×
494.87
520.65
4.91
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
494.87
520.65
4.91

Если папа начальник: кому в Казахстане можно всё

18.04.2023, 16:33
Если папа начальник: кому в Казахстане можно всё
Коллаж Ulysmedia

Что общего у девушки, избившей подростка в ТРЦ Усть-Каменогорска, 21-летнего водителя, сбившего парня на пешеходном переходе и военнослужащего, напавшего на нескольких человек? Все эти люди – дети чиновников и высокопоставленных начальников. К какой ответственности привлекают таких нарушителей и как в Казахстане работает "крыша", решили разобраться журналисты Ulysmedia.kz.

Они же просто хулиганят!

Уже несколько недель в Казнете обсуждают происшествие в усть-каменогорском ТРЦ. Несколько девушек заставили сверстницу раздеться, жестоко избили и сняли всё на видео. Потерпевшая звала на помощь, умоляла остановиться, но обидчицы продолжали истязания.

Позже кадры издевательств распространились в сети и вызвали общественный резонанс – появилась информация, что мать одной из участниц работает в управлении образования, а отец - сотрудник Антикора. Госорганы, молчавшие до этих пор, сразу отреагировали – заявили, что мать обидчицы уже уволилась по собственному желанию, а информация об отце не соответствует действительности.

С момента избиения прошло больше месяца, но все участницы по-прежнему остаются на свободе, поскольку в полиции произошедшее квалифицировали как "Хулиганство". К слову, разрисовать лавочку в парке, сорвать цветы с городской клумбы или бросить окурок на тротуар – тоже хулиганство.

Понять, простить и замять

В марте в одной из воинских частей произошло жестокое избиение: после словесной перепалки 18-летний солдат нанёс сослуживцу тяжкие телесные повреждения. Своевременную помощь парню не оказали – отвезли в больницу только через несколько часов, когда тот начал терять сознание.

Родителям сообщили, что солдату просто "вырвали зуб". Но врачи актюбинской больницы поставили иной диагноз: двусторонний перелом челюсти со смещением, закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга и ушиб мягких тканей лобной области.
Несмотря на все усилия командиров, дело "утекло" в СМИ. Выяснилось, что отец нападавшего служит в КНБ и единственного сына под суд отдавать не намерен.

    - Никакого раскаяния в содеянном я так и не увидела. Отец напавшего отправил мне голосовое сообщение с так называемыми извинением. Он просил, чтобы я не губила его карьеру и сына, забрала заявление и простила. Говорил, что собирался сына после службы устроить куда-нибудь в органы, чтобы тот человеком стал. В госпиталь заезжал, давил на Богдана, чтобы тот "был мужиком и простил обиды". Но как можно простить? А если бы в руках этого психически неуравновешенного солдата оказалось боевое оружие, – сказала мать потерпевшего в одном из интервью.

Понесёт ли солдат наказание – пока не известно, дело на стадии досудебного расследования.

30 тысяч и никаких претензий

В мае 2021 года жительница Астаны стала свидетелем ДТП – молодой человек 1999 года рождения сбил подростка на пешеходном переходе и скрылся с места преступления.

    - Причем не просто скрылся, а спокойно припарковался возле фитнес-центра и невозмутимо планировал заняться спортом. Мне и ещё одной девушке, оказавшейся рядом, пришлось вернуть его к реальности, вызвав дорожную полицию и скорую помощь. Нарушитель вёл себя очень нагло, затыкал нас – женщин вдвое старше него, кому-то бесконечно звонил и делал вид, что все происходящее его не касается. На вопрос "почему вы не вышли из машины, не извинились, не вызвали скорую" он сквозь зубы ответил, что не чувствует вины и "с пацаном все нормально, – написала очевидица в социальной сети.

Причину столь самоуверенного поведения выяснили быстро – парень оказался сыном руководителя управления администрирования акцизов в комитете госдоходов Дамира Нургалиева. Правоохранители квалифицировали произошедшее как "непредоставление преимущества в движении пешеходам" и оштрафовали нарушителя на 29 170 тенге. Потерпевший мальчик отказался от дальнейшего разбирательства, поскольку "претензий и телесных повреждений не имеет", а сбивший его водитель по-прежнему водит автомобиль.

