×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

За три дня Алматы превратится в мусорную свалку: вывозящую ТБО компанию могут «кинуть»

04.08.2023, 17:34
За три дня Алматы превратится в мусорную свалку: вывозящую ТБО компанию могут «кинуть»
Ulysmedia.kz

В Алматы собираются расторгнуть договор с компанией «АҚ Тартып», которая занимается сбором, сортировкой и вывозом мусора с территории мегаполиса. Общественники бьют тревогу: в случае подобного решения Алматы не только столкнется с небывалым мусорным коллапсом, но и потеряет имидж в глазах зарубежных инвесторов. Корреспондент Ulysmedia.kz разбирался, почему мусор в Алматы опять становится темой номер один.

Что произошло?

Еще в 2016 году в Казахстане приняли Экологический кодекс, согласно которому с 2019 года в стране запрещено захоранивать мусор без сортировки. С целью исполнения правил кодекса, в каждом городе Казахстана нужно было построить мусоросортировочный комплекс до 1 января 2019 года.

В 2017 году акимат Алматы предложил реализовать этот проект исключительно за счёт средств частного инвестора - в формате ГЧП. Был заключен договор с консорциумом компаний, в состав которой входит и «АҚ Тартып».

Акимат предоставил только право исполнения проекта - без субсидий и покрытия прочих расходов из бюджета. Необходимая для строительства мусоросортировочного комплекса земельный участок также был приобретен частным инвестором.

   - В результате за счёт частного партнера в 2018 году был построен и запущен мусоросортировочный комплекс, мощностью 550 тысяч тонн отходов в год, на котором было установлено современное итальянское оборудование. Также была проведена замена всех мусоровозов южной столицы на новые транспортные средства. Проведена полная рекультивация полигона по европейским стандартам. Срок окупаемости инвестиций, согласно договору, составляет 25 лет, - сегодня на пресс-конференции объяснил глава правления компании Нурлан Байтуреев.

ТОО «АҚ Тартып» - один из участников ГЧП и исполняет функцию сбора и вывоза мусора по Алматы. Ежегодно компания собирает и вывозит более 360 тысяч тонн мусора или 1 – 1.5 тысяч тонн ежедневно. Это около 45 вагонов мусора в день!

   - При этом наша компания обслуживает 40,72 % жителей Алматы или 890 000 человек из 2 185 600. А из зарегистрированных в городе 309 947 юридических лиц компания обслуживает около 13 тысяч или 4,19 %. Сегодня компания считается наиболее профессиональным оператором по вывозу и сортировке мусора в странах СНГ и Центральной Азии. ТОО «АҚ Тартып» регулярно консультирует акиматы различных городов Казахстана и обучает своих коллег из других регионов страны. Из полутра тысяч сотрудников, задействованных в вывозе, сортировке и захоронении мусора, не менее 20 % всё ввремя повышают квалификацию, - говорит Нурлан Байтуреев.

Однако 17 июля стало известно, что договор ГЧП с ТОО «АҚ Тартып» собираются разорвать. Более того, компанию назвали монополистом. Стоит ли говорить о том, что ждёт Алматы, если уйдёт главный сборщик мусора, который обслуживает почти половину мегаполиса?

Компания проходит апелляционную инстанцию в суде, чтобы доказать, что не является субъектом монополии.

Монополист, как оскорбление

Адвокат Макиш Ескараев подчеркнул, что компанию по вывозу мусора законодательно нельзя называть монополистом. Он напомнил, что именно так назвал ТОО «АҚ Тартып» глава управления экологии и окружающей среды г.Алматы.

   - Суть выступления этого должностного лица сводилась к простой логике. Первое - на территории Алматы якобы имеются проблемы с вывозом ТБО. И второе, есть некий монополист по вывозу, сбору и захоронению ТБО. И акимат якобы для решения этой проблемы расторгает договор с этим монополистом. Выступление его носит исключительно популистский характер. Оно не соответствует действующему положению. Должностные лица акимата не разобрались в вопросе, принимают серьезные решения, которые далее повлияют на комфортную жизнь Алматы. Если не вывозить мусор, все понимают, какая будет вонь, - сказал адвокат.

Предметом заключенного с акиматом договора являлось регулирование вопроса по сбору, вывозу, сортировки и захоронения мусора. Первая сторона договора – акимат, вторая – консорциум юридических лиц.

