито-крыто, кем прикрыто?

На пресс-конференции выяснилось, что решение о вливании российской компании в состав управления международным аэропортом «Орал» было принято ещё в апреле 2022 года. К слову, информация о том, что «уральский аэропорт продали россиянам», под занавес прошлого года появилась и у местных журналистов. Но на запрос СМИ руководство аэропорта от новых российских партнёров тогда «открестилось» - мол, всё это фейк и провокация.   

Но уже в феврале спикерам пришлось отвечать на колкие вопросы журналистов, касающиеся схемы передачи терминала в доверительное управление, безопасности и возврата народных денег, пусть и выданных КПО б.в.  Консорциум, как известно, ежегодно выделяет порядка 30 миллионов долларов на социальные проекты Западно-Казахстанской области, но впоследствии мы это возмещаем нефтью.

Деятельность и управление аэропортом находятся под контролем государства и оснований для беспокойств нет, повторяли спикеры. Но к завершению пресс-конференции тумана вокруг уральского аэропорта напустили еще больше.

    - ТОО «Бекрут» (прежний владелец аэропорта) продал свою долю. Но он собственник, условно говоря. В их внутренние договорённости вмешиваться нам закон не позволяет. Они продали долю, которая им принадлежала, новым учредителям. То есть, юридически в собственниках аэропорта остается ТОО «Беркут». Там учредители только поменялись и все, - пытался снизить градус интереса к теме Нуржан Утепбаев.

Журналисты ему не поверили: представить, что казахстанские бизнесмены, работающие в элитарной сфере авиаперевозок «втихаря» передали в управление терминал уральского аэропорта российскому олигарху, да ещё тому, кто числится в санкционных списках, было невозможно. Следом руководство АО «СПК «Aqjaiyq» заподозрили в том, что информационная бомба о российских инвесторах под санкциями для них взорвалась, как и для всех нас, в СМИ. Во всяком случае такое сложилось впечатление. На прямой вопрос: знали ли в СПК о сделке в апреле 2022 года, спикеры промолчали. Чуть позже Утепбаев всё-таки признался: бизнесмены не ставили их в известность о своих этих планах.

    - Значит сделка была одобрена на уровне правительства, - пытались уточнить журналисты, но не получили ответа.

Кто денежки вернет?

Так на каких условиях и кто будет возвращать 6,6 социальных миллиардов? График расчёта и погашения - это конфиденциальная информация, заявили спикеры, чем вызвали шквал возмущения журналистов.

    - Что касается денег, то, согласно договору, в течение трех лет новый учредитель (АО «Ретранс») должен либо выплатить всю сумму, либо возвратить имущественный комплекс аэропорта, - коротко ответил на вопрос председатель правления АО «СПК «Aqjaiyq» Нуржан Утепбаев.

Подробности журналистам посоветовали узнать у нового учредителя - российского олигарха Виктора Вексельберга.

     - 49 % - это их доля была (АО «Ретранс» - авт.), и 49% - у другого собственника (ТОО «Уральск менеджмент», компания учреждена после сделки в июле 2022 г. - авт.) Около 2% - у физического лица (Даулетхана Килыбаева – авт.). Приоритетное право выкупа аэропорта находится у государства. 6 апреля 2022 года был заключен договор и терминал передали международному аэропорту «Орал» на три года в доверительное управление - отчуждение имущества тут происходило на основании постановления правительства. Отчуждение же внутри ТОО «Международный аэропорт «Орал» регламентируется самим товариществом. Что кому потом передал - это дело собственников, - уточнил спикер.

Сейчас, по словам руководителя СПК, российская компания взяла тайм-аут - чтобы предоставить план развития аэропорта.

    - Мы недавно официальное письмо им направили, они ответили, - объяснил Нуржан Утепбаев.

На вопрос: почему это сделано спустя почти год после совершения сделки, спикеры не ответили.

Взлётка + терминал = много

О судьбе 6 млрд, потраченных на ремонт взлётно-посадочной полосы уральского аэропорта в 2015 году СМИ тоже интересовались.

    - Сейчас она (ВПП-авт.) находится на балансе комитета гражданской авиации. Ремонтировали её за счёт республиканского бюджета и до сих пор ВПП на балансе комитета. Обязательства погашать (деньги – авт.) у них нет, – сообщили спикеры.

Кстати, о взлётке и в целом об уральском аэропорте. Построен он был в 1972 году, а расположен в 16 километрах от Уральска. Ну а многолетняя история реконструкции международного аэропорта связана с рядом скандалов. Спокойная жизнь тут закончилась как раз после начала масштабной реконструкции ВПП.

Схема применялась та же. Согласно постановлению правительства, владелец аэропорта - ТОО «Международный аэропорт «Орал», безвозмездно передал государству взлетно-посадочную полосу для реконструкции. Проект обошелся государству в 6,3 млрд тенге. Согласно данным администрации аэропорта, после первых заявлений об аварийности ВПП - с 20 сентября 2010 года, по решению комитета гражданской авиации, в уральском аэропорту до конца работ ограничили полеты воздушных судов с квалификационным числом (ACN) – больше 27 единиц по взлётной массе.

К слову, аэропорт изначально строился для принятия небольших авиасудов. Но после волны приватизации в 90-х годах тут стали принимать большегрузные Ил-76 с товаром, который грузился в аэропорту в фуры и прямиком отправлялся на Черкизовский рынок в Москву. Старожилы аэропорта утверждают, что именно самолеты Ил-76 привели взлетную полосу в непригодное состояние.

Казахстанские СМИ в то время сообщали: состояние ВПП стало причиной затяжного бизнес-конфликта между собственниками аэропорта и авиакомпаниями «Эйр Астана» и SCAT. В результате спора для этих компаний были закрыты все авиамаршруты и создана авиакомпания «Bek Air», которая попыталась заработать деньги и даже отремонтировать ВПП. В 2012 году новая авиакомпания заработала более 2 млрд тенге, но вместо прибыли получила 63 млн тенге убытка.

Итак, в феврале 2014 года, согласно постановлению правительства № 13 от 21 января, ВПП безвозмездно передали государству, а уже в 2015 году её приняла госкомиссия. Но спустя год после сдачи в эксплуатацию обнаружили, что бетонные плиты ВПП после дождей и таяния снега просели. В акимат ЗКО и комитет авиации полетели письма с требованием срочно принять меры.

В 2016 году департамент госдоходов (ДГД) ЗКО начал уголовное расследование по фактам хищения бюджетных средств в особо крупном размере при транспортировке грунта, завышения сметной стоимости работ при реконструкции ВПП аэропорта Уральска, а также при поставке трансформаторных подстанций свето-сигнального оборудования для летного поля. Сумма предполагаемого ущерба, как заявляли в ДГД, составила 452 669 700 тенге. Дело было возбуждено в отношении подрядчика – АО «К-Дорстрой» 30 марта по статье «Мошенничество». Чем закончилась эта история неизвестно. В 2019 году уголовное дело ещё не было закрыто. А судебные разбирательства стали поводом для закрытия известного сайта «Ратель», который публиковал серию расследований по фактам хищений при реконструкции ВПП.

Как бы то ни было, общая итоговая сумма реконструкции уральского аэропорта, с учетом ремонта ВПП, составила почти 12,9 млрд тенге.

Новости партнеров