×
494.87
520.65
4.91
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
494.87
520.65
4.91

Коротко о главном: на расширенном заседании Токаев снова «приземлил» правительство и акимов

19.04.2023, 17:56
Коротко о главном: на расширенном заседании Токаев снова «приземлил» правительство и акимов
Коллаж Ulysmedia

Расширенное совещание по вопросам развития страны с участием президента, прошедшее 19 апреля, вызвало стойкое дежавю у казахстанцев. Напомним, такое масштабное совещание Касым-Жомарт Токаев проводил в декабре 2002 - после президентских выборов и инаугурации. И тогда так же, как и сейчас указал чиновникам на расхождения данных в их отчётах и в реальности.

Догоним и перегоним?

Существенным отличием в протоколе стало присутствие на мероприятии акимов городов республиканского значения, областей и районов, а также председателей областных и районных маслихатов.

    - В заседании принимают участие представители маслихатов. Это также является признаком реальных политических изменений. Необходима эффективная коммуникация между исполнительной и представительной властью. При необходимости они должны дополнять и поддерживать друг друга. Все это позволяет эффективно реализовывать государственную политику. Это также открывает путь к принятию решений с учетом интересов страны, - объяснил Токаев столь широкий круг участников совещания.

Президент констатировал, что прошедшие выборы в органы представительной власти всех уровней и последующее формирование правительства установили «баланс сил». И теперь необходимо сосредоточиться на перестроении социально-экономических отношений.

После вступительной речи президента с докладом выступил премьер-министр Алихан Смаилов. Озвученные им данные внушали оптимизм.

   - Рост экономики Казахстана в первом квартале 2023 года составил 4,9 %. На сегодняшний день национальная экономика адаптировалась к неблагоприятным внешним условиям и вышла на путь стабильного роста. Несмотря на сложную внешнюю ситуацию, в 2022 году реальный рост экономики составил 3,2 %. В страну привлечено $28 млрд прямых иностранных инвестиций, обеспечен 18-ти процентный рост. Реальный объём инвестиций в основной капитал увеличился на 8 %. Внешнеторговый оборот вырос на 32 % и составил $134 млрд. Количество работающих субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 27 % до более 1,8 млн единиц. Общая численность занятых в этом секторе людей выросла на 13 % и достигла 3,9 млн человек. В результате доля МСБ в экономике составила уже 36 % - 33,5 % годом ранее. Из доклада премьер-министра становилось ясно: ситуация в мире нестабильная, но Казахстан с вызовами справляется «на ура».

Жить – хорошо, а хорошо жить - лучше

Менее мажорно прозвучало выступление вице-премьера Алтая Кульгинова.

   - Текущие темпы ввода новых школ не успевают за демографическими и миграционными процессами, особенно в крупных городах. Так, дефицит ученических мет составляет 270 тыс., количество трехсменных школ – 143, авариных – 52, имеется свыше 300 саманных и деревянных школ.

Также он посетовал на отставание уровня знаний казахстанских школьников от среднего показателя стран ОЭСР, а также на разницу в качестве знаний, полученных в городах и селах.

Аким Астаны Женис Касымбек, взявший слово следующим, снова «насыпал» пригоршню оптимизма.

    - До конца года совместно с бизнесом планируем открыть до 60 тыс. новых рабочих мест в Астане. В основном, рабочие места будут созданы в сфере МСБ… Самый главный вопрос – стабилизация цен на продукты питания. На сегодня ситуация стабилизировалась. До конца этого года будет принят новый генеральный план развития города до 2035 и акцент будет сделан на создании комфортной среды для жителей, - кроме того, по словам Жениса Касымбека, в Астане продолжается строительство LRT.

В ответ президент обратил внимание Касымбека на неважное обустройство городов и диссонанс между внешним обликом центра столицы и её окраин.

   - Я неоднократно говорил, что высокому статусу столицы должен соответствовать не только центр города, но и его окраины. Пока наши города выглядят очень плохо, это надо признать.

