×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

Нефть и «железка»: кому доверили трансформацию КТЖ

15.09.2022, 16:19
Нефть и «железка»: кому доверили трансформацию КТЖ
Коллаж Ulysmedia

КТЖ – одна из самых удивительных компаний в стране. Если составить рейтинг по участию в громких скандалах, она, пожалуй, займёт первое место. Корреспондент Ulysmedia.kz полистал страницы истории национального перевозчика и пришёл к выводу, что КТЖ, помимо всего прочего ещё и своеобразный трамплин, который может поднять на самый верх, отправить на нары или в небытие. Национальный перевозчик есть в биографиях самых известных в стране людей, но нельзя не заметить, что иногда самые страшные обвинения не сыграли абсолютно никакой роли в карьерном росте. Создаётся впечатление, чем громче скандал – тем выше ступенька в послужном списке.

Закупки, премии, приватизация непрофильных активов, жалобы, коррупция – навести порядок во владениях железного монстра, видимо, дело бесперспективное, поэтому кого-то сажали или пытались посадить, а кого-то переводили повыше или в другую отрасль.

«Напоминалка»

В 2007 за КТЖ взялась Генпрокуратура и обнародовала информацию, которая обидела даже тех, кто никогда на поезде не ездил – несколько членов правления выписали себе 331 млн тенге на премии, хотя компания на тот момент несла убытки на 17 миллиардов. Как сейчас говорят, в орбиту следствия попали бывшие руководители. Но кому-то просто нервы помотали, а кто-то из них даже оправдываться не стал – просто ушёл. И все вопросы журналистов, почему им всё сошло с рук - попали в разряд риторических.

В правоохранительные тиски попал и Жаксыбек Кулекеев – эту историю, с наручниками, камерой, общественным порицанием и полным отсутствием всякого присутствия презумпции невиновности, многие расценили как намёк или предостережение – в КТЖ есть свой устав и другой внедрять опасно.

После этого скандала спасать репутацию КТЖ отправили Мамина. До прихода в компанию Аскар Узакпаевич уже поработал и вице-министром транспорта и коммуникаций, и председателем комитета автомобильных дорог, и первым вице-министром индустрии и торговли, и министром транспорта и коммуникаций, и акимом столицы. Можно не сомневаться, что уж он то знал, какие деньги стоят за победными рапортами об инновационных проектах на железной дороге.
 
Коррупционные истории

Скандалы, конечно, с приходом Мамина не утихли, СМИ продолжали писать и о ценах на ж/д билеты, и о коррупции в системе грузоперевозок, и о завышенных премиальных, не забывали всё это время и даже периодически брались за КТЖ то Генпрокуратура, то антикор, кого-то штрафовали, кого-то сажали, но компания признавать фиаско не собиралась.

Хотя многие грехи и прегрешения просто уходили в историю. Например, так ничем закончилась история с опасными китайскими вагонами. К ответу привлечь пытались руководство и компании «Пассажирские перевозки», и «КТЖ», и Пассажирской лизинговой вагонной компании. Дело дошло до суда, где решили, что все эти организации аффилированы и являются друг другу учредителями или дочерними компаниями, тендер на поставку китайских вагонов проведен с нарушениями законодательства и признали сделку по их закупке недействительной.  

Стоит отметить, что Антикор не унимался и при Мамине, а коррупцию в КТЖ уже называли повсеместной.

     - Повсеместная коррупция проявляется также в деятельности АО НК "КТЖ", где отдельные руководители занимаются вымогательством крупных взяток у предпринимателей за беспрепятственный пропуск вагонов, - заявил как-то на брифинге следователь по особо важным делам Антикоррупционной службы Данияр Бигайдаров. Он даже суммы взяток назвал - от 100 тысяч до пяти миллионов, общая сумма достигала десятков миллионов тенге.

Никого особо не удивило, когда борцы из Нацбюро рассказали о преступной схеме, которая действовала в пяти регионах страны. Тогда на взятках поймали 50 контролёров-инспекторов, в том числе 30 сотрудников КТЖ, которые как раз и должны были следить за порядком на железной дороге.

Информационной бомбой не стала и жалоба, которую отправили железнодорожники на тот момент вице-премьеру Дариге Назарбаевой. Их возмутило, что топ-менеджмент компании в 2013 и 2014-м получил 883 млн тенге вознаграждения дополнительно к миллионной зарплате каждого. В той же жалобе сотрудники КТЖ писали, что Роман Скляр. получил 278 млн тенге бонусов. Также они сообщали, что на 2015 год денег на премиальные запланировано ещё больше - 950 млн тенге.

