Протест нефтяников в Астане и последовавшие после их задержания митинги на западе страны, вновь заставили казахстанцев задуматься о хрупкости мира. Многие вспоминали о трагических событиях января прошлого года. Но сами нефтяники говорят, что накала страстей можно было бы избежать, если не было нарушений трудового кодекса.Своей версией происходящего забастовщики поделились на пресс-конференции, которую накануне провели в столице. Ulysmedia.kz выслушал нефтяников и решил проанализировать ситуацию.
События начали разворачиваться задолго до 10 апреля - дня приезда жанаозенских нефтяников в Астану.
Председатель профсоюза Куспан Косшыгулов считает, что всё началось гораздо раньше - с увольнения 19 нефтяников в прошлом году. Тогда рабочие также в поисках правды отправились в Астану. Итогом переговоров с властями стало создание компании «БерАли Мангистау Company».
- Их трудоустроили туда и позже набрали еще сотрудников. Заключили с ними договор и вот через девять месяцев всех увольняют задним числом. 3 апреля они получили приказ об увольнении, подписанный ещё 1 апреля. Почему мы говорим о незаконности увольнения? Потому что сам приказ незаконный. В выходные дни никакие приказы не принимаются. А 1 апреля - это был выходной день. Оставшись без работы, нефтяники обратились в компанию «Озенмунайгаз», но не найдя решения, 5 апреля записались на приём к министру энергетики через портал электронного правительства. 10 апреля прибыли в столицу. Переночевали у здания Минэнерго, а 11 их силой разогнали, - привёл хронологию событий Косшыгулов.
Глава другого отраслевого профсоюза «Жана Озен» Улыкпан Жолмуратов тоже заявил о нарушении трудовых прав нефтяников. Он говорит, что местные инспекторы труда и компания «ОзенМунайГаз» не вникли в их положение. В итоге рабочие и приехали за защитой и поддержкой в Астану, где их уже 11 апреля задержали. На это сразу отреагировали жители Жанаозена и вышли на улицы с требованием освободить нефтяников.
Тогда, по словам Улыкпана Жолмуратова, власти обратились к профсоюзам с просьбой успокоить людей.
- Представители правоохранительных органов обратились к нам. Они сказали, что сформируют комиссию и попросили подумать о спокойствии людей, чтобы не повторились события января, пусть люди вернутся в Жанаозен. Мы тогда обратились к людям, успокоили их. Большинство вернулись домой, - объяснил он как складывалась ситуация.
Стол не для переговоров
В среду в кулуарах правительства ситуацию прокомментировал новый глава Минэнерго Алмасадам Саткалиев.
С его слов, всё начиналось с хозяйственного спора, когда компания «БерАли» проиграла тендер.
Глава «КазМунайГаза» МагзумМирзагалиев отметил, что здесь можно действовать только в правовом поле.
По его словам, в конкурсе участвовало семь компаний, и выиграла та, что предложила наименьший по цене вариант. Проверка от «СамрукКазына», добавил он, нарушений при распределении тендера не выявила.
Министр энергетики при этом заявил о возможности принятий "мощного экономически стимулирующего пакета» в пользу нефтяников. По его словам, речь идёт не только о сохранении заработной платы, но и о заключении коллективного трудового договора, в котором будет прописан соцпакет - средства на оздоровление и 13-я зарплата.
- В целях урегулирования мы рассматриваем возможность предоставления таких беспрецедентных условий труда, – подчеркнул тогда Саткалиев.
Но, как выяснилось, не всё так однозначно.
- Мы здесь остались, чтобы вести переговоры с комиссией. Но с тех пор прошло 10 дней, и до сих нет конкретных решений, нет никаких решений. Все поставленные нами вопросы, требования, отодвинули и в одностороннем порядке предлагают свои решения. А мы просим решить в первую очередь вопрос трудоустройства, - заявил Улыкпан Жолмуратов.
Его поддержал один из представителей нефтяников Есенжан Абдрахманов.
