На развитие физической культуры из государственного бюджета ежегодно выделяются миллиарды тенге, но порой кажется, что ситуация со спортом становится только хуже. На зимней Олимпиаде в этом году наши атлеты не завоевали ни одной медали, на летней в 2021-м – лишь 8 бронзовых медалей, показав худший результат за всю историю независимости Казахстана. Сидя на диване, легко критиковать федерации, чиновников от спорта, тренеров и даже самих спортсменов, но можно ли что-то сделать?
Корреспондент Ulysmedia.kz выяснила, что, оказывается, можно. Например, частный клуб любителей триатлона NomadTriClub в Астане создает детский клуб Nomad Junior. Цель вполне амбициозная – подготовить олимпийских чемпионов. А чтобы достойно выступить на играх в 2036 году, уже сейчас набирают пяти- и шестилетних детей. Проект некоммерческий - занятия для юных спортсменов будут бесплатными.
Неповоротливая госмашина
Триатлон, особенно любительский, сегодня развивается вполне динамично. В 2019-м Казахстанская федерация триатлона (КФТ) провела 15 республиканских и международных стартов, работают федерации триатлона в 10 регионах. Однако, пока казахстанцев-триатлонистов на Олимпийских играх не так уж много – Дмитрий Гааг (Сидней, 2000), Михаил Кузнецов (Сидней, 2000), Екатерина Шатная (Афины, 2004). Так почему всё-таки миссию по подготовке олимпийских чемпионов решили взвалить на себя частники?
Директор NomadTriClub Тимур Абилов признался, что не эксперт в делах профессионального спорта, но отметил две основные проблемы, которые мешают развиваться детско-юношескому триатлону.
- Во-первых, неповоротливость государственной машины. В триатлоне, например, для тренировок нужен бассейн, а цены на аренду только растут. Финансирование на оплату инфраструктуры закладывается заранее, и пересмотр занимает время. Во-вторых, маленькая заработная плата у тренеров. Насколько я знаю, речь идет о десятках тысяч тенге, далеко не сотнях, и поэтому тренеры часто ищут подработки, и вкладывают больше усилий там, где больше платят.
Аналог ДЮСШ
Абилов отметил, что в Nomad Junior, так сказать, в частном аналоге ДЮСШ, таких проблем не будет. Однако это будут действительно профессиональные занятия, а не секция. Здесь всё по-взрослому – жесткий отбор, контроль и отсев по итогам тестов, а также повышенная нагрузка.
- Конечно, это не тюрьма! Мы понимаем, что дети могут бросить спорт по какой-то причине. Но будем стараться, чтобы они не уходили. Я недавно встречался с директором ДЮСШ по велоспорту, он сказал, что не прочь забрать уже подготовленных детей к себе, - объясняет перспективы Тимур Абилов.
Энтузиаст триатлона не сомневается, что за его видом спорта – будущее, но не видит проблем и в том, что дети со временем выберут другое направление – плавание или велоспорт. Это уже результат и надежда на олимпийские победы.