Накал праведного гнева, охватившего казахстанцев после трагедии на шахте им. Костенко, и шквал комментариев, в которых пользователи соцсетей требовали «крови» олигарха Лакшми Миттала, всей его команды и попутно чиновников всех уровней, постепенно идёт на убыль. Ему на смену, по всем канонам психологического жанра, приходит отрезвление, которое несёт в себе логичные вопросы, главный из которых: «что будет дальше с казахстанской магниткой?». Корреспондент Ulysmedia.kz тоже пытался найти ответ на этот вопрос.
Что же будет с Митталом и с нами?
На первый взгляд, передача активов британского «стального короля» правительству Казахстана, о которой заявил глава государства на встрече с родственниками погибших шахтеров, и которую позже смиренно подтвердила администрация АО «АрселорМиттал Темиртау», проходит тихо и мирно. Однако у наиболее наблюдательных граждан возникают вполне обоснованные поводы для того, чтобы сомневаться в мирном течении объявленной «экспроприации».
С одной стороны, по местным пабликам и блогам, в чатах и мессенджерах несколько дней лидировал по читаемости фрагмент интервью, которое якобы Лакшми Миттал дал неизвестному журналисту, и в котором заявляет, что выделял деньги и на модернизацию предприятий, и на достойные зарплаты шахтеров, но, мол, все эти деньги умыкнули местные управленцы – как на его предприятиях, так и в госаппарате.
- Моя совесть чиста, - якобы заявил индиец.
Это «интервью» вызвало такой ажиотаж в интернет-пространстве, что даже официальное опровержение от пресс-службы АМТ, сделанное почему-то через те же паблики, не остудило яростных баталий в комментариях.
С другой стороны, у пользователей соцсетей появился ещё один повод обсуждать беспредел на предприятиях Миттала. Видеоинтервью с горноспасателями, которые работали после взрыва на шахте Костенко, вызвало не меньше шума, чем липовое интервью с Лакшми Митталом. В коротком ролике, снятом неведомо кем на телефон, уставшие парни признались, что им стыдно за свою работу, поскольку их предприятие было передано в частные руки, а все предписания по устранению нарушений в части техники безопасности, имеют чисто рекомендательный характер.
Помимо этого, горноспасатели рассказали некоторые подробности реального состояния дел под землей, свидетельствующие о том, что с техникой безопасности – полный швах. Например, поведали, что предотвратили еще несколько возможных взрывов на Костенко, чудом потушив обнаруженные возгорания. Чудом – потому что в шахте не оказалось воды и подручных средств.
Затем еще несколько дней скандал не утихал, поскольку шахтные спасатели заявили о давлении на них руководства АМТ. Их тут же поддержали коллеги, общественность и депутаты мажилиса, не поленившиеся тут же приехать в Караганду.
Возможно, меня можно упрекнуть в излишней мнительности, но складывается ощущение, словно нас, сторонних наблюдателей за историческим событием – национализацией когда-то проданного на сомнительных условиях горнорудного комплекса, чередой непрекращающихся скандалов и вбросов уводят от чего-то действительно важного.
За что купил…
Поскольку мы уже 30 лет живём в капиталистическом обществе, первое, что смущает (и не только меня): неужели капиталист Миттал просто так отдаст гигантское предприятие?
Этот вопрос сегодня задают многие аналитики и эксперты. А телеграм-канал Kazpress.kz приводит цитату из книги «Самые богатые люди Земли. Большая двадцатка», издательства «Амфора», год 2008.
- ...Между тем, Лакшми Миттал развернулся и на просторах СНГ, купив в 1995 году Карагандинский металлургический комбинат в Казахстане. Завод в Темиртау казался не лучшим объектом для инвестиций: оснащённый оборудованием 1960-х годов, он пребывал в коматозном состоянии, типичном для предприятий на постсоветском пространстве. К моменту продажи завод представлял собой пример умирающего предприятия: зарплату рабочим не выплачивали по полгода, продукцию реализовывали по бартеру, за долги перед коммунальными службами были отключены вода и отопление. Некоторое время к комбинату присматривались специалисты «U. S. Steel», но сочли эту покупку слишком рискованной. А Лакшми Миттал рискнул – и снова не прогадал.
В модернизацию предприятия Миттал вложил 500 миллионов долларов, не считая взятки в 100 миллионов долларов, которую он заплатил кому-то из казахских чиновников. О том, что факт взятки имел место, официально заявил помощник Миттала вскоре после покупки предприятия! Скандал? Разоблачение? Да полноте! Миттала взятки не смущают, он вообще покупает предприятия только в тех странах, где у него есть связи на уровне правительства. Казахстан в этом отношении мало чем отличается от Индонезии, Румынии, Украины, Польши – список можно продолжать… «Казахская сделка» полностью себя оправдала: сегодня «Ispat Karmet» – такое название получил комбинат – производит более 6,6 миллиона тонн стали в год и приносит существенную прибыль.
Напомним, книга издана в 2008 году. Учитывая изложенное, кто-то еще, кроме правительства Смаилова, продолжает наивно думать, что Миттал просто так отдаст гигантское предприятие? – задает вполне логичный вопрос автор телеграм-канал. И саркастически добавляет:
- Похоже нужен новый Бекетаев, который будет судиться в международном арбитраже...
Сколько стоит ваш уход?
Дойдёт ли дело до международных судов, неизвестно. Но «цена вопроса» при отступлении Миттала интересует многих. В частности, недавно в кулуарах мажилиса журналисты задали премьер-министру Смаилову вопрос в лоб: действительно ли государство планирует заплатить Лакшми Митталу «отступные» в 500 миллиардов долларов за передачу «АрселорМиттал Темиртау» Казахстану?
