Грандиозную программу по развитию рыбного хозяйства в Казахстане министерство экологии, геологии и природных ресурсов презентовало в конце 2020-го. Согласно замыслам чиновников, программа не только должна былазавалить отечественный рынок полезной рыбной продукцией, но и к 2030 годувывести Казахстан в число крупных экспортёров. В светлое рыбное будущее позволяли верить более 177 млрд тенге,выделенные на эту благую цель. Прошло два года: ни количество рыбы на прилавках, ни цена на неё не внушают доверия к реализации «рыбной» программы… Причины недоверия выяснял корреспондент Ulysmedia.kz.
Здесь будет рыбный край...
Впервые о возможности поддержкиказахстанских рыбоводов заявил в декабре2020 министр экологии, геологии и природных ресурсов, коим был тогда Магзум Мирзагалиев. На заседании правительства он представил программу развития рыбного хозяйства до 2030 года, которая должна была в итоге привести рыбоводческую отрасль Казахстана к небывалым показателям.
- За 10 лет будет выращено 1,1 млн тонн рыбы на сумму 2,2 трлн тенге. Внутреннее потребление рыбной продукции увеличится до 134 тыс. тонн в год, или с 4 до 8 килограммов на одного человека. Экспортная выручка составит 330 млн. долларов. Объём импорта рыбы снизится с 45 до 25 тыс. тонн за счет увеличения производства лососевых и осетровых. Будет создано не менее 50 тыс. дополнительных рабочих мест, - озвучило прогноз руководство минэкологии.
Учитывая эти показатели по объёму рынка рыбы и рыбной продукции страны, перспективы внедрения программы выгляделиочень и очень заманчиво. В 2020 году объёмы рыболовства в Казахстане, согласно их информации, составляли 45 тыс. тонн, рыбоводства - 7,4 тыс. тонн, экспорта – 30 тыс. тонн; импорта – 45 тыс. тонн. Тогда как, по оценкам министерства, в водоёмах страныможно выращивать до 600 тыс. тонн рыбы в год. Именно на этот показатель должна выйти отечественная рыбная отрасль к 2040 году.
- 45 % потенциала будет достигнуто уже к 2030 году, а остальные 55 % - к 2040 году, - пообещал на заседании правительства министр экологии, геологии и природных ресурсов.
В программе развития рыбного хозяйства значилось: к 2030 году Казахстан сможет выращивать ежегодно порядка 270 тыс. тонн товарной рыбы. В стране появится 545 новых рыбоводных хозяйств, а 323 действующих хозяйства выйдут на полную проектную мощность. Кроме того, для реализации проектов в отрасли будут привлечены частные инвестиции. Спикер озвучил цифры: в течение 10 лет – около 345 млрд тенге.
Закон на нашей стороне
В минэкологии тогда заверили: создание необходимой законодательной базы для внедрения программы уже находится в работе. В 2020 году введена поквартальная оплата за пользование рыбными ресурсами вместо годовой. Утверждены правила перевода рыбохозяйственных водоемов из рыболовства для ведения рыбоводства, что дает возможность пользователям, осуществляющим промысел, перейти к рыбоводству, особенно в северных регионах, где есть многочисленные озера, и они наиболее приемлемы для выращивания рыбы.
Установлен конкретный срок заключения договора для ведения рыбоводства на 49 лет. Исключены излишние требования к рыбоводам в рамках плана развития. Единственное требование к ним - выполнять обязательство по ежегодному объёму выращивания рыбы. На очереди было принятие норм по снятию ограничений по размещению рыбоводных хозяйств в водоохранной полосе, а также по освобождению бизнеса от возмещения потерь при строительстве рыбоводных хозяйств на землях сельскохозяйственного назначения.
- Кроме законодательства, необходимы и другие меры, - отметил министр.
- Так, сегодня в стране действует 15 рыбопитомников, 4 из которых - государственные и 11 – частные. Они на 12 % обеспечивают молодью карповых видов рыб и на 66 % - молодью осетровых. При этом молодь лососевых, сиговых и других ценных видов рыб импортируется, тогда как потребность в рыбопосадочном материале за 10 лет составляет 2,5 млрд штук.
Программа, по словам министра, должна была решить и эту проблему.
