×
522.91
548.85
5.05
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
522.91
548.85
5.05

Разбор полетов или почему «Назарбаев Университету» нужна экстренная перезагрузка

09.12.2022, 09:03
Разбор полетов или почему «Назарбаев Университету» нужна экстренная перезагрузка
Коллаж Ulysmedia

Флагман отечественного образования - «Назарбаев Университет» (НУ) сегодня напоминает корабль, который по пути к гавани нового Казахстана, попал в шторм.  Он всё равно, что дрейфует без руля и ветрил, вместо того, чтобы пришвартоваться в образовательной нише. Корреспондент Ulysmedia.kz листал профессиональную литературу, говорил со специалистами и разбирался, почему вуз, призванный стать примером для казахстанской системы образования, нуждается в экстренном и «капитальном ремонте».

Эксцесс исполнителя

Стоит напомнить, что «Назарбаев Университет» с помпой был открыт в 2010 году. Изначально в его фундамент были заложены серьезные бюджетные инвестиции. Отдачей должна была стать реализация на базе университета международных программ и передовых научных исследований. Именно с этой целью на должность ректора был приглашён управленец из Всемирного Банка. Но удалось ли Шигео Катсу достичь поставленных задач? Большой и серьезный вопрос.  

В условиях старого Казахстана НУ удавалось «держать марку» ещё и потому, что существовал он в искусственно созданных для него тепличных условиях. Вузу была предоставлена не только автономия, но и полная свобода действий. Кроме того, в отличие от других учебных заведений страны, он не подлежит надзору и контролю со стороны государственных структур. Неудивительно, что, несмотря на время от времени звучавшую критику относительно беспрецедентности уровня финансирования и демонстративную закрытость, особых нареканий деятельность университета ни у кого не вызывала, хотя уже тогда была подвержена существенным рискам.

Кардинально ситуация изменилась со сменой общественно-политической парадигмы и отхода от дел университета покровителей из числа отставной элиты. Стали очевидны системные недостатки вуза, вызванные неэффективным управленческим менеджментом, которые катастрофически сказались на его имидже и репутации. Как итог, передовой университет вместо того, чтобы сеять разумное, доброе и вечное, погряз в скандалах и интригах. В таких условиях вопрос системной трансформации НУ становится вопросом его выживаемости в принципе.

Где выход из тупика

Новый вектор развития НУ может подсказать международный опыт управления университетами подобного класса. Например, Оксфорда или Кембриджа, переживших и смены династий, и мировые войны, и экономические революции, но сохранивших способность готовить конкурентоспособные кадры.
 
Все дело в их особой организационной и правовой форме, системе управления, основанной на коллегиальности принятия решений, а также в прозрачности и высокой внутренней культуре.
Управление университетами отличается от руководства бизнесом или государственным учреждением. Целью первых является максимизация прибыли для своих акционеров, вторые разрабатывают и реализуют государственную политику в различных сферах.

Организационные структуры и тех, и других достаточно иерархичны.  Университеты же развитых стран подлинно демократичны, так как принципиальную основу их природы составляет коллективность принятия решений на всех уровнях, начиная с кафедр, научных и академических советов, и заканчивая главным органом управления - попечительским советом.

Качество образовательных программ обеспечивает прозрачность принимаемых решений по их содержанию и всесторонним обсуждением на кафедрах и факультетах. Новизна и актуальность научных исследований гарантируется независимой экспертной оценкой и, опять же, широким обсуждением в научных советах.

Отдельно стоит подчеркнуть, что важнейшей составляющей своих миссий ведущие университеты мира считают служение сообществу своего региона и создание так называемого «общественного блага».

Посыл прост - они готовят не только конкурентоспособные кадры для экономики, но и новое поколение граждан, будущую элиту государства: деловую, научную, творческую и политическую. От того, какие ценностные ориентиры они будут прививать, как бы это пафасно не звучало, зависит будущее страны. При таком подходе первостепенную роль играет уже уровень культуры самого «воспитателя», способность вуза культивировать уважение к истории и традициям своего государства.

Для вузов, существующих в условиях автономности от государства, что позволяет им обеспечивать гибкость при разработке и внедрении учебных программ и научных исследований, следование вышеперечисленным принципам наиболее актуально.

А как там у них

В международной практике автономность университетов идёт рука об руку с подотчетностью и ответственностью перед теми, кто причастен к образованию. Именно поэтому ключевым звеном в структуре вуза, отвечающим за эту задачу, должен выступать попечительский совет - главный представительный орган управления. Помимо государственных деятелей, в нем присутствуют видные ученые, руководители корпораций, представители общественности с безупречной репутацией и большим профессиональным и жизненным опытом. Попечительский совет постоянно вовлечен в жизнь университета, определяет основные приоритеты и направления его работы – то есть формирует комитеты по сферам деятельности: финансы, инфраструктура, назначение ключевых руководителей и т.д.

Именно члены попечительских советов транслируют интересы и ценностные ориентиры страны руководству вуза, университетскому сообществу, профессорам и студентам.

Безусловно, ректор вуза, пользуясь своим весом или политическими связями, может превратить попечительский совет в «бутафорный» орган. В таком случае вероятность ошибочных решений значительно возрастает, искажаются культурные и этические нормы, деградирует культура организации в целом, что, собственно сегодня и наблюдается в «Назарбаев Университете» из-за нарушения принципов прозрачности и коллегиальности принятия решений. Но при включении необходимых защитных механизмов подобного рода риски могут быть сведены к нулю.

Резать, не дожидаясь перитонита

Какой вектор перезагрузки модели управления НУ может быть наиболее оптимальным?
Первым шагом, конечно же, должна стать смена ректора. У нового должен быть опыт управления крупным международным университетом. Второй задачей должно стать формирование нового профессионального попечительского совета, в который вошли бы видные общественные и государственные деятели Казахстана, успешные предприниматели, ученые, представители неправительственных организаций и творческой интеллигенции. При этом обязательным должно стать условие работы ректора и высшего университетского менеджмента под неусыпным контролем попечителей.

Деятельность ведущего вуза страны должна быть открыта и прозрачна для общества. Только тогда университет сможет реализовать свою миссию, заключающуюся в подготовке конкурентоспособных кадров и воспитании настоящих граждан для нового, справедливого Казахстана.