Впервые за всю историю существования АО «АрселорМиттал Темиртау» пост генерального директора занял гражданин Казахстана. Пусть с приставкой «и.о.», но всё же… И теперь карагандинцы теряются в догадках: что стоит за этими переменами, чего ещё ждать - а вдруг иностранного инвестора поменяют на отечественного?
И Наира привлекут, и Батисту привлекут, и Миттала, если надо, - тоже привлекут
Страшное для иностранных топ-менеджеров АМТ «пророчество», сделанное месяц назад после трагедии на шахте им. Ленина карагандинского журналиста Олега Гусева, начало сбываться.
Тогда на брифинге с участием арселоровского начальства, Олег Иванович во всеуслышание заявил:
- Соберите, пожалуйста, всех экспатов, и донесите до них, что теперь к уголовной ответственности за аварии на производстве будут привлекать и их в том числе. До сих пор ответственность за гибель рабочих несли только граждане Республики Казахстан, но после заявления Главы государства ситуация изменится. Экспаты тоже будут получать сроки, пусть даже и условные, - предупредил Гусев.
Государственная комиссия, созданная для выяснения причин аварии на шахте им. Ленина, унёсшей жизни пятерых горняков внесла свой вердикт. Глава МЧС Юрий Ильин как-то необычно остро заявил:
- Комиссией были определено, что вина работников при этом составила 0%, вина работодателя – 100%. В ходе работы комиссия определила круг ответственных лиц, допустивших нарушение трудового законодательства РК, а также нормативно-правовых актов в области промышленной безопасности. Материалы по расследованию аварии на шахте Ленина будут переданы, согласно закону, в надзорный и правоохранительные органы для дальнейшего принятия процессуального решения.
Ильин поменял тактику и уже был совсем не похож на адвоката инвестора. Он сообщил, что в списке подозреваемых по делу числятся 26 человек, включая руководство «АрселорМиттал Темиртау», в числе которых оказались гендиректор АМТ Биджу Наир и директор угольного департамента компании Джелсон Батиста. При этом, Юрий Ильин отметил, что круг подозреваемых может быть расширен.
- Если вы говорите о Миттале как о руководителе, то, если в ходе следствия, возможно, выявится, что это было его личное указание или какие-то другие предпосылки, которые привели к таким трагическим последствиям, следственные органы имеют право возбудить уголовное дело и привлечь его к ответственности, - поражал журналистов своей уверенностью довести дело до логического завершения министр по ЧС.
Без реверансов
Некоторые эксперты утверждают, что в свете заявлений, сделанных первыми руководителями Казахстана, такие события вполне могут быть началом «развода» с Лакши Митталом.
- Важно определить, достаточны ли инвестиции собственника в поддержание технического состояния комбината и его модернизацию. Возможно, к этой работе следует привлечь международную компанию, которая даст объективную оценку положения дел. Необходимо сделать всё, чтобы подобные трагедии не повторились. Здоровье и жизнь наших граждан – это самое главное, - заявил на встрече с общественностью в Актау президент Касым-Жомарт Токаев 7 ноября.
А 29 ноября премьер-министр Алихан Смаилов на встрече с вице-президентом компании «АрселорМиттал СНГ» Виджаем Гоялом и тогда ещё генеральным директором «АрселорМиттал Темиртау» Биджу Наиром, уже находящимся в статусе подозреваемого, озвучил руководству предприятия ряд претензий. Он указал на серьёзные упущения в обеспечении промышленной безопасности, приводящие к гибели и травмированию работников, а также на проблему негативного влияния комбината на экологию.
Кроме того, премьер-министр поднял вопрос недостаточного объема инвестиций, направляемых на модернизацию производства, и потребовал принять уже не просто меры, а исчерпывающие для исправления ситуации. А чтобы никто не сомневался в том, что это не просто слова-обещания, коих в истории компании уже не мало, Алихан Смаилов предупредил, что теперь исполнение обязательств компании будет находиться на особом контроле правительства.
Рассказывать о том, кто раньше так не эффективно курировал предприятие, премьер не стал.
От перемены мест инвестора…
С одной стороны, все приведенные выше заявления не могут не радовать казахстанцев с точки зрения воплощения в жизнь доктрины «слышащего государства». 9 ноября депутат мажилиса парламента РК Депутат Юрий Жулин в своём запросе потребовал призвать к ответственности руководство «АрселорМиттал Темиртау». Вплоть до оставления под подпиской о невыезде до завершения начатого расследования ЧП топ-менеджмента компании и, если потребуется, до расторжения договора с Митталом.
Результаты работы госкомиссии и следующие из этого «санкции» для топ-менеджеров компании – яркое подтверждение того, что депутата услышали. Слова министра по ЧС о том, что самого Лакшми Миттала тоже могут привлечь, если его вина будет установлена, тоже звучат как свидетельство того, что и заключительную часть требований народного избранника в правительстве не пропустили мимо ушей.
Единственный не проясненный здесь вопрос: как быть с теми деньгами, что были выделены инвестору в качестве господдержки? Подарить?
- Сверхдоходы Миттала стали возможны и благодаря постоянной государственной поддержке в виде налоговых льгот и других преференций. К примеру, только в 2014-2015 годах объём господдержки составил порядка $50 млн, - озвучил шокирующие суммы Юрий Жулин.
Теперь ряд общественников и депутатов предлагают не отпускать инвестора до тех пор, пока он не модернизирует предприятия до современного уровня.
Платите за смерть достойно
У шахтеров, с которыми мне довелось поговорить на тему происходящего в темиртауской империи Миттала, придерживаются своей точки зрения.
- От перемены инвестора и топ-менеджеров ситуация не поменяется, - утверждают они.
С ними согласен известный в Караганде общественный деятель, шахтер c 56-летним стажем Павел Шумкин.
- Какой бы инвестор ни пришел на наши шахты, нужно понимать: они действительно опасны, и шахтеры ежедневно рискуют жизнями, спускаясь в забой. Перестроить их сейчас нереально. Поэтому единственное, что можно и должно менять – это саму систему. Кардинально изменить существующую систему тяжелого, вредного и опасного труда под нашей землей - это значит платить на порядок больше живым и мертвым горнякам, - говорит Шумкин.
Он предлагает отказаться от сдельно-премиальной системы оплаты труда, а первую очередь обеспечить уважительное отношение к шахтерам и их труду.
- Предоставить льготы, щедрые социальные гарантии, поднять заработную плату и регрессные выплаты. За гибель горняка выплачивать по миллиону долларов. И тогда инвестор сам станет заинтересован в том, чтобы обеспечить безопасность на предприятиях, - убеждён ветеран-горняк.
Сейчас «откупиться» в случае гибели рабочих инвестору дешевле и проще, чем вкладываться в модернизацию. Надо поменять подходы, и тогда автоматически поменяется и сознание владельца предприятий, - пытается доказать Шумкин. Вопрос в том, услышат его или нет те, кто принимает решения.