×
508.05
534.82
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
508.05
534.82
5.06

Не просто красивая картинка: что скрывается за визитами президента Токаева

Не просто красивая картинка: что скрывается за визитами президента Токаева
Коллаж Ulysmedia

Официальные визиты Касым-Жомарта Токаева уже приковывают внимание публики как рейтинговый сериал – то Эрдоган на встрече обратил внимание на возраст нашего министра цифровизации и аэрокосмической промышленности Багдата Мусина, то Путин на Петербуржском международном экономическом форуме опять неправильно выговорил имя нашего президента, а теперь Токаев совершил малый хадж в Мекку во время визита в Саудовскую Аравию. Внутренняя казахстанская политика уже давно стала предметом анализа и критики, внешняя - только выходит на информационные передовые. Корреспондент Ulysmedia.kz решил разобраться с тем, что скрыто за этими красивыми визитами Касым-Жомарта Токаева - дипломата по образованию и, возможно, по призванию.

Многовекторность как стиль жизни

Сегодня внешняя политика Казахстана строится вокруг главного документа – Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030 годы. Это большой документ с высокопарными и сложными словами, но главное в его основе – многовекторность. Об этом говорится в самом документе:

“Казахстан реализует многовекторную, прагматичную и проактивную внешнюю политику...”.

Это подтверждает и политолог Рустам Бурнашев:

“Реализация многовекторной политики – это одно из двух направлений, на которые Казахстан делает упор во внешней политике. Второе – реализация национальных интересов страны”.

Ещё казахские ханы много веков назад понимали, что наше расположение требует дружбы и с Западом, и с Востоком. В целом, нам неплохо это удавалось, и своё место в мире мы заняли. И многие казахстанцы, даже несмотря на недовольство семьей Назарбаевых, искренне благодарны первому президенту, который в свое время избавил нас от проблем с границами. Но сегодня из-за событий на Украине у нас всё чаще говорят о необходимости отдаления от России и выходе из ЕАЭС.

Рустам Бурнашев считает, что позиция, которую выбрал Казахстан в этой ситуации, самая оптимальная.

“Казахстан имеет тесные связи и с Россией, и с Западом, и те, и другие – важные партнеры, поэтому формат многовекторности здесь очень помогает. Что касается выхода из ЕАЭС, я не эксперт в экономических вопросах, но считаю, что эмоциональные призывы – это путь в никуда. Экономические связи Казахстана с партнёрами по ЕАЭС не позволят резко отдалиться от этой организации, плюс есть процедурные моменты. Решение о выходе можно принимать, лишь тщательно просчитав все плюсы и минусы”.

Политолог отмечает, что в визитах президента в Саудовскую Аравию и Турцию нет повода для беспокойства об “исламизации” страны.

“От того, что Токаев съездил в Саудовскую Аравию, Казахстан не станет арабской страной, и после встречи в рамках Тюркского совета тоже не изменил свою политику. И турецкий, и ближневосточный вектор не идут в ущерб другим векторам”.

В частности, поездку в Саудовскую Аравию политолог объяснил изменяющейся ситуацией с углеводородным сырьем, а сотрудничество с Турцией – необходимостью строить диалоговую площадку и культурное партнёрство между тюркскими странами.

Казахстан как медиатор и диалоговая площадка

Одна из стратегических целей Казахстана во внешней политике звучит так:

“Позиционирование Казахстана в качестве активного и ответственного участника международного сообщества, вносящего весомый вклад в обеспечение международной и региональной стабильности и безопасности”.

Но как именно мы “вносим вклад в безопасность”?

Политолог Рустам Бурнашев отмечает, что в этом большую роль играет статус нашей страны и её место в системе международных отношений. В частности, мы не относимся к великим державам, которые задают тон на международной арене, наши интересы замкнуты на евразийском континенте. Поэтому мы можем лишь предложить себя как переговорную площадку и медиатора.