Трамплин в правительство

Однако, когда Мамин уходил в правительство КТЖ его проводило восторженными аплодисментами – перечислялись километры проложенных путей, новые железнодорожные станции, особо новоиспеченного вице-премьера благодарили за поезда «Тулпар-Тальго». Времени прошло совсем немного, но с испанцами дело не пошло, пришлось открывать свой вагоностроительный завод, а позже выяснилось, что с этим тоже не всё ладно. Работяги локомотива казахстанской экономики - завода уже не «Тальго», а просто «Тулпар» неожиданно заявили, что они на готовые российские вагоны «Трансмашхолдинг» наклеиваются казахстанские логотипы, вот как раз их и выдают за отечественное производство.

Дальше больше, экономист Олжас Худайбергенов назвал сумму в 2 трлн тенге, которую, якобы, задолжал национальный перевозчик под руководством Аскара Мамина. Правда, в КТЖ по традиции оправдываться или опровергать информацию не стали, судебных исков тоже не писали – не до этого. В «Қазақстан темір жолы»» очередной этап реформ, оптимизации и трансформации.

Несовместимая со здоровьем должность

С 2018 по 2021 год председательствовал в совете директоров АО «НК «Казакстан темир жолы» Сауат Мынбаев. Человек в Казахстане известный завершил свою карьеру немногословным сообщением пресс-службы «КТЖ».

     - Председатель правления Сауат Мынбаев во время занятий спортом получил травму. В настоящее время проходит лечение. Его здоровью ничего не угрожает, - цитировали СМИ пресс-релиз, подготовленный штатными пиарщиками национального перевозчика.

Кто у железного руля

В 2016 году топ-менеджмент компании был стратегически озабочен экономической прибылью, удовлетворённостью клиентов, рейтингом корпоративного управления, безопасностью перевозок, социальной стабильностью и зкологическим воздействием. В 2022-м планы КТЖ кардинально поменялись - на первом месте задача вывести компанию из зоны финансового риска и обеспечить её финансовую устойчивость.

Нурлан Ермекович Сауранбаев - нынешний председатель правления «Қазақстан темір жолы» в конце прошлого века хоть и не долго, но поработал на «железке» - даже возглавлял департамент по пассажирским перевозкам, но потом судьба его забросила в «нефтянку» и главный фонд страны - «Самрук-Казына». Был он и вице-министром индустрии и новых технологий, и заместителем министра обороны, руководил организационным комитетом ЭКСПО- 2017, попробовал себя в роли акима Шымкента и на позиции заведующего отделом в АП. В 2021-м вернулся в КТЖ. За скупыми биографическими строчками скрывается много интересного, например, то что Сауранбаев даже попал в список самых влиятельных людей в нефтяной отрасли по версии Forbes, побывал рядом с громким скандалом в вооруженных силах, чуть не пересадил всех чиновников в малолитражки, продвигал программу по энергосбережению, на которую выделить собирались триллион тенге. Потом он сразил публику заявлением, что потенциал туристической отрасли Казахстана не менее миллиарда туристов в год. Но собрать такую армию путешественников не удалось даже на международную выставку. В Шымкенте, куда он отправился акимствовать после ЭКСПО, Сауранбаева тоже запомнили – южане до сих пор с иронией говорят о его открытости и коммуникабельности.

У заместителя председателя Каната Есмухановича Альмагамбетова - профильное образование и диплом алматинского института инженеров железнодорожного транспорта по специальности эксплуатация железных дорог. После вуза он верно служил и до сих пор служит профессии – был составителем поездов, возглавлял службу движения, руководил грузовыми перевозками и дорос до позиции президента АО «Қазтеміртранс», потом неожиданно переместился на должность советника президента АО «НК «ҚТЖ», а затем стал генеральным директором Союза транспортников Казахстана KAZLOGISTICS. И уж кто как не он должен быть в курсе, как случился дисбаланс с перевозками, почему так недовольны работой железной дороги не только пассажиры и предприниматели, но и президент страны.

Ещё один зам – Ануар Муратович Ахметжанов. В его руках стратегия, трансформация и цифровизация КТЖ. Судя по образованию, в молодости о железной дороге он и не мечтал. Стал специалистом по международным экономическим отношениям и финансам. В его табели о рангах работа в таких крупных компаниях как ННК «Казахойл», МНК «КазМунайТениз», НК «КазМунайГаз», Холдинг «Самрук-Казына», СП «КазГерМунай». Несколько неожиданно Ахметжанов покидает «нефтянку» в 2012 году и занимает пост заместителя акима совсем не нефтяного карагандинского региона. Был он инспектором в АП и ответсеком в министерстве оборонной и аэрокосмической промышленности и в министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности.