Президент заявил, что акимы должны пешком ходить по своим городам и населенным пунктам. Это касается и столицы.

Акимы Мангистауской области Нурлан Ногаев и Павлодарской - Асаин Байханов в своих выступлениях затронули точечные, но актуальные в масштабах всей страны проблемы: недавний взрыв баллонного газа в Жанаозене и критическую ситуацию с Экибастузской ТЭЦ.

   - В западных регионах, особенно в Мангистау, многие молодые люди хотят работать только в нефтяной сфере. Это неправильно. Когда будут исчерпаны запасы нефти, ситуация в области может серьезно ухудшиться. Поэтому нам нужно создавать условия для того, чтобы молодежь осваивала и другие специальности. Для этого необходимо разработать специальный план. Например, сегодня во всем мире ведущей отраслью становятся информационные технологии. Такие технологии можно применять в деле развития Мангистауской области.

   -Модернизация Экибастузского энергоузла является приоритетной задачей. Правительству и акимату нужно обеспечить своевременный запуск первого энергоблока ГРЭС-1 и строительство двух новых блоков ГРЭС-2. Это проекты странового масштаба. Что касается модернизации Экибастузской ТЭЦ и подготовки к следующему отопительному сезону, все планы должны быть реализованы в полном объёме и точно в срок. Повторение прошлогодней кризисной ситуации недопустимо, - резюмировал президент.

О точках роста

Затем глава государства дал четкие указания о том, какие именно реформы должны стать приоритетными для Казахстана на ближайшие годы. И призвал присутствующих готовиться к трудностям.

    - Каждый из присутствующих на сегодняшнем заседании должен осознавать высокую персональную ответственность прежде всего перед народом, перед жителями своего региона, города, района или села. Именно от ваших решений и действий зависит настоящее и будущее нашей страны. Поэтому нельзя ограничиваться только решением текущих оперативных вопросов. Вы должны стать государственниками-реформаторами. Главная цель всех реформ – повышение качества жизни граждан. Для этого нужно увеличивать доходы населения, создавать комфортную для проживания среду, обеспечивать безопасность и расширять возможности для всестороннего развития людей.

Токаев ещё раз подчеркнул, в какое сложное время Казахстану предстоит переход к реальной рыночной экономике.

    - Разрыв традиционных экономических и логистических связей сопровождается рекордной инфляцией, замедлением мировой экономики, нарастанием долгового бремени государств. Множатся торговые барьеры и растёт взаимное недоверие между государствами. Все это – новая нормальность, а скорее – ненормальность, мировой экономики. Природная рента больше не является устойчивым источником благосостояния страны.

И, словно в пику данным, озвученных премьер-министром, президент заметил, что в прошлом году наша экономика выросла всего на 3,2 %, а за 3 месяца текущего года – на 4,9 %.

    - Цифры неплохие, но удовлетворения и оптимизма они внушать не должны. Нужно искать дополнительные источники роста. Правительство должно быть по-хорошему более амбициозным в том, что касается обеспечения экономического роста… Инерционные темпы роста экономики за последние 10 лет привели к тому, что наша страна застряла в «ловушке среднего дохода». Если сейчас не создать прочный фундамент для качественного экономического роста, то стагнация доходов населения не за горами. По расчетам экспертов, для перехода Казахстана в категорию стран с высоким уровнем дохода необходимо обеспечить ежегодный рост на уровне 6 %, то есть в полтора раза выше текущих темпов, - сказал президент.

Кушать продано?

Одной из приоритетных задач, стоящих перед правительством, Токаев назвал обеспечения устойчивого роста агропромышленного комплекса.

    - Мы наблюдаем небывалый за последние 15 лет рост цен на продовольственные товары. В феврале текущего года инфляция составила 21,3%, достигнув своего пика, - пояснил он.

И отметил, что действующая модель управления агропромышленным комплексом не раскрывает потенциал отрасли.