   - Акимат дал право на сбор и вывоз мусора на 25 лет – до 2042 года. Консорциум взял на себя обязательство построить и ввести в эксплуатацию целый завод. Фактически с 2018 года акимат Алматы не потратил даже тиын на решение такого серьезного вопроса, как вывоз ТБО. Глава департамента спутал два правовых вопроса: ГЧП и «монополист». Они подают это слово, потому что оно вызывает отрицательное восприятие, - считает адвокат.

Согласно закону, ГЧП – это юридически оформленное на определённый срок и основанное на распределении рисков сотрудничества публичного и частного партнерства.

   - То есть акимат берёт риски, и мы берем риски на себя. Под словом монополия понимается организация, которая осуществляет контроль над ценой и объёмом предложений на рынке, а потому способно максимизировать прибыль. Почему участники ГЧП – не монополисты? Первое – тариф утверждается маслихатом. ГЧП не определяют цену тарифа, не определяют цену! Это делается после общественных слушаний. Компания не влияет на цену, они не являются монополистами.  Тариф был утвержден маслихатом ещё в 2017 году. Тариф на весь цикл (сбор, вывоз, сортировку и захоронение) на одно физлицо - 553 тенге. И этот тариф с 2017 года не меняется. Соответственно, участники ГЧП не влияют на цену. Это самый главный показатель, - отметил адвокат.

Он подчеркнул, что ещё до заключения договора ГЧП консорциум специально направил письмо в антимонопольный орган с целью получения разъяснения, попадает ли сбор и вывоз ТБО под монополию?

Был получен официальный ответ: вывоз ТБО не относится к сфере регулируемых рынков, не попадает под надзор антимонопольного органа.

   - То есть компания, которая занимается вывозом мусора, не может быть монополистом! Закон так устроен.  Там подтвердили, что этот вид деятельности и компания, которая им занимается, не может быть монополией. Глава управления экологии и окружающей среды г.Алматы , называя участника ГЧП монополистами, превышает полномочия. Монополистами компанию может признать только антимонопольный орган. Ни у кого больше такого права нет. Если разорвут ГЧП, у компании не будет правовых оснований вывозить мусор. Его просто перестанут вывозить. Трех дней достаточно, чтобы Алматы превратился в большую свалку! Новую компанию будут искать минимум 3 месяца. Все это время из Алматы не будут вывозить мусор. Вот к этому все идёт, - заявил адвокат.

Уход «АҚ Тартып» - ущерб всему Казахстану

Председатель правления Казахстанской ассоциации по управлению отходами Шынболат Байкулов рассказал, что стать предприятием по управлению отходами в Казахстане очень непросто. Для этого нужно выполнить огромный перечень требований, как законодательных, так и квалификационных.

   - В Казахстане активно развивается отрасль промышленной системы по управлению отходами. Она включает большой перечень предприятий. У нас даже есть предприятия по производству оборудования.  Предприятием по управлению отходами стать довольно непросто. Нужно выполнить все законодательные требования, пройти регистрацию, получить лицензию, иметь ремонтную базу и иметь в штате экологов. Это лишь малая часть требований. Автомобили по вывозу должны быть специально оборудованы и оснащены спутниковыми системами GPS, - объяснил он.

Байкулов подчеркнул, что компания «АҚ Тартып», которая обслуживает значительную часть Алматы, является лидером отрасли. Это единственная компания в Казахстане, которая выполняет все требования. Предприниматели из других регионов и стран ЦА приезжают в Алматы, чтобы перенять её опыт.

   - Компания «АҚ Тартып» впервые в Казахстане внедрила систему навигации на своих авто, оцифровала все процессы. Первый договор ГЧП в Казахстане заключила именно эта компания. Все наши коллеги в этой отрасли просили поделиться опытом. Компания инвестировала в систему сбора свалочного газа и планирует внедрить компостирование органических отходов. Уход компании нанесет непоправимый ущерб не только Алматы, но и всей отрасли Казахстана. Мы всегда ставим в пример наших коллег, и крайне удручены теми проблемами, которые сейчас возникают, - подчеркнул Байкулов.

Передел сфер влияния

Глава правления ассоциации практикующих экологов Лаура Маликова напомнила, что смысл ГЧП в том, что акиматы вместо ежегодных тендеров могут заключать долгосрочные договоры. Это было предусмотрено в целях обеспечения интересов граждан, чтобы каждый год не повышать тарифы.