Стоит заметить, что до карагандинского периода об Ахметжанове мало кто знал. А тут его сделали главным ответственным за один из прорывных и потому самых дорогих проектов «КазАвиаСпектр". Завод по производству сельскохозяйственных самолётов открыли, потом о нём забыли, а когда вспомнили, оказалось, что это не предприятие вовсе, а очередной мыльный пузырь. И, несмотря на то, что завод построили и даже торжественно открыли без него, из Караганды Ахметжанов и отправился на незавидные позиции инспектора и ответсека. Но потом о самолете, который даже при президенте не смог взлететь, опять забыли и Ахметжанова назначили первым замом цифрового министра.

Даир Адильбекович Кушеров управляет финансами и имеет на это полное и дипломированное право – он окончил бакалавриат университет Индианы и Казахскую государственную академию управления по специальности международная экономика. Трудится в этой сфере с 1998 года. С 2005-го занялся корпоративным финансированием в АО «Интергаз Центральная Азия», затем в АО «КазТрансГаз». С 2008-го работал финансовым директором в АО «КазТрансОйл», управляющим директором по экономике и финансам АО «КазТрансГаз», заместителем генерального директора «КазТрансГаза» по экономике и финансам. И вдруг – крутое пике, Кушеров бросает газ и переходит в КТЖ. Личность железнодорожного финансиста, мягко говоря, не публичная, поэтому в самом громком скандале с Алиёй Назарбаевой и её аутсорсинговыми услугами не засветился. По крайней мере комментариями не разбрасывался.
 
Логистикой в КТЖ занимается Ерлан Хамардинович Койшибаев. Науку по одной из самых востребованных в современном мире профессий осваивал долго. У него дипломы American University in Dubai, Казахской академии транспорта и коммуникаций и российской академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.

Если верить интернету, его карьера сразу пошла в гору – начинал с позиции помощника министра финансов, а потом стал директором департамента инвестиционных проектов в «Самрук-Казына Инвест». КТЖ в послужном списке появилась в 2015-м – он уже вице-президент по логистике АО «KTZ Express». Оттуда совершил бросок на позицию заместителя председателя правления Казахстанского института развития индустрии и совсем уж неожиданно становится замом акима Костанайской области. В январе незаметного в исполнительной власти чиновника вдруг переводят на одну из самых важных позиций.

Теперь он занимается диверсификацией экспортных маршрутов, строит средний коридор, модернизирует, ведет переговоры о возрождении самого перспективного способа транспортировки нефти – ТМТМ.

Ерсайын Каиргазиевич Нагаспаев - управляющий директор по новым проектам. Он экономист с дипломом Карагандинского государственного университета имени Е.А. Букетова.

Карьеру начинал в МИДе, был атташе и третьим секретарём в казахстанском посольстве, трудился в министерстве транспорта и коммуникаций, руководил аппаратом в РГП «Актауский международный морской торговый порт», работал в канцелярии премьер-министра и был советником его зама. А потом какая-то круговерть – его назначают замом районного акима в Караганде, затем переводят акимом Шахтинска и только после этого доверяют позицию зама акима - куратора экономики и финансов Астаны. В то время столицей правил Тасмагамбетов и активно лоббировал строительство ЛРТ, но пришел Джаксыбеков и наш Ерсаин Каиргазиевич уходит руководить СПК «Астана», откуда перемещается на позицию заместителя директора по стратегическому развитию частной компании «Новострой Астана». Какими проектами он занимался неизвестно, как и то, почему его карьерная дорога получилась такой извилистой.

Производственными процессами на КТЖ управляет Бауыржан Пазылбекович Урынбасаров. Он железнодорожник с дипломом алматинского института инженеров ж/д транспорта по специальности организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте.

Профессии ни разу не изменял, как пришёл на «железку» в 2004-м, так до сих пор и трудится. Был диспетчером, советником, главным инженером, директором филиала, занимался инфрастуктурными проектами и магистральными сетями. Уж он то наверняка не только в курсе природы всех скандалов, которые преследуют КТЖ на протяжении всей истории, но и знает, как это зло искоренить. Хотя ту же возникает вопрос, а почему раньше не вмешивался, не решал, не подсказывал, не сопротивлялся? Может быть скромность и молчаливость и помогли ему удержаться и не изменить профессии?

Редакция Ulysmedia.kz, изучив историю самой «железной» отрасли нашей экономики и биографии тех, кому доверено её реанимировать на современном этапе, пришла к выводу, что КТЖ по необъяснимой причине попала в руки людей, чья профессиональная предрасположенность была направлена в сторону нефти. Как вы думаете, они справятся с поставленной задачей или в случае чего опять пересядут в кресло какого-нибудь акима? Мы готовы опубликовать самую интересную точку зрения наших читателей.