Казахстан ввёл экспортную пошлину на вывоз подсолнечника. По мнению властей, это ограничение должно было помочь местным маслоделам уменьшить себестоимость подсолнечного масла. А в результате почти вдвое снизилась стоимость семян подсолнечника, убытки крестьян выросли в геометрической прогрессии, а отечественное масло с прилавков вытеснил российский продукт. Корреспондент Ulysmedia.kz решил у фермеров Западно-Казахстанской области выяснить, что происходит и есть ли перспективы у казахстанцев победить на своём рынке.
Склады полные, девать некуда
На складах хозяйства «Мар-Эль» Байтерекского района до сих пор лежат семена урожая прошлых лет. С уборкой подсолнечника здесь уже запаздывают – собрать можно, но хранить его негде, говорят фермеры.
- В 2021 году мы засевали 3,5 тыс. га, в 2022 году - 4.8 тысяч га, а в 2023 – всего 900 га. Сокращаем площади масличных нет смысла сеять, если потом продать невозможно. В прошлом году из 3000 тонн собранного подсолнечника, мы продали 900 тонн, но продажи были долгие, а цена низкая - 150 000 тенге за тонну. В 2021-м году подсолнечник продавали по 260 - 280 тыс. тенге за тонну, - говорит глава КХ «Мар-Эль» Марат Асанов.
Фермер объясняет, что снижение цен спровоцировала, введенная в феврале этого года, экспортная пошлина на вывоз подсолнечника – 20 %, но не менее 100 евро за тонну. Пошлина даёт сильное удорожание на продукцию и делает экспорт экономически не выгодным.
- В итоге местные переработчики этим пользуются, а страдаем только мы - фермеры. В магазинах масла именно казахстанского производства 10-15 % - всё остальное импорт. Кроме того, несмотря на дешёвое сырьё, цена на масло не уменьшается. Нужно убирать пошлину, делать открытым экспорт, от этого потребитель не пострадает, - считает Марат Асанов.
Основным источником сбыта подсолнечника из Западно-Казахстанской области были компании-зернотрейдеры, которые аккумулировали у себя объёмы сырья и вывозили его за границу - в основном в Китай, страны Центральной Азии и Афганистан. Потребности местного маслозавода "Пойма май комбинаты" не велики, тем более, что у него есть свои поля подсолнечника. Предприятие не закупает сырьё, а только докупает, если не хватает своего.
Караваны зерновозов из России
ТОО «Асан-Аул» расположено в селе Погодаево – рядом с пограничным пунктом «Сырым-Маштаково», его руководитель Бейбит Асанов говорит, что регулярно мимо него проносятся автокараваны зерновозов из России, несмотря на то, что на ввоз многих видов сельхозсырья стоит запрет. У него 12 тыс. га пашни, четверть земли была под подсолнечником.
- Я 30 лет как руковожу этим хозяйством и впервые столкнулся с проблемами в реализации продукции. До того дошло, что весной я не мог семенной материал разгрузить - места на складах нет, всё занято прошлогодним урожаем. И сейчас уборку на две недели задержал - некуда девать и нет покупателей. Цена на подсолнечник падает - сейчас 120 тысяч тенге за тонну. Это нереальная цена, - говорит Бейбит Асанов.
По словам крестьянина, затраты на производство подсолнечника остаются высокими. Во-первых, даже субсидированная солярка стоит дорого - власти обещали установить цену в 216 тысяч тенге за литр, на деле же цена её составила 259 тенге. Запчасти тоже недешевые.
- В прошлом году мы вырастили 3000 тонн подсолнечника, всю зиму продавали по чуть-чуть, осталось 1200 тонн. Нет конкретных покупателей, а как появляется первый попавшийся и предлагает цену, даже если низкую - мы вынуждены продавать, потому что нужны деньги на расходы - семена, удобрения, ГСМ и т.д. Обращаться к властям смысла нет - никто ничего не решает, одни только планерки в онлайн-режиме проводят.
Государство должно взять ситуацию под контроль - крестьянские хозяйства – это, как ни крути, стратегическая продовольственная безопасность страны. Раньше "Государственная продовольственная корпорация" хоть как-то работала, сейчас - практически перестала. Ситуация как с пшеницей несколько лет назад - цена на зерно повысилась, цены на хлеб подняли, потом цена вдвое снизилась и уже год держится, а хлеб как был дорогой, так и остался, - говорит Бейбит Асанов.
Бекболат Мухашев, руководитель КХ «Алтын Бидай», расположенного у села Янайкино, говорит, что властям пора озадачиться не только снятием кабальной пошлины, но и более жёстким контролем на границах.
