×
446.49
475.38
4.79
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
446.49
475.38
4.79

Всегда ли виновата геополитика: почему падает добыча казахстанской нефти

28.09.2022, 13:49
Коллаж Ulysmedia

Ситуация на главном казахстанском рынке подсказывает, что казахстанскому минэнерго скорее всего придется уже второй раз за год пересматривать планы по объёмам добычи нефти – уверен аналитик Артур Шахназарян. Специально для Ulyamedia.kz он проанализировал, что происходит на нефтяном рынке страны.

План не приказ

Первый раз план снизили всего на 2 млн тонн, то есть до 85-ти. Но похоже, ближе к реальности объёмы ниже 80 млн тонн. В августе говорили об том, что уровень добычи был близок к какому-то условному антирекорду – так как добыто было всего 5 млн 100 тысяч тонн нефти. Кстати, дважды в истории этот показатель был ещё ниже - в августе 2016-го, когда добыли 4.3 млн тонн нефти и в июне 2021-го - 4.9 тонн. Но, сентябрь, скорее всего все эти рекорды побьёт - ожидается, самое резкое снижение уровня добычи нефти за последние 10 лет.

Навалилось всё и сразу

Первая и основная причина падения объёмов добычи - это авария на Кашагане. Дала сбой установка подготовки нефти и газа на Карабатане. Слагкетчер не выдержал семилетнего агрессивного воздействия сероводорода – труба покрылась трещинами и дырами. В результате добыча нефти на Кашагане упала в 3,5 раза. А эта авария куда более серьезная, чем может показаться со стороны. Добыча нефти на Кашагане находится в прямой зависимости от утилизации газа. Формула добычи кашаганской нефти просто выглядит только на словах - больше газа - меньше нефти и меньше газа - больше нефти.
 
Связано это с высоким содержанием сероводорода. И чтобы отделить нефть от газа надо сильно постараться.

Собственно, эта самая сложная составляющая проекта. Функция слагкетчера – «досушивать» нефть от так называемых «пробок», которые собираются или улавливаются на выходе из трубопроводов. Пробкой называют большое количество газа или жидкости, находящееся в трубе.  Так вот по технологии нефть поступает в этот резервуар, где досушивается или очищается окончательно от жидкостей типа метанола и сероводорода. А их сочетание как раз и есть та самая агрессивная среда, которая легко «пожирает» любой металл за очень короткое время.  Выдержать её напор могут только эксклюзивная марки стали.

Так или иначе, консорциум перед выбором - заделать дыры и трещины и рискнуть поработать ещё какое-то время на подлатанном резервуаре или ждать несколько месяцев, пока в Италии дочка американской компании «Дженерал Моторс» - «Нуово Пиньоне» построит новое оборудование. Так что, падение добычи нефти в Казахстане затянется надолго, скорее всего почти на год.

Другие причины

Дополнительное воздействие на главные экономические показатели не могут оказать и плановый ремонт на Карачаганаке, и авария на энергосистеме трубопровода «КТК-К», который вольно-невольно устроил КЕГОК на казахстанском участке трубопровода. Сейчас задействована резервная линия, так как последствия пока не устранены.

Не даёт повода для оптимизма и нежелание ТШО запускать в добычу ПБР – завод третьего поколения. На самом деле завод уже в 2021 был готов к увеличению добычи на 12 млн тонн, и объекты по закачке газа - ПУУД, однако, что-то пошло не так и запуск перенесли на лето 2023 года. Так что пока на новый завод рассчитывать не стоит.

Есть падение уровня добычи и у «Казмунайгаза» из-за прошлых организационных и технологических ошибок. Поразительно, но высокие мировые цены буквально никак не отразились на показателях КМГ!   

Аларм не уместен
 
Тем не менее, алармисткие, то бишь тревожные настроения, которые воцарились в казахстанском медиа-пространстве, совершено неуместны. На всём мировом рынке сложилась ситуация парадоксальная и уникальная. Чем меньше добываешь и отправляешь на мировой рынок, тем в большем выигрыше в конечном итоге оказываешься. Падают продажи, а доход - прежний. Нефть, если что - возобновляемый ресурс и не скиснет с течением времени. Получить дохода больше на единицу проданного ресурса - вот основа успеха. Так что проблемы с КТК - для нас ещё не катастрофа. А вот если он полностью остановится, развитие пойдёт по чёрному сценарию. А пока хотя бы один причал в порту Новороссийска действует - то относительно всё нормально.

Новости партнеров