- В целях снижения импортозависимости по рыбопосадочному материалу проработано создание селекционно-генетических центров для 4 рыбоводных зон. В 2022 году предполагается строительство 2 новых питомников: форелевого и сигового. Помимо этого, планируется внедрение механизма ГЧП в 4 государственных рыбопитомниках. Это направлено на модернизацию, увеличение мощностей и диверсификацию видов рыбопосадочного материала в целях развития воспроизводственных комплексов.
Чем кормить – найдем!
В представленной руководителем минэкологиипрограмме был затронут также вопрос обеспечения кормами рыбоводческих хозяйств, который разработчик собиралсярешить с помощью строительства пятисовременных заводов мощностью 400 тыс. тонн в год в Алматинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Туркестанской и Мангистауской областях. А также озвучил проект субсидирования бизнеса на начальном этапе.
- Согласно расчётным данным, подготовленным совместно с акиматамиобластей, на прямые субсидии за счёт местного бюджета за 10 лет необходимо выделить 136,5 млрд тенге. Следующий блок господдержки - это инвестсубсидии по возмещению части затрат на создание и расширение комплексов по переработке рыбы. На это необходимо 36,8 млрд тенге.
При этом рыбоводы в своих обращениях отмечают, что сегодня инвестсубсидиипредусматриваются общей суммой для всех сельхозтоваропроизводителей и предоставляются по приоритетности. Самое главное - туда рыба не входит, и, соответственно, финансируется по остаточному принципу. В этой связи предлагалось решить этот вопрос путем отдельного целевого выделения средств на статьи рыбоводства. Также необходимопланировалось предусмотреть подведение инфраструктуры к проектам рыбоводства, на что из местных бюджетов потребуется порядка 7 млрд тенге.
Он сказал: «Поехали!»
Программа была принята на ура, и уже в июне 2021 года комитет рыбного хозяйства министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК презентовал её предпринимателям на площадке НПП «Атамекен». Причем, сумма требуемых на еёреализацию бюджетных средств к тому моменту выросла. Минэкологии запросило на реализацию «рыбной» программы 177,4 млрд тенге, из которых 136 млрд тенге в ближайшие 10 лет планировалось направить на прямые субсидии (рыбоводно-биологические обоснования, приобретение рыбопосадочного материала, и содержание ремонтно-маточных стад ценных видов рыб и лекарственных препаратов), а 41,4 млрд – на субсидии при реализации инвестиционных проектов.
Руководитель управления воспроизводства рыбных ресурсов и аквакультуры Мирас Габбасов сообщил, что министерству экологии, геологии и природных ресурсов удалось утвердить правила перевода рыбохозяйственных водоёмов из рыболовства для ведения рыбоводства и пересмотреть срок заключения договора для ведения рыбоводства на 49 лет. Тогда как раньше срок договора варьировался от 5 до 49 лет.
Габбасов подробно рассказал представителям бизнеса о том, как будут возмещаться затратыпредпринимателей – рыбоводов.
- 25 % расходов будут возмещены при инвестиционных вложениях на приобретение техники и оборудования для рыбоводных хозяйств и 30% стоимости затрат - на корма для рыб (карповые, осетровые, лососевые).
Предприниматели восприняли информацию оразрабатываемых мерах господдержки с воодушевлением, особенно в части доступа к водоемам и изменения целевого назначения, а также льготного кредитования.
Догоним и перегоним
С момента старта «рыбной» программы прошло два года. Казалось бы, первые еёплоды уже должны были войти в дома казахстанцев изобилием ассортимента рыбной продукции и доступностью цен на нее. Но – увы, на прилавках рыбных отделов не наблюдается большого разнообразияассортимента, там все те же привычные караси – сазаны – судак. Правда, теперь по вполне «мясным» ценам.
Хозяйкам приходится выбирать: то ли купить кило курицы по 1 500 тенге, то ли килограмм сазана по 1800 тенге, то ли килограмм говядины по 2 900 тенге, то ли кило судака по 2 800 тенге.
А что же программа развития рыбного хозяйства? Провалилась, как множество госпрограмм до нее, тихо буксует или же «всё идёт по плану»?
По информации администратора программы – министерства экологии и природных ресурсов, полученной нами через официальный запрос, рыбные хозяйства в Казахстане планомерно растут и множатся.