- Казахстан для России слабый конкурент. В нашей области только несколько районов благоприятны для земледелия. В России климат лучше - температура держится на благоприятных 25 градусах, у нас же резко-континентальный климат - воздух прогревается до 35 градусов. Кроме того, Россия - это черноземье, у нас же менее плодородные почвы, соответственно урожайность в разы меньше. Крестьянам Казахстана приходится сильно стараться, тратиться на гербициды и пестициды, вкладываться в хорошую технику, изучать технологию. Но все эти усердия сводятся на нет неграмотными решениями наших властей.
Фермеры не скрывают, что вынуждены анализировать геополитическую ситуацию, стараются быть в курсе всех новостей – потому что всё что происходит за пределами Казахстана напрямую влияет на их крестьянский бизнес.
- Поток российской продукции хлынул в Казахстан. Мы слышим, что под видом ячменя в Казахстан ввозят пшеницу. Вместо того, чтобы строить «плотину» от «наводнения» зерна и спасать своих крестьян, власти ставят дополнительные палки в колеса в виде пошлин и экспортных ограничений. Остаётся только предполагать, сколько фермеров станут банкротами, - говорит Бекболат Мухашев.
Сначала поощряли, потом выписали стоп
По словам фермера, в этом году посевы подсолнечника по области снизились на 30 %, а крестьяне планируют вообще отказаться сеять масличные культуры. С иронией говорят, что потом не с кого будет пошлину брать. Они удивлены непоследовательностью властей – недавно подсолнечник был приоритетной культурой – на него выдавали субсидии, а теперь вдруг, когда были увеличены посевные площади, вдруг принялись чинить препятствия.
Как рассказывает Александр Лихачёв - хозяин ТОО "Хаминское", которое находится рядом с деревнями Аманат и Курмангазы, подсолнечник был выгодной культурой, и крестьяне его специально внедряли в севооборот, чтобы выравнивать бюджет, в условиях рискованного земледелия. В 2021 году "Хаминское" продало 800 тонн семечек на 200 миллионов тенге, в прошлом году 1000 тонн - за 180 миллионов. На этот год планы строить боятся.
- Фермеры ЗКО обращались к президенту, но наше обращение отложила межведомственная комиссия. Ссылались на отсутствие консенсуса по пошлинам среди фермеров и переработчиков и отсутствие статистических данных.
- Прошло 6 месяцев и никакого результата. Это просто смешно! Когда принимали закон о введении пошлины, никто не смотрел есть ли согласие или нет, хотя мы выступали, писали письма, что нет согласия нашего.
- По сути - это ценовой сговор. Крупные переработчики создали ассоциацию, постоянно делают информационные «вбросы», что у них не хватает сырья. Это по их требованию ввели пошлину. Мы же видим, что цена на масло не снизилась, а заводы делают масло-сырец с низкой добавочной стоимостью и бочками вывозят его за границу. Если государство действительно озабочено ценами на масло, так почему бы наоборот не установить экспортные ограничения на вывоз масла, - недоумевает фермер.
Последствия могут быть серьёзные
Неграмотная политика снижает рентабельность хозяйства - в этом году мы даже не сможем традиционную премию осенью выдать рабочим – как стимулировать людей на такой тяжёлый труд, - задаются вопросом фермеры.
Лукпан Мухамедьяров – руководитель крестьянского хозяйства «Шолан» в Теректинском районе не скрывает, что его КХ на грани банкротства. В своё время он поверил правительству, сделал ставку на подсолнечник и всю прибыль вложил в современную технику.
- А сейчас - чем больше сеешь, тем больше убытков получаешь. Мы подсчитали, что на один га подсолнечника с учётом лизинговых платежей, кредитов, подкормок, защиты от вредителей требуется не менее 140 000 тенге. В этом году засушливая погода, прогнозируемая урожайность - 8-10 центнеров с га и при такой цене мы получим 40 000 тенге убытков с каждого гектара.
- Интересно, понимают ли в нашем правительстве, что крестьянин - это основа экономики, - спрашивают фермеры.
И объясняют, что на них работает целая индустрия поставщиков удобрений, ядохимикатов, запчастей, сельхозтехники, которых ситуация тоже приведёт к банкротству.
Стоит отметить, что не только Западно-Казахстанская область пострадала от введения экспортной пошлины - в интернете появились обращения фермеров из разных регионов, в том числе и тех, где выращивается куда больше подсолнечника, чем в ЗКО, с требованиями открыть экспорт. Но как правительство отреагирует на крестьянскую логику пока неизвестно. Минторговли и Минсельхоз, в чью непосредственную ответственность входит решение данного вопроса, - молчат, видимо российское масло в магазинах чиновников вполне устраивает.