“Вспомнить хотя бы кризис в Сирии – тогда большую роль сыграл астанинский процесс. Этот термин используется и сейчас, когда речь идёт о переговорных процессах Россия - Турция - Иран. Кроме того, в понятие “вклад в безопасность” входит участие казахстанских миротворческих сил под эгидой ООН. Например, они участвовали в операциях разминирования в Ираке. Недавно в парламенте решили отправить расширенный контингент наших военных в африканские зоны конфликта под эгидой ООН. Когда Казахстан председательствовал в ОБСЕ, то вёл работу с замороженными конфликтами на пространстве ответственности ОБСЕ – например, с Нагорным Карабахом. Также Казахстан берёт на себя инициативу по ядерному разоружению и снижению напряжённости в этой сфере”.

Польза гражданам от внешней политики

Внешняя политика – само по себе очень расплывчатое выражение, и рядовым казахстанцам порой сложно понять: им-то от неё какой прок? Что ездил президент в Турцию или какую-нибудь Ботсвану, что не ездил. Хотя среди стратегических целей в концепции прямо прописано:

  • полноценное использование потенциала внешней политики в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики, уровня и качества жизни казахстанцев;
  • возведение практических интересов граждан Казахстана и национального бизнеса во главу угла внешней политики государства.

Бурнашев отмечает, что польза может быть разной, а том числе для разных социальных групп и слоёв. Например, если взять средний класс и городское население, которые выезжают за рубеж, то можно говорить о силе казахстанского паспорта. То есть, в какое количество стран мы можем поехать в безвизовом формате. По словам политолога, по сравнению с соседями – Кыргызстаном, Узбекистаном – у нас таких стран больше, и это значительно облегчает туристические и деловые поездки. Взять хотя бы визовый режим с США – казахстанцы получают визу на 10 лет. Сейчас с американской визой проблемы во многих странах, сроки ожидания превышают 200 дней, но у нас, если визу получишь – можешь на 10 лет об этих проблемах забыть. Это экономия и денег, и времени.

“Важно, что сила нашего паспорта строится не просто на каком-то соглашении, а на престиже и значимости государства на международной арене”, – убеждён политолог.

Другой эффект внешней политики – это внешнеэкономические связи, а для людей это значит доступ к разной продукции, положительная динамика цен, конкуренция. Еще один “плюсик” – привлечение инвестиций, а с ними и создание рабочих мест.

“Внешняя политика – это не просто забава для правящей группы людей, которая куда-то ездит, их там встречают, и мы видим красивую картинку. Внешняя политика направлена на реализацию национальных интересов, и лучше, когда страна не замыкается, а открыта к сотрудничеству”.

Мы и соседи

Сложно говорить, хорош ли Казахстан во внешней политике, если не с кем сравнивать. Разумно будет сравнить нас с центрально-азиатскими государствами – ведь у нас схожее расположение и история. Взять хотя бы Узбекистан, который в последнее время очень активно развивается и даже опережает Казахстан.

По словам Бурнашева, фундаментальная основа внешней политики этих стран схожа, только в Узбекистане вместо “многовекторности” говорится о “равноудалённости”.

“Различия были в практическом плане – Узбекистан шёл по замкнутой модели развития, но последние 5-6 лет там идут серьёзные трансформации, теперь по активности и реализации внешнеполитических моделей его позиция стала очень схожа с казахской. За исключением некоторых деталей – например, там законодательно запрещено отправлять военнослужащих за границу, поэтому Узбекистан не участвует в миротворческих операциях. Но там есть другие инициативы – например, инфраструктурные”.

По мнению политолога, у которого, кстати, узбекские корни, Казахстан и его дипломатичный лидер Касым-Жомарт Токаев вполне неплохо справляются с внешней политикой. В Концепции довольно здраво описаны цели и задачи страны, а в части сотрудничества не забыты ни ЕС, ни Штаты, ни Китай, ни Россия, ни всевозможные международные организации, от ООН до Всемирного банка. Наверно, в современном мире по-другому и никак, особенно учитывая наше расположение, маленькое население и пока огромный экономический потенциал. Токаев со всеми дружит – и хорошо. А в экстренном случае, может быть, станет и “тигром”, как порой называет его молодежь. Ведь проявил же он силу духа во время январских событий и не побоялся обозначить свою точку зрения по выпадам россиян в адрес Казахстана.