    - Помимо увеличения объёма выпускаемой отечественной продукции, для борьбы с резкими скачками цен важно правильно использовать стабилизационные фонды. Сегодня они действуют разрозненно и непрозрачно. Регулярно выявляются коррупционные схемы. Поэтому предстоит, в том числе, более активно использовать потенциал Продкорпорации для закупа и интервенций по основным товарным позициям, усилить координацию работы Продкорпорации со стабфондами СПК.

Также глава государства сообщил о необходимости ускорить работу по созданию современной инфраструктуры хранения и сбыта сельхозпродукции.

   - Во многом именно её отсутствие приводит к избыточным посредническим структурам и накрутке цен. При ежегодном сборе более 8 млн тонн овощей и картофеля общая вместимость овощехранилищ составляет всего 1,7 млн тонн. Да и то, это, похоже, завышенная цифра. При этом 60 % овощехранилищ не оборудованы холодильными установками, срок эксплуатации 30 % складских помещений превышает 20 лет. В результате потери при хранении достигают астрономических 35-40 % от объёмов заготовленной продукции. Правительство должно системно заняться решением этой проблемы.

Особо остановился президент на ключевых моментах борьбы с инфляцией.

    - Хочу отметить, что инфляция в Казахстане имеет также монетарный характер. Поэтому к решению вопросов инфляции должен полноценно подключиться Национальный банк. Задача контроля инфляции первоочередная для Национального банка и правительства. Ожидаю слаженной и профессиональной работы.

Как и в прошлый раз, Токаев отметил, что важнейшим приоритетом является наращивание собственного производства.

    - Больше года назад по моему поручению был принят Закон "О промышленной политике". Он создал условия для развития обрабатывающего сектора. Одной из его главных новелл было требование по обеспечению отечественных предприятий доступным сырьем. Однако, основной объём производимого металла по-прежнему уходит на экспорт, а это недополученная добавленная стоимость внутри страны. Правительство прорабатывает дополнительные нормативно-правовые механизмы, которые необходимо ввести в первой половине этого года. Модель простого экспорта сырья уже не работает. Требуется создание новых заводов и переделов внутри страны. Это задача нового порядка.

Затронул глава государства и вопрос локализации отечественных предприятий.

   - Уровень локализации следует неуклонно повышать, идти от простого к сложному. Такие примеры уже имеются, но есть также факты подмены понятий за счет ложной локализации. Это ведет к субсидированию импорта, что нежелательно.

О кредитовании и налогах

По словам Касым-Жомарта Токаева, сегодня «критически важно вовлечь отечественные банки в работу по созданию благоприятных условий для бизнеса и инвестиций. Необходимо расширить возможности банковского сектора по кредитованию крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов. Соответствующее поручение мною дано в рамках Указа о мерах по расширению кредитования экономики. Вместе с тем за бортом доступного банковского кредитования остается малый и средний бизнес. При этом мы знаем, что у банков деньги есть и они готовы финансировать прозрачно работающих предпринимателей. Поэтому, помимо перенастройки работы самих банков, нужно усилить цифровизацию денежных потоков и интеграцию информационных систем банков и органов госдоходов. Это позволит укрепить доверие банков к бизнесу, особенно малому и среднему.

Он также призвал сделать налоговую политику стимулирующей и гибкой.

    - Налоговые льготы следует переориентировать в основном на привлечение инвестиций в производство продукции с высокой добавленной стоимостью и стимулирование технологичного экспорта…  Сегодня в Казахстане имеется множество месторождений твердых полезных ископаемых, которые при текущем налогообложении разрабатывать экономически нецелесообразно и невыгодно. Сырье просто лежит в земле, зачастую рядом с моногородами, хотя могло бы использоваться на благо граждан. Почему бы, по примеру сложных нефтегазовых месторождений, не облегчить для таких малорентабельных новых проектов налоговое бремя в обмен на создание рабочих мест, строительство перерабатывающих мощностей, выполнение соцобязательств?

