×
508.05
534.82
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
508.05
534.82
5.06

На что меняем тарифы, или Почему энергетика Казахстана продолжает разваливаться

02.11.2023, 08:30
На что меняем тарифы, или Почему энергетика Казахстана продолжает разваливаться
Коллаж Ulysmedia

На фоне жизнеутверждающих лозунгов про справедливость, ответственность и открытость довольно странно выглядела пресс-конференция министра энергетики Саткалиева. На первый взгляд казалось, что глава Минэнерго вышел к прессе с благой целью - объяснить ситуацию в отрасли и рассказать о многообещающих проектах национальных компаний, однако после встречи вопросов осталось больше, чем ответов. Ulysmedia.kz разбирался, о чём не рассказал министр.

Что на что меняем

Один из вопросов касался новой-старой программы «тариф в обмен на инвестиции». Это уже вторая попытка найти консенсус между энергетиками и потребителями. Первая программа прошла была с 2010 по 2015 годы и, мягко говоря, была не совсем удачной - тогда повышение тарифов энергохозяйство модернизировать не помогло. Открыто о провале в отрасли заговорили после ЧП в Экибастузе и Риддере и, казалось, что теперь за решение проблем госструктуры возьмутся по-настоящему. Но после откровенных признаний, что энергетика на краю пропасти – опять… тарифы меняют на инвестиции.

О чём молчит Саткалиев

Нежелание Саткалиева убеждать журналистов, что «обмен» на этот раз станет прорывным, обосновывать и объяснить её механизмы, как раз и даёт пищу для размышлений. Стоит вспомнить, что именно в годы реализации прошлой и, по сути провальной, тарифной политики именно он был на ключевых позициях в фонде «Самрук-Казына» и «Самрук Энерго», а ещё не стоит забывать о его многолетнем опыте в компании KEGOC. Так почему, совсем не последний человек в электроэнергетике, выдал откровенно блеклые ответы по одной из ключевых государственных отраслевых программ? Напрашивается вывод, что работу над ошибками программы не провели, её эффективность не проанализировали и соответствующие выводы так и не сделали. Поэтому, скорее всего, Саткалиев и не смог внятно объяснить «плюсы» ново-старого обмена тарифов на инвестиции.

Планов громадьё

Другой немаловажной темой обсуждения на пресс-конференции была электростанция, если точнее - парогазовая установка в Туркестанской области. Это первая электростанция, подрядчика на строительство которой искали через тендер министерства энергетики. Практически Минэнерго получил карт-бланш на проект, который будет реализован совместно с фондом «Самрук-Казына». Тендер выиграла южно-корейская компания Doosan Heavy Construction и получила преференции в виде гарантированного возврата инвестиций на объём электрической мощности 926,5 МВт со стороны Расчетно-финансового центра по поддержке возобновляемых источников энергии в течение 15 лет. Среди мер поддержки - обеспечение бесперебойных поставок топлива, строительство внешней газовой и электросетевой инфраструктуры.

Вопросы вызывает и то, что несмотря важность и стоимость проекта, спонтанно был проведён тендер, по крайней мере публичного обсуждения условий и стоимости проекта не было.

Как объясняет Саткалиев, главное преимущество Doosan в «международности», но мы знаем, что это клише, потому что и в казахстанской, и в мировой практике есть примеры, когда зарубежные поставщики услуг и оборудования были связаны с коррупционными и скандальными кейсами. Поэтому статус международного поставщика не гарантирует итоговый результат проекта.

Siemens наше всё

Вызывает вопросы и игнорирование сценария прямой поставки основного оборудования со стороны компании Siemens. Эта компания уже много лет работает на рынке Казахстана и по сути могла бы выступить одной из сторон проекта - вполне возможно это снизило бы прямые затраты бюджета. Кроме того, у Siemens есть опыт предоставления как проектных решений, так и финансирования. Были ли проведены данные переговоры со стороны ФНБ Самрук Казына. Интересно, что думает по этому поводу министр энергетики:

  • почему проектом предусмотрено приобретение оборудования Siemens через компанию Doosan;
  • проводились ли переговоры с Siemens по цене оборудования;
  • проводился ли открытый конкурс по выбору ЕРС партнера;
  • почему отсутствует прозрачность финансовой модели проекта;
  • какие преференции и выплаты получит южно-корейская компания.

Согласитесь, господин Саткалиев, налогоплательщики должны владеть информацией о проекте, который должен повлиять на общественное благосостояние.

Недавнее прошлое

Если говорить о прошлых заслугах действующих управленцев Минэнерго, нельзя не вспомнить ликвидированный проект ТЭС в Балхаше. Также значительные суммы из госказны ушли на так и нереализованные проекты по расширению и модернизации ЭГРЭС-2 и провальные валютные займы в KEGOC, приведшие к значительному повышению тарифов.

В целом, ответы главы уполномоченного органа приводят к мысли, что, несмотря на поручения главы государства, электроэнергетическая отрасль остаётся в ненадёжных руках управленцев Старого Казахстана, которые по факту имеют в своем зачёте лишь ряд провальных государственных программ.

А может быть этими проектами заинтересуется Генеральная прокуратура и Агентство по финансовому мониторингу? Они должны дать оценку происходящего в стратегической отрасли, сделать экономический анализ ущерба, нанесённого экономике Казахстана. Возможно после этого и будет принято решение об управленцах, принимавших решения, которые привели ключевую отрасль в такое состояние.