Неизвестно, почему журналист назвала именно эту сумму, но Алихан Смаилов решительно опроверг слухи.
- Это не соответствует действительности, во-первых, - сказал он.
- Во-вторых, ещё раз хочу сказать, что в соответствии с предварительным соглашением по условиям передачи компании Казахстану сейчас мы не можем разглашать подробности. Они будут доведены до вас после того, как мы завершим сделку. Это будет в течение буквально одного месяца. По предварительному соглашению, мы должны будем завершить все юридические процедуры по передаче до 30 ноября. После чего вся информация вам будет доступна.
Вместе с тем, о том, что «отступные» Митталу Казахстан всё же заплатит, стало ясно на недавнем брифинге в столице, где министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев, комментируя смену собственника АО «АрселорМиттал Темиртау» и передачу в другие руки его активов, заявил:
- Казахстан уважает права международных инвесторов, ни у кого ничего отбирать не будем.
Так на каких же условиях металлургический комбинат в Темиртау, а также сопутствующие производства - шахты и рудники – уйдут в новые руки? Вполне возможно, об этом мы ничего не узнаем, как до сих пор не знаем всех нюансов покупки Митталом «третьей кочегарки СССР».
Уж если руководство нашей страны не даёт подробных ответов на вопросы, то Миттал и подавно не скажет. Он вообще уже ведёт себя так, словно в его «империи» ничего не случилось – ни официальных соболезнований, ни комментариев с его стороны не было и нет.
Он не сдастся без боя?
К слову, скандально известный Youtube-канал «Бәсе» утверждает, что Миттал так и не признал распоряжение руководства нашей страны относительно фигуры экс-заместителя акима Карагандинской области Вадима Басина, который был представлен президентом Токаевым как новый руководитель предприятий, которые пока ещё носят название «АрселорМиттал Темиртау». В качестве доказательства приводит скрин с официального сайта АМТ, где в качестве гендиректора значится Владимир Яблонский.
«Бәсе» в своём сюжете также приводит запись телефонного разговора с представителем пресс-службы Арселора, которая не подтверждает, что Вадим Басин является новым гендиректором предприятия.
Вполне допускаю, что относительно «двоевластия» на АМТ «Бәсе» несколько передергивает. Во-первых, пресс-секретарь не сказала «да», но не сказала и «нет», предложив журналисту обратиться с письменным запросом. А, во-вторых, не исключено, что рядовые работники компании сами не могут понять, кто теперь их босс. Лично я, как ни старалась, так и не смогла обнаружить на сайте АМТ вообще никаких упоминаний о его руководстве. Такое чувство, что этот раздел убрали совсем – от греха подальше.
Точно также в информационном поле нет никакой информации об экс-экс-генеральном директоре АМТ Биджу Наире и бывшем исполнительном директоре горнорудного департамента Джелсоне Батиста, находившихся под подпиской о невыезде после взрыва метана на шахте им. Ленина 3 ноября 2022 года, в результате чего погибли пять шахтеров.
А ведь в конце лета текущего года родные погибших рабочих записали видеообращение к президенту, в котором попросили оказать содействие, чтобы топ-менеджеры компании не ушли от ответственности.
Недавно стало известно: следствие по делу шахты Ленина окончено - его передают в суд. Теперь вопрос: в свете последних событий станут ли экспаты подчиняться законодательству Казахстана и ждать суда, в результате которого, вполне возможно, получат реальные сроки?
И снова здравствуйте!
Ещё одна тайна, покрытая мраком и будоражащая умы казахстанцев – вопрос о новом инвесторе. И Смаилов, и Шарлапаев однозначно дали понять: новый инвестор будет местным, казахстанским.
Премьер-министр, выступая в мажилисе, приоткрыл завесу тайны над основным условияем для будущего владельца Темиртауской магнитки: 3 миллиарда долларов ивестиций за три первых года. Причём, в первый – половину из обозначенной суммы.
Казахстанцы ахнули и кинулись обсуждать в соцсетях: кто же в нашей стране владеет таким состоянием?
И вдруг из небытия возникло давно подзабытое имя: Серик Ахметов. Причём появилось оно сразу в нескольких источниках. Первый и самый солидный – фильм «Очаг смерти», выпущенный на следующий день после трагедии на шахте Костенко. Появление в репортажной работе журналистов ТРК Серика Ахметова, комментирующего безнаказанность Миттала, стало полной неожиданностью для публики. Настолько, что ответ на вопрос «Почему Серик Ахметов появился в фильме ТРК об аварии на шахте Костенко?» карагандинской журналистки Ботагоз Омаровой был опубликован на Дзен.ру.
Ботагоз тактично связала появление экс-премьер-министра, бывшего акима Карагандинской области в фильме ТРК президента с преданностью бывшего пресс-секретаря Серика Ахметова, а ныне гендиректора Телерадиокомплекса президента Раушан Кашибаевой.
Но в соцсетях многие пользователи высказывают другое мнение. Они считают, что таким образом Серик Ныгметович нативно объявил о своём возвращении в политику.
Триумфальное возвращение?
«Дело Ахметова», в котором фигурировали 20 чиновников, наделало много шума в свое время. 11 декабря 2015 года специализированный межрайонный суд по уголовным делам Карагандинской области приговорил бывшего премьер-министра Ахметова к 10 годам лишения свободы. По версии следствия, группа, в которую входили бывшие высокопоставленные чиновники, совершила серию коррупционных преступлений. Им вменялись: хищение бюджетных денег в крупном размере, злоупотребления должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, подделка документов.
В тот момент многие карагандинцы искренне сочувствовали своему земляку, бывшему акиму области. А на кухнях шептались, что Ахметов стал жертвой интриг со стороны клана Нигматулиных. И когда 21