   - Передовой опыт произошел с компаний «АҚ Тартып» в Алматы. Договор был заключен на 25 лет. На самом деле проблема очень насущна. К примеру, в Мангистау из-за того, что долго проводили госзакуп, почти полгода не вывозили мусор. Доходило до протестов. Если говорить о тарифах, то забастовка случилась и в Семее, когда жителям объявили о повышении. Здесь акимат Алматы поступает очень глупо. Если они расторгают договор ГЧП, то им придется повысить тариф. Предельный тариф на вывоз ТБО составил 660 тенге. Сейчас цена за вывоз мусора в Алматы меньше. За счёт ГЧП снижаются коррупционные риски. Мы наблюдаем по областям: когда меняются акимы, меняются компании по вывозу мусора. Тянут за собой. После январских событий под лозунгом демонополизации идёт передел сфер влияния. Рейдерский захват, на самом деле. Это очень плохо влияет на экологию. Это очень нездоровая ситуация, которая приведет к повышению тарифов. Никакая компания не будет работать в ущерб себе. Основная причина – почему в Казахстане все плохо с переработкой мусора – кроется именно в этом. Именно система ГЧП должна решать её. Субъекты ГЧП никак не могут быть монополистами. Акимат Алматы совершает большую ошибку, последствия будут крайне негативными, - подчеркнула она.

К чему приведет уход «АҚ Тартып»?

Как уже было сказано, компания просто лишится правовых оснований на вывоз мусора. А для того, чтобы найти новую компанию, заключить с ней договор и сделать все по закону, потребуется минимум три месяца. Всё это время вывозом мусора никто заниматься не будет.

   - Если по порядку. Так как мы не относимся к сфере регулируемых рынков, наша деятельность не относится к монополии. Согласование тарифа по сбору и вывозу ТБО не входит в компетенцию антимонопольного органа. Расчетный тариф за вывоз мусора более 600 тенге. Но тариф в Алматы – не только вывоз. Это сортировка и захоронение. Все три услуги вмещаются в 553 тенге. Правильно отмечают, что завтра любая компания, которая зайдет, значительно повысит тариф, - отметил Нурлан Байтуреев.

По его прогнозам, в этом случает тариф поднимется до 700 тенге. Признание недействительным договора ГЧП приводит к разрушению вертикальной интегрированной системы обращения с отходами ТБО, подчеркнул Байтуреев.

Что это значит?

К нам обращаются акиматы крупных городов, объясняет ситуацию Байтуреев.

   - Когда мы изучаем их систему, сразу говорим: отсутствие вертикальной интегрированной системы приводит к большим проблемам. Есть такое понятие – гештальт. Это единица. Вот она состоит из сбора, вывоза, сортировки и захоронения. Если что-то одно убрать, то гештальта не будет. Система сразу сломается. Это простая формула бизнеса. Поэтому сейчас при расторжении ГЧП, будет большой ущерб и нагрузка на бюджет. Кто закупит более 100 новых авто? Кто из инвесторов сможет закупить европейскую технику? Средняя стоимость 150 тысяч евро одного простого мусоровоза. А есть ещё очень много специализированной техники, - сказал Байтуреев.

Он добавил, что расторжение договора ГЧП также несёт репутационные и имиджевые риски по Алматы.

   - Мы привлекли нового инвестора из Южной Кореи. Компания, которая занимается извлечением свалочного газа, переработкой. Потом его регенерирует в электричество. Она заинтересована проектом только из-за того, что мы отвечаем их требованиям. Изучив нашу работу, они поняли, что работает по программе ГЧП, где четвертый партнер – государство. И они согласили на договор, готовят вложение 70 млн долларов. Теперь мы должны им сообщить, что у нас есть проблемы с ГЧП. Мы говорим о инвестиционном климате. Любой, кто завтра захочет занять эту нишу, позвонит и спросит у меня. Я просто скажу: посмотрите на меня, как со мной поступили, - сказал Байтуреев.

Кроме того, он добавил, что после этого прецедента банки просто перестанут финансировать проекты по утилизации отходов.

   - Они увидят наш кейс и скажут:

   - Нет, ребята. Это высокорисковый проект. Кто тогда будет этим заниматься в стране? Государство полностью взять на себя этот вопрос не может, - убеждён Байтуреев.

Общественники говорят, чтобы не допустить мусорный коллапс в Алматы нужно лишь не разрывать подписанный на 25 лет договор. Тогда и мегаполис останется в чистоте, и Казахстан не потеряет инвестиционную привлекательность.