×
442.05
474.14
4.74
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
442.05
474.14
4.74

Сорванные планы: Авария на МАЭК ударит по добыче нефти в Казахстане

15.08.2023, 17:51
Коллаж Ulysmedia.kz

Очередная авария, произошедшая 11 августа на Мангистауском атомном энергетическом комбинате (МАЭК), снабжающем западный регион электроэнергией, привела к масштабным плачевным последствиям. Ограничения в подаче электроэнергии, введенные в основном нефтеносном регионе из-за ЧС на МАЭК, довольно значительно скажутся на важнейшем источнике дохода страны – добыче нефти. Какие потери ожидают страну из-за сбоев МАЭК, разбирается Ulysmedia

ЧТО ПРОИЗОШЛО? 

Спустя буквально месяц после масштабного блэкаута, с которым столкнулись на западе страны из-за выхода из строя МАЭК, в минувшую пятницу, 11 августа, регион вновь был обесточен. На ТЭЦ-2 МАЭК произошло отключение двух турбоагрегатов, что привело к последующим отключениям потребителей в Атырауском и Мангистауском регионе. Следом после отключения турбоагрегатов из строя вышел блок N3 на ТЭС МАЭК. 

Выбывшие мощности из-за инцидента на МАЭК были замещены за счет импорта электроэнергии из России. 

С 13 августа в Мангистауской области было введено ограничение по подаче электроэнергии потребителям. Так называемые веерные отключения производятся продолжительностью от 3 до 5 часов. В акимате области отметили, что данная мера будет применяться до момента устранения аварии на энергоблоках МАЭК. В первую очередь ограничения в подаче электроэнергии коснулись промпредприятий. 

ПОСЛЕДСТВИЯ АВАРИИ

Июльская авария на МАЭК ударила по экономике страны довольно больно: в самый "горячий" сезон встал Атырауский нефтеперерабатывающий завод, который на тот момент был единственно работающим в стране из-за выхода на ремонт двух остальных. Как следствие, казахстанцы остро ощутили дефицит топлива. Была прервана добыча нефти на месторождениях страны, ее транспортировка. Дочерние компании "КазМунайГаза" заявляли о миллиардных финансовых потерях из-за регулярных сбоев в энергоснабжении запада. 

За первую аварию председателю правления "КазМунайГаз" Магзуму Мирзагалиеву был объявлен выговор за несвоевременную реализацию мероприятий по обеспечению безопасной и стабильной работы нефтеперерабатывающего завода. Выговор также получил вице-министр энергетики Жандос Нурмаганбетов за ослабление контроля по обеспечению безопасности западного энергоузла. Меры "административного характера" были применены в отношении ряда руководителей и должностных лиц ТОО "МАЭК", АНПЗ, АО "KEGOC". 

Последствия второй аварии на МАЭК также не заставили долго ждать себя. На второй день после аварии, с 12 августа, стала падать суточная добыча нефти по республике. Если до аварии на МАЭК 10 августа суточная добыча нефти составила 232 тыс. тонн, то 11 августа она упала до 220,4 тыс. тонн, 12 августа - 217,5 тыс. тонн, 13 августа - 215 тыс. тонн, а 14 августа до 209,3 тыс. тонн. Снижение по состоянию на 15 августа составляет порядка 10%. 

Во вторник в кулуарах правительства министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев признал, что стране придется скорректировать план по добыче на 2023 год. Так, если раньше власти планировали добыть по итогам года 90,5 млн тонн нефти, то сейчас этот прогноз планируется урезать до 89,4 млн тонн. Казахстан недосчитается порядка 1,5-2 млн тонн нефти. 

Говоря об упущенной выгоде, глава Минэнерго понадеялся, что ее можно будет минимизировать за счет стабильной цены на нефть на общемировом рынке. 

"Упущенный доход прямо нельзя считать. Это зависит не только от объема нефти, но и ее цены. Пока мы можем говорить о сокращении физических объемов, связанных с ремонтами и ограничений электроэнергии. Вы знаете, в рамках ОПЕК+ мы также усилия предпринимаем по снижению объему добычи. Это позволяет стабилизировать (цены на нефть – Прим. авт). Для мирового рынка, если эта работа системно будет продолжена, то за счет стабильной цены на нефть упущенные выгоды минимизировать", - сказал министр. 

Остается надеяться на то, подыграет ли ситуация с ценами на нефть Казахстану. А между тем остается открытым вопрос, кто ответит на сей раз за аварию на МАЭК?

Новости партнеров