- Благодаря принимаемым мерам по созданию благоприятных условий для развития рыбного хозяйства, наблюдается повышение деловой активности субъектов бизнеса. - говорится в ответе за подписью вице-министра Нуркена Шарбиева.
- Так, в сравнении с 2021 годом, количество рыбоводных хозяйств в 2022 году увеличилось в 1,2 раза и достигло 380.
Вице-министр также сообщил, что «в 2022 году создано 53 рыбоводных хозяйств с образованием порядка 150 новых рабочих мест. Из 53 рыбоводных хозяйств, 42 озерно-товарных рыбоводных хозяйств, которые созданы путём закрепления 46 водоемов на конкурсной основе за физическими и юридическими лицами для выращивания рыбы, а остальная часть приходится на индустриальные рыбоводные проекты, а именно 7 прудовых рыбоводных хозяйств, 3 рыбоводных хозяйств с замкнутым циклом водообеспечения и 1 садковое рыбоводное хозяйство. Общая мощность выращивания рыбы созданных рыбоводных хозяйств составляет 8,2 тысяч тонн/год после выхода на проектную мощность».
Казусы статистики
Вместе с тем, бесстрастная статистика свидетельствует: хотя объём выращиваемой в Казахстане рыбы после внедрения программы развития рыбного хозяйства вырос (в 2020 году он составлял 9 тысяч тонн, а в 2021 – уже 14,9 тонн), намеченных в программе показателей мы не достигли. Так, ежегодные объёмы выращивания рыбы в 2022 году должны были достигнуть отметки в 22,6 тонн, тогда как в реальности составили всего 19,2 тысяч тонн.
На столах казахстанцев рыбных блюд также не стало больше. Об этом свидетельствуют данные бюро национальной статистики. Потребление рыбы и морепродуктов на душу населения в 2019 году составлял 3,6 кг на человека, в 2020 – 3,9 кг, в 2021 – 4 кг, а в прошлом году упал до 3,7 кг. Такое снижение показателей потребления можно было бы списать на активный экспорт, но – увы… И здесь статистика говорит об обратном. Показатели экспорта в 2022 году, после года действия программы, приравниваются к показателям 2019 года. Тогда Казахстан экспортировал 25 415 тонн рыбы, а в 2022 году стал экспортировать 25 678 тонн.
А вот показатели по ввозимой из-за рубежа рыбе, напротив, увеличились. Если в 2020 году Казахстан закупил 38 420 тонн, то в 2022 году этот показатель вырос до 43 451 тонны.
Напрашивается логичный вопрос: где же своярыба? Тем паче, что министерство экологии не скрывает: на субсидирование рыбных хозяйств средств из казны выделяется всё больше.
- Так, если в 2021 году из республиканского и местного бюджета было выделено 487,6 млн. тенге, то в 2022 году выделено 1,1 млрд тенге, а в 2023 году предусмотрено порядка 4 млрд тенге, - написал в ответе на наш запрос вице-министр Шарбиев.
Где деньги, Зин?
Ответ на вполне логичный вопрос: «если денег на развитие рыбного хозяйства выделяется все больше, то почему рыбы казахстанцы едят все меньше?», мы попытались найти в АО «Аграрная кредитная корпорация», направив официальный запрос с вопросами о том, какие бизнес-проекты были поддержаны АКК в рамках реализации программы развития рыбного хозяйства; в каких регионах и какими организациями успешно реализованы проекты по данной программе; были ли выявлены случаи нецелевого использования средств по программе развития рыбного хозяйства до 2030 года, и привлечены ли были руководители и собственники предприятий заёмщиков за нецелевое использование к предусмотренной законодательством ответственности в случае, если такие факты имели место.
Увы, ни в установенный законодательством срок, ни позже, мы не получили от Аграрной кредитной корпорации никакого ответа.
Зато на сайте Верховного суда, в банке судебных актов обнаружили любопытное судебное решение по иску АКК к ТОО ТAGA GROUP, его директору Серику Танкиеву и к ТОО «Сапа Жол Строй» о взыскании суммы в солидарном порядке.
