×
445.66
474.58
4.78
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
445.66
474.58
4.78

Смутная перспектива: сможет ли «КазМунайГаз» вытащить Жанаозен из социальной пропасти

11.04.2023, 18:30
Коллаж Ulysmedia

Жанаозен опять переполошил страну новой акцией протеста, за которой стоит требование трудоустройства в главное градообразующее предприятие – «ОзенМунайГаз». Работать в нефтянке здесь всегда было не только престижно, но и выгодно, поэтому людей не отпугивал климат, пустынная зона и тяжёлые условия труда.

Жанаозен на географической карте Казахстана появился в 1964 году. Имя получил по названию нефтяного месторождения. Сейчас в городе и рядом с ним - в маленьких посёлках живут около 150 тысяч человек. В городе остро стоят проблемы с жильём и с работой. Жанаозен место не спокойное и столкновения с властями были ещё в советские времена.

Что было

В 1989-м начались столкновения между казахами и местными кавказцами. Бытовой конфликт закончился беспорядками и митингами. Уже тогда ребром встал вопрос социального положения местного населения.

В 2011-м в Жанаозене было подавлено восстание нефтяников, которых поддержало практически всё население города. Протест подавили огнём, информация о числе погибших до сих пор пугает своей противоречивостью. По официальной - погибли 16 человек и более ста получили ранения. Но участники восстания утверждают, что было не менее 70 трупов, а более 500 человек получили ранения.

В 2012-м рабочие опять возмутились сокращениями на производстве и потребовали освободить осужденных за забастовку в 2011-м.

В 2016-м в Жанаозене протестовали против новой редакции Земельного кодекса.

В январе 2022-го из Жанаозена пошла волна протеста по всей стране из-за выросшей в цене на автогаз.

Что сегодня

Протестная история города нефтяников в какой-то мере объясняет относительно лояльное отношение властей к непокорным рабочим. Как и на этот раз в Астане, с ними ведут переговоры, предлагают варианты трудоустройства.

Но на самом деле можно говорить о самоустранении правительства от проблем не только Жанаозена, но и всего Мангистау. Эксперт нефтяного рынка Артур Шахназарян утверждает, что кабмин идёт по пути наименьшего сопротивления, взвалив все проблемы на нефтяные компании.

Например, правительство присвоило Жанаозену статус «моногорода» - то есть всю социалку взвалило на одно крупное предприятие в лице «ОзенМунайГаз».

Что будет

Все экономические неурядицы компании сразу отражаются на жизни всего города. Но ни для кого не секрет, что перспективы у неё, как и у самого месторождения практически отсутствуют. Есть вероятность, что в 2036-м закончится срок действия контракта на его разработку. Все предпосылки к этому есть. Уже сейчас из скважин идёт сплошная вода, нефти получают всего порядка 5% от общего объёма. В целом динамика объемов добычи нефти отрицательная: в 1975-м было 16,3 млн тонн, а в 2021-м всего 5,3 млн тонн. Так что будет с городом и его населением через 13 лет? Как будет спасать ситуацию правительство, если нефти станет меньше, себестоимость её добычи возрастет, а численность населения значительно увеличится? Есть ли четкий краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный планы, которые не зависят от наличия нефти? Предполагается ли диверсификация экономики региона? 

В принципе запасы нефти официально закончились ещё в 2021 году. Когда месторождения были открыты прогнозируемые объёмы составляли млрд тонн, а извлекаемые - 400 млн. Так вот два года назад достигли эти самые 400 млн тонн. Но есть методы и технологии вторичного и третичного извлечения нефти. То есть тянуть добычу можно ещё долго применяя более дорогие технологии.

Скажем не воду закачивать, а полимеры. Есть и пропущенные пласты. Вся проблема для «КазМунайГаза» в том, что что из-за социальных нагрузок и более дорогих методов извлечения он не получит прибыли. Известно, что прошлым летом работала группа «КМГ» и пришла к выводу, чтобы не доводить компанию до банкротства, надо изменить методику обслуживания скважин. Сейчас их ремонтируют чуть ли не ежемесячно, а если срок увеличить до 2 лет? Тогда и нефть будет, и рабочие места, и город выживет. Так или иначе выход искать придётся, тем более, что компания не сопротивляется и готова тащить город до конца. Но «КазМунайГаз» не резиновый и взять всех желающих на работу не сможет. Так что всё равно придётся искать новые залежи нефти, но на это нужно не только время, но и немалые деньги.

Новости партнеров