- Все требования, которые мы выдвинули, ещё ни один вопрос полностью не решен сейчас, так как КМГ на это не хватило компетенции. Нам сейчас неофициально предложили, чтобы на уровне акима области с созданием рабочей группы с разными ведомствами и компаниями решить эти вопросы. Если оно будет вызывать доверие, приказы и все документы будут предоставлены, мы готовы обсудить этот вопрос на региональном уровне, - заявил он.
А требования все те же…
Представитель инициативной группы Нурсултан Нурумов объяснил, что люди требуют работу, где будут соблюдаться условия труда в рамках Трудового кодекса.
- Если взять в пример компанию "Ай Бис", то там нет ни техники, ни условий труда. Мы не согласны. В другой компании так же, ничего в рамках Трудового кодекса не соблюдается. Мы также не согласны с условиями другой компании. Они говорят, что не примут на работу всех 240 рабочих, могут взять только 120-130. А остальные куда? Мы на это тоже не согласны. Мы готовы работать, если будет соблюдаться Трудовой кодекс, если будут созданы безопасные условия труда.
Есенжан Абдрахмановв свою очередь добавил, что нефтяники требуют достойную заработную плату. Речь идёт о сумме в 700 тысяч тенге.
- Нефть дорожает, зерно дорожает, прибыль от всего этого в государствоидёт, но уровень жизни народа остается на низком уровне. Мы, как активные граждане, хотим справедливости и не согласны с этим - если растёт доход государства, почему не должен расти доход населения? Почему мы не должны жить, так как в других государствах, хотя богатств наших хватает. И плюс мы не просим это просто так, что (получать деньги - ред.), находясь дома или где-то сидя в тени, сидя под кондиционером. Рабочие наши места не так уж сильно обустроены, несмотря на это мы вносим свой вклад в добычу нефти и улучшение материального благосостояния государства, поэтому мы требуем на законных основаниях. В цифрах -примерно, максимум 700 тысяч, - дал свой расклад нефтяник.
О лоббировании интересов «БерАли» и избиении нефтяников в Астане
Вообще вокруг приезда нефтяников в Астану и их скоропостижного возвращения на малую родину ходит множество слухов.
Один из них касается того, что якобы рабочие не по своей воле приехали в столицу, а якобы, таким образом, они лоббируют интересы проигравшей тендер «БерАли Мангистау Company». Глава Минэнерго не берется утверждать окончательно, но тем не менее говорит об оплаченных билетах на поезд и автобус, который доставил их с железнодорожного вокзала к зданию Минэнерго, спальных мешках и даже о широком освещении в СМИ.
- Я считаю, не просто так было сделано. Думаю, соответствующие госорганы на определенном этапе разберутся с этими подходами, – высказал свою точку зрения министр энергетики.
Но сами нефтяники утверждают, что поездку в столицу оплатили сами.
- Мы много раз были на подобных митингах и уже имеем опыт. Мы знаем, что в Астане холодно, поэтому пару человек взяли с собой спальные мешки. Некоторые купили их уже на месте. Не было никакого подвоза, билеты нам никто не покупал, приехали за свой счёт на поезде и на автобусе. Автобус наняли за свой счет. Мы все работаем в одной компании и дружны между собой. Поэтому опровергаем информацию, что якобы нам руководство компании "БерАли" купили билеты и якобы мы лоббируем их интересы. Это не правда. Рабочие "ОзенМунайГаза" получают по полтора миллиона тенге, наши рабочие - максимум 800 тысяч тенге, - отметил Есенжан Абдрахманов.
Опровергли нефтяники и слухи об избиении их в отделении полиции после задержания.
- Когда прибыл СОБР, мы ведь не шли добровольно в автобусы. В это время были факты применения силы. Где-то 10-20 человек пострадали. Часть людей ведь потом поездом отправили домой. Когда они были в пути, сообщали. Были синяки под глазами, кому-то губу порвали, кого-то по почке били. Но сейчас все хорошо. Но в отделении никого не били, – отметил Кайрат Кусмагамбетов.
Ulysmedia.kz продолжает следить за развитием ситуации.