Из документа следует, что в 2019 году ТAGA GROUP взял кредит у Аграрной кредитной корпорации на реализацию проекта «Строительство рыбоводческого комплекса закрытого типа по выращиванию форели с мощностью 500 тонн в год в Акмолинскойобласти». Кредитная линия составила 2 млрд.343 млн. 218 тыс. 780 тенге, ставка вознаграждения – 8 % годовых, срок возврата - до 15 октября 2029 года. Гарантами по Соглашению выступили Серик Танкиев и ТОО«Сапа Жол Строй».
Однако 3 августа 2021 года проект по строительству рыбоводческого комплекса был признан проблемным, и АКК потребовало от заёмщика досрочно погасить кредит. Сумма задолженности со штрафами и пеней была определена в размере 2 млрд. 310 млн. 257 тыс. 689 тенге. В августе 2021 года сумма была списана со счетов TAGA GROUP.
А в ноябре 2021 года заседание большого кредитного комитета АО «Аграрная кредитная корпорация» постановило: начислить штрафные санкции ТAGA GROUP за нецелевое использование полученных кредитных средств. АКК обратилось в суд с иском о взыскании в солидарном порядке сответчиков задолженность по начисленному штрафу в размере 218 млн. 846 тыс. 043 тенге.
И с этого момента началась судебная тяжба, которая идёт по сей день. Фемида не раз вставала то на одну сторону, то на другую. Аграрная кредитная корпорация настаивает на том, что заёмщик и гаранты обязаны оплатить штраф за нецелевое использование кредитных средств. Те, в свою очередь, парируют, чтосумма кредита погашена, какие могут быть штрафные санкции? А также утверждают, что вина за не реализованный проект лежит также на АКК, ведь это на них были возложены функции контроля.
У каждого в этом затянувшемся судебном споре своя правда, однако, форели в Акмолинской области от этого больше не стало…
Преступления без наказания
В данных судебных процессах примечательным фактом является тот, что третьим лицом в них значится некто Александр Перов, по утверждению наших инсайдеров, главный ростовщик Караганды. Какова его роль в данной истории, не совсем понятно. Особенно в свете письма, направленного Перовым в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка РК и попавшего в распоряжение редакции.
В этом письме Александр Перов утверждает, что в сделке между ТAGA GROUP и АО «Аграрная кредитная корпорация» выступал в качестве залогодателя, а также задаёт ряд вопросов, явно указывающих на его заинтересованность в данном деле.
О том, почему человек, чья деятельность никак не связана с разведением рыбы, так откровенно переживает за судьбу и деньги ТAGA GROUP, можно только предполагать. Но не могло ли получиться, что те самые 2 с хвостиком миллиарда тенге под 8 % годовых, выделенных на создание рыбного хозяйства, пошли на кредитные операции? Ответ на этот вопрос находится в компетенции правоохранительных и фискальных органов.
Вместе с тем, ряд общественников утверждает: именно по такой схеме были провалены многие госпрограммы, направленные на развитие казахстанской экономики и улучшение благосостояния граждан. И порочная практика применения штрафных санкций как максимального наказания за нецелевое использование бюджетных средств должна остаться в прошлом, если мы хотим построить Новый Казахстан.
- Провальное исполнение государственных программ ведёт к саботажу будущего нашей страны, - высказал свою точку зрения руководитель карагандинского филиала ОО «Әділдік жолы» Рустам Танишпеков.
- Отсутствие должного контроля со стороны государственных органов, ограждениечиновников от должной ответственности (что такое дисциплинарные взыскания за миллиардные суммы нецелевого использования бюджетных средств?!) ведет к тому, что данные программы остаются нереализованными.
По его мнению, отсутствие принципиальной позиции со стороны правоохранительных органов в таких случаях приводит к пренебрежительному отношению со стороны чиновников к реализации госпрограмм.
- Если бы уполномоченные органы доводили такие дела до суда, а виновным грозилопривлечение к административной или уголовной ответственности, все было бы иначе, - считает он.
Пока же, государство остаётся в убытке, неисполняются прямые поручения президента. И это не интересует никого, кроме простых граждан, которые оказываются заложниками инфляции, повышения цен и т.д.
Ulysmedia.kz проанализировал только одну из государственных программ, на которую казахстанские власти на пожалели денег. Хотя таких грандиозных проектов запущены сотни -у нас традиционно на яркие идеи денег не жалеют.