Президент дал поручение правительству и акимам активизировать работу по привлечению инвестиций.

   - Да, в прошлом году был привлечен рекордный за последние 10 лет объём прямых иностранных инвестиций – 28 млрд долларов. Однако наибольший объём вложений, более 43 % от общей суммы, традиционно шёл в горнодобывающий сектор, тогда как инвестиции в обрабатывающую промышленность составили всего пятую часть.

Токаев также высказался о необходимости за каждым значимым инвестиционным проектом закрепить сопровождение со стороны сотрудников прокуратуры.

Что оставим потомкам?

Касым-Томарт Токаев призвал рационально распоряжаться средствами нацфонда.

   - Нацфонд – это средства будущих поколений. Мы должны использовать его ресурсы только в необходимых случаях, в кризисные периоды. Следует в полной мере использовать институт государственного-частного партнерства и подушевого финансирования, особенно для привлечения инвестиций в социальную инфраструктуру.

Президент поручил правительству подготовить Комплексную программу ГЧП в социальной сфере. Ещё одним направлением работы он обозначил кардинальную перестройку работы по дальнейшему развитию коммунальной инфраструктуры.

    - Недовольство граждан этой зимой вызвала неудовлетворительная, по сути, провальная работа по обеспечению теплом. Более половины ТЭЦ находятся в зоне риска, уровень износа в некоторых городах превысил 80 %. Средний износ тепловых сетей по стране составил около 54 %. А в 80 городах с централизованным теплоснабжением этот показатель – от 75 до 92 %. В целях модернизации коммунальной сферы я поручал обеспечить переход на новую тарифную политику «Тариф в обмен на инвестиции». В текущей ситуации правительству придётся решить «законсервированные» годами проблемы. Но другого пути нет.

Вместе с тем глава государства констатировал, что цены на топливо будут расти.

    - Мы либо постепенно повысим тарифы и приблизим их к рынку, либо останемся вовсе без инфраструктуры во всех городах и селах.

При этом в вопросах повышения цен на бензин и дизельное топливо, глава государства поручил направлять средства на реализацию новых нефтяных и газовых проектов, модернизацию НПЗ, а не на увеличение доходов посредников.

    - Правительство должно принять дополнительные меры по повышению налоговой отдачи для государства при пересмотре цен на нефтепродукты. В целом, по тарифной политике поручаю правительству проработать вопрос введения «социальных норм потребления, регулируемых товаров и услуг».

Пить или не пить?

Также президент прокомментировал остро стоящий в Казахстане вопрос с питьевой водой.

    - Казахстану требуется в три раза больше воды на доллар производимого ВВП, чем России или США, и в 6 раз больше, чем засушливой Австралии. Анализ работы предприятий, ответственных за централизованное управление водохозяйственными объектами, показал их низкую эффективность. Займы от международных финансовых организаций на реконструкцию водохозяйственных и гидромелиоративных систем, должным образом не осваиваются. Остро стоит кадровый вопрос. Правительство определило базовый вуз для подготовки специалистов водной отрасли. Теперь необходимо перезагрузить саму систему управления. «Казводхоз» следует переформатировать в финансово стабильную организацию. Она возьмет на себя лидирующую роль в трансформации водной отрасли.

Токаев отметил также, что вопрос эффективного управления жилым фондом до сих пор не решен.

    - Реформа, направленная на внедрение института ОСИ, не доведена до конца. Наряду с ОСИ по-прежнему функционируют КСК. Мы с этой реформой ОСИ сильно ошиблись. В таких условиях главная задача – обеспечить людей качественными и прозрачными услугами – не выполняется. В то же время данная реформа предполагала создание первой ступени в системе местного самоуправления. Поэтому оставлять без должного внимания эту задачу нельзя.

