×
443.35
475.54
4.82
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
443.35
475.54
4.82

Рынок наоборот: почему приватизация не сделала Казахстан богатым

22.05.2023, 10:00
Коллаж Ulysmedia

После начала трансформации в Казахстане происходят изменения в политической и экономической сферах. Ulysmedia.kz решил вспомнить, как все государственные фабрики и заводы оказались в частной собственности и как были сделаны первые шаги на пути от «развитого социализма» к «капитализму».

Приватизация и «лихие» 90-е

В одном из недавних интервью Мухтар Джакишев - экс-президент «Казатомпром», а ныне предприниматель и политик, рассказал историю о том, как он 14 дней управлял Карагандинским металлургическим комбинатом. Интервью содержит любопытный факт – в 1995 году правительство вымогало с него взятку в 40 млн долларов. Но сделка так и не состоялась, а сейчас Джакишев говорит, что ему было очень стыдно за отчизну перед иностранными партнерами.

Эта история – всего лишь штрих на картине казахстанской приватизации и подтверждение того, что она по-прежнему тёмное пятно в экономической истории становления капитализма в нашей стране.

Интерес к этой теме возрос после январских событий. С прошлого года всё чаще звучит требование вернуть выведенные из страны активы. Приверженцы этой идеи утверждают, что возврат активов будет способствовать развитию экономики, справедливости и сокращению неравенства.

Предлагаем вспомнить, как на заре независимости Казахстан раздирали на части, разбирая за копейки государственную собственность, как населению выдавали инвестиционно-приватизационные купоны, которые на самом деле были обычными бумажками.

Хотели как лучше

Приватизационная история проходила в несколько этапов. Первый – приходится на 1991-1992 годы, который включал разгосударствление малых низкорентабельных и убыточных предприятий в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммунального хозяйства, мелких промышленных предприятий, автотранспорта, а также приватизацию государственного жилищного фонда.

Средством для оплаты приватизируемых активов стали так называемые купоны. За один год трудового стажа начислялось 400 купонов. Иждивенцам, сиротам и инвалидам давали от 2 до 5 тыс. купонов. Преимущественно, эта акция была направлена на приватизацию жилья, сельхозимущества, а также низкорентабельных и непривлекательных госактивов. По факту, этот этап почти не коснулся крупных, и лишь незначительно затронул средние предприятия Казахстана.

Пустые купоны

Следующий этап (1993-1995 гг.) приватизации стартовал в марте 1993 года. К тому моменту массовая приватизация через приватизационные купоны уже давала сбои – население не стало миноритариями и начала вызывать у него недоверие и отторжение. Поэтому на новом этапе все объекты госсобственности были поделены на те, что подлежат приватизации и те, продажа которых запрещена. Критерии включения предприятий в список были весьма туманны. Как результат, из неё выпали вполне конкурентные сегменты, как производство вино-водочной продукции и спирта или ювелирные магазины. Шло преобразование совхозов в крестьянские и фермерские хозяйства, а также сельхозкооперативы.

Именно на этом этапе и рождается идея привлечения иностранцев к участию в приватизации крупных активов, куда были отнесены уникальные предприятия с численностью работников более 5 тыс. человек. Именно так начиналась приватизация активов в горно-металлургической, нефтяной и энергетических отраслях по так называемым индивидуальным проектам, и где приоритет отдавался преимущественно иностранным физическим и юридическим лицам.

Кто даст больше

Тогда же и стала популярной практика передачи предприятий сначала в доверительное управление, о чём в своем интервью и рассказывал Мухтар Джакишев. И лишь после того, как управляющий докажет свою состоятельность, включая, как показала практика, и дачу взяток, шёл следующий этап в виде его продажи на определенных условиях.

К концу 1995 года в рамках приватизации по индивидуальным проектам было реализовано 5 предприятий; 44 – переданы в доверительное управление, включая 12 в пользу иностранцев. Далее, по решению правительства, с марта 1996 года приватизация шла только за денежный расчет. Это существенно ускорило процесс. Только в 1996 году по индивидуальным проектам было продано 28 крупных предприятий; в 1997 – уже 47, из которых 21 в нефтегазовом комплексе, 10 - в электроэнергетическом, шесть – в горно-металлургическом, четыре угольных предприятия и три в сфере машиностроения.   

Какие предприятия «приватизировало» правительство

В контексте предыстории Джакишева можно услышать, что после него в Кармет в качестве управляющего пришёл «на четыре месяца» Григорий Лучанский. Не исключено, что взятки требовались как на этапе получения предприятия в доверительное управление, так и при передаче акций в последующем. Примечательно, что позже Лучанский прямо заявлял, что у него вымогали 1 млн долларов по одной из сделок и предприниматель заплатил. Это только одна из многих историй, получивших публичную огласку.

К числу переданных в доверительное управление, а позже проданных за бесценок предприятий можно отнести «Соколовско-Сарбайский ГОК», «Павлодарский алюминиевый завод», «Донской ГОК», Аксуский и Актюбинский ферросплавный заводы. Завод в Павлодаре был продан британской White Swan Ltd, тогда как другие активы достались малоизвестной Japan Chrome Corp., а также другим мелким фирмам, аффилированным с Trans World Group (TWG).

В июне 1996 года прошла приватизация крупнейшего энергоактива – Экибастузской ГРЭС-1. Продавали станцию на закрытом тендере по голландскому методу (на понижение) в пользу американской AES за 100 млн тенге при оценке в 23,8 млрд тенге. Разница в 230 раз. И опять иностранцам.

К 1997 году американцы прибирают к рукам Шульбинскую и Усть-Каменогорскую ГЭС, Согринскую ТЭЦ, Восточно-Казахстанскую РЭК, ТОО «Шыгысэнерготрейд», а также Усть-Каменогорские теплосети. В числе других приватизационных сделок, была сделка по Шымкентскому НПЗ за 60 млн долларов.

В сухом остатке

Анализируя первоначальный период приватизации в Казахстане, можно отметить, что страна столкнулась с проблемами в попытках массовой приватизации, что привело к более избирательному и индивидуальному подходу к разгосударствлению в будущем. Вовлечение иностранных инвесторов в дальнейшем было рассмотрено, как способ не только привлечь крупный капитал, но и воспользоваться их технологическим опытом, особенно в ключевых отраслях - таких как горно-металлургической, нефтяной и энергетической.

Однако приватизация 90-х не зря подвергалась критике. Продажа ценных активов иностранным компаниям вызывала вопросы из-за своей непрозрачности и малой эффективности. В стране откровенно говорили и о взятках, которые сопровождали процесс.

Как бы то ни было, приватизация стала знаковым этапом по переходу к рыночной экономике, который характеризовался поиском баланса между привлечением иностранных инвестиций, защитой национальных интересов и первоначальным накоплением капитала отдельными субъектами.

Новости партнеров