Нет состава преступления

В 2020 году житель села Егиндибулак Каркаралинского района дал интервью одному из республиканских телеканалов, в котором раскритиковал работу сельского акима Меруерт Мадикеновой. Следующей ночью в дом сельчанина ворвались неизвестные, схватили его, избили и бросили в степи.

Нападавшие были в масках, но одного из них пострадавший узнал – им оказался сын акима Мадикеновой. В результате избиения мужчина получил перелом ребра и гематомы головы, а его родственники написали заявление в полицию.

Дело возбудили по статье "Хулиганство, совершенное преступной группой". Все четверо подозреваемых признались в содеянном. Казалось, что правосудие вот-вот восторжествует, но не тут-то было: в ходе досудебного расследования потерпевший отказался от претензий к подозреваемым и уголовное дело закрыли "за отсутствием в деянии состава уголовного правонарушения".

Он сам упал!

В 2016 году, когда заводом "Казфосфат" руководил Мукаш Искандиров, одного из рабочих убили при невыясненных обстоятельствах. По мнению родственников погибшего, расследованию мешало то, что к делу причастен Сакен Искандиров – непосредственный начальник убитого и племянник руководителя завода.

На том же заводе работал ещё один племянник гендиректора Алимжан Искандиров. Именно с ним у погибшего случился конфликт. Рабочие подрались и Алимжан Искандиров сломал Тогысову челюсть, после чего родственник руководителя покинул завод, избежав уголовной и административной ответственности. Вдова убитого обвинила в преступлении именно Алимжана Искандирова, но следствие не стало брать её доводы во внимание.

    - Искандиров якобы случайно обнаружил тело в своём дворе и позвонил в полицию. Но на теле были многочисленные синяки и ссадины. Нас не оповестили своевременно о смерти Бауыржана. И до сих пор не было опроса родственников и близких. Расследуют смерть по неосторожности. Как будто он сам упал во дворе, где живёт Искандиров, – рассказывала жена погибшего.

Изначально правоохранители заявили, что Тогысов погиб по неосторожности - сам упал. Эту версию подтвердил Сакен Искандиров. Но благодаря усилиям родственников выяснилось, что работник завода скончался в результате удара тупым предметом. Статью переквалифицировали в "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть по неосторожности", но подозреваемых так и не нашли. А племянник гендиректора, чьи показания кардинально разошлись с результатами судмедэкспертизы, никакой ответственности за лжесвидетельствование не понёс.

Сейчас Мукаш Искандиров - депутат мажилиса парламента, чем занимаются его племянники – неизвестно, а виновного в убийстве рабочего, с которым у них был конфликт, так и не нашли.

Мы всё еще помним Усенова

С того момента, как Максат Усенов в состоянии алкогольного опьянения сбил шестерых человек, прошло 10 лет. Один из пострадавших погиб на месте, остальные получили травмы, а юный сын руководителя «Астана Экспо-2017», разъезжавший на новенькой BMW Х6, отделался штрафом в 500 тысяч тенге и арестом на 45 суток. Общественность бурлила, петиция за пересмотр дела набрала более 13 тысяч голосов, но что поделаешь – родители погибшего "простили" виновного и забрали заявление.

Но сын чиновника урок усвоил – когда папа начальник, можно всё. Всего через год после происшествия Усенов-младший, несмотря на отсутствие прав, снова сел за руль и совершил ДТП, в котором пострадала водитель другого автомобиля. В том же году он устроил дебош на борту самолёта "Алматы-Бангкок": ругался матом и предлагал бортпроводникам 200 долларов, чтобы курить прямо в самолёте. За этот инцидент лихач получил 10 суток. Но в 2017 году снова попал в заголовки – его задержали за употребление марихуаны в компьютерном клубе. На суде Усенов завил, что наркотики нашёл на улице и попросил назначить ему штраф – так судья и сделал. И это лишь те факты, о которых стало известно СМИ.

Прошло 10 лет, Усенов-старший успел побывать в тюрьме за коррупцию (правда вышел по амнистии), Усенов-младший по-прежнему находится на свободе, а их фамилия стала именем-нарицательным.

Влиятельные родители по-прежнему «крышуют» своих детей, давят на следователей и откупаются от потерпевших, пока юные «хулиганы» творят бесчинства. А сколько ещё в Казахстане таких "Усеновых"?