Лечиться и учиться

Вопросы здравоохранения и образования также традиционно стояли в повестке дня расширенного совещания. Президент раскритиковал деятельность региональных комиссий Фонда медстрахования, назвав её «не прозрачной» и отметив, что на фоне бесконтрольного потребления медпомощи число дорогостоящих диагностических услуг увеличилось в 11 раз.

    - Стационары страны в конце прошлого года испытывали острый дефицит средств, - заявил президент.

    - Это означает, что отвлекаются средства от действительно важных направлений. Правительству совместно с акимами регионов следует провести ревизию деятельности региональных филиалов Фонда медстрахования. Коррупционные риски сохраняются и в вопросах лекарственного обеспечения. Этому способствует неэффективная система планирования. До сих пор медицинские организации «вручную» формируют потребность в лекарственных средствах. Нередки случаи значительного завышения цен на медицинскую технику. Все еще не решен вопрос запуска интеграционной платформы здравоохранения.

Что касается системы образования, то здесь глава государства отдельно остановился на вопросах безопасности детей.

    - Всё чаще страну сотрясают случаи насилия в отношении детей. Это происходит как в учебных заведениях, в общественных местах и даже дома. Зачастую это становится причиной суицидов среди учащихся. К сожалению, имеются факты, когда дети подвергаются насилию или погибают от рук собственных родителей. Работа по профилактике семейного насилия ведется слабо, а меры, предпринимаемые соответствующими органами, в том числе правоохранительными, не приводят к положительному результату.

В связи с этим он поручил пересмотреть политику по профилактике бытового насилия в плане усиления мер по защите прав женщин и детей.

    - Нам нужно строить общество, в котором каждый человек будет чувствовать себя в безопасности, - резюмировал Токаев.

Планируйте, и будет вам счастье!

В завершение мероприятия глава государства обратился к его участникам:

    - Сегодня я остановился на пробелах в осуществлении наших реформ. По сути, главным камнем преткновения в получении ощутимых результатов стало низкое качество их реализации. Причины разные. Это отсутствие ответственного отношения к своей работе, низкая активность многих госслужащих и руководителей госорганов. И это особенно проявляется в ходе освоения бюджетных средств. Свою работу такие чиновники ориентируют не на качество исполнения, а на своевременное снятие поручения с контроля. Результат налицо. Многочисленные заявленные реформы продвигаются медленно. Это нужно признать. Поэтому правительству потребуется воля для искоренения старых методов работы.

Касым-Жомарт Токаев озвучил масштабы бюрократической системы в стране.

    - Сегодня реализуется 163 документа системы государственного планирования, каждый из которых содержит в среднем 40 мероприятий. Некоторые из поручений инициировались еще в 2010 году и до сих пор не реализованы. Следует провести ревизию всех поручений на предмет их актуальности. Бумаготворчество нам не нужно.

Он напомнил, что поручал обновить «Стратегию-2050».

    - Это будет документ, определяющий долгосрочное видение и ключевые приоритеты социально-экономического и общественно-политического развития страны. Считаю, что действующий Национальный план развития до 2025 года также исчерпал свои возможности. Поэтому необходимо разработать новый документ, в котором будут расписаны основные цели и задачи на среднесрочный период.

Также он потребовал обновить концепцию внешней политики страны, которая принималась в совершенно других геополитических условиях.

    - Сегодня в мире произошли серьезные изменения. Поэтому особое внимание следует уделить вопросам внутренней безопасности, усиления обороноспособности, повышения авторитета Казахстана и всего центральноазиатского региона на международной арене.

Мы живем в уникальный исторический период, - отметил Касым-Жомарт Токаев.

    - Происходят стремительные изменения не только в науке и технологиях, но и в общественных отношениях. Совершенно новый вектор развития приобретают подходы к государственной политике. Все это, конечно, требует решительных и динамичных действий с нашей стороны. Нельзя просто сидеть и ждать у моря погоды.

Президент потребовал от участников «незамедлительно приступить к работе».