Беспроводные мобильные сети стали доминирующим трендом в отрасли телекоммуникаций за последнее время. Тому свидетельство и стремительный рост числа абонентов мобильных операторов. В Казахстане, к примеру, зарегистрировано почти 26 млн абонентов. Мобильной связью казахстанцев на сегодня снабжают три сотовых оператора: Kcell (торговые марки Kcell и Асtiv), Кар-Тел (торговая марка Beeline) и Мобайл Телеком-Сервис (торговые марки Tele2 и Altel), и на первый взгляд у пользователей есть выбор. Но так ли это на самом деле и почему страдает качество связи, разбирается в материале Ulysmedia.
Рост тарифов на мобильную связь и Интернет в Казахстане явление крайне частое, пожалуй, почти такое же как восход и заход солнца. Но несмотря на постоянное удорожание услуг связи, их качество оставляет желать лучшего. Частые перебои с Интернетом, медленный трафик, отсутствие подключения в некоторых городских районах, не говоря уже о его полном отсутствии в менее населенных пунктах страны – этот список претензий казахстанцев всегда на повестке дня. А введенные властями штрафы за слабое качество особого эффекта, как показала практика, не оказали.
Заверения же профильных министров о "лучшем" Интернете в Казахстане становятся триггером для граждан. Если высказывания бывшего главы Мининформа Даурена Абаева о сбоях в сети становились поводом для многочисленных мемов, то заявление нынешнего главы Минцифры Багдата Мусина о том, что Интернет в Казахстане лучше, чем в Токио вызвало уже не столь миролюбивую реакцию.
Казахстанцы стали массово требовать отставки министра и создали соответствующую петицию. По мнению граждан, министр не в силах удержать ценообразование на интернет-услуги, а даже находит способы их поднять.
Кто правит балом?
Текущее положение дел на рынке оказания услуг сотовой связи выглядит следующим образом. Единственным частным игроком на рынке остается Кар-Тел (торговая марка Beeline). Остальные же - Kcell (торговые марки Kcell и Асtiv) и Мобайл Телеком-Сервис (торговые марки Tele2 и Altel) подконтрольны национальному оператору связи "Казахтелекому". Таким образом, на рынке, по сути, сформирована мнимая конкуренция, под прикрытием которой продолжает делать свое дело монополия "Казахтелекома".
Что касается Beeline, владельцем 25% доли оператора принадлежат казахстанскому олигарху Булату Утемуратову, остальные 75% - нидерландскому телекоммуникационному холдингу VEON Holdings B.V.
Так в чем же причина столь слабого оказания услуг сотовой связи в Казахстане?
Если раньше глава Минцифры Мусин называл в числе следствий дешевые тарифы и "постоянное зависание казахстанцев в интернете", то после массовых призывов об отставке стал ближе к истине.
Накануне он в разговоре с журналистами в стенах правительства признал, что говорить о качестве можно будет тогда, когда появится реальная конкуренция на рынке среди операторов связи.
"На самом деле эта вся проблема возникла из-за недостаточной конкурентности нашего рынка. У нас на рынке есть три оператора, но почему-то качество связи страдает. Поэтому поднимал вопрос о том, чтобы вывести одного оператора в частные руки. Когда у нас будут три мобильных оператора, конкурирующих на равных условиях между собой, то конкуренция установит справедливое качество, справедливый тариф", - отметил он.
К слову напомним, в Казахстане по итогам проведенных аукционов по распределению радиочастот в сети 5G, "Казахтелеком" была признана победителем, обеспечив себе 100-процентную монополию в оказании услуг в сети 5G.
Мусин напомнил, что в правительстве рассматривают возможность вывода одного из операторов из-под "Казахтелекома" в частные руки до конца текущего года. Об этом говорилось еще летом и с тех пор этот вопрос больше не поднимался.
"Думаю, к концу года мы почувствуем результат той работы, которую проводили совместно с операторами. Но качество связи – ответственность оператора связи, которое предоставляет за деньги услуги связи гражданам РК. Я считаю, что жители нашей страны заслуживают более высокое качество Интернета, чем сейчас есть. Но текущее качество связи не отвратительное. Если есть проблемы, которые мы совместно должны решать, мы решаем", - отметил министр.
Однако сам "Казахтелеком" не торопится расставаться с этими активами. Как заявила 14 сентября главный финансовый директор компании Людмила Атамуратова, "Казахтелеком" пока не определился с продажей своих мобильных операторов.
Похоже, что планы правительства до конца года лишить "Казахтелеком" монополии на рынке сотовых услуг, мягко говоря, затянутся…
В Казахстане появится ещё один оператор связи?
Не можем не напомнить нашим читателям еще об этом событии, точнее заявлении. Известный бизнесмен, отказавшийся недавно от российского гражданства в пользу Казахстана, Тимур Турлов в начале лета неожиданно заявил о планах по созданию нового мобильного оператора 5G стандарта.
"Мы поставили перед собой задачу в течение нескольких лет создать абсолютно нового мобильного оператора 5G стандарта. Мы решили попробовать дерзнуть и взяться за одну из самых важных проблем в нашей стране, а не жаловаться на жизнь. Мы хотим, чтобы интернет, как вещь первой необходимости был доступен каждому, по всей стране. А для этого нужно начать строить очень дешево. И зарабатывать не только на самой связи. Тогда у нас будет медицина будущего, образование будущего, безопасность", - заявил Турлов у себя на странице в Facebook.
Он намекнул, что речь не идет о покупке действующего бизнеса, а об открытии совершенно нового.
"Впереди строительство опорной сети, конкурсы на частоты, океан работы и очень сложной конкуренции. (…) Мы начнем работу практически с нуля, поэтому не будет необходимости поддерживать накопившуюся годами инфраструктуру, оправдывать вложенные в нее средства. Современные технологии позволяют развиваться на порядок быстрее и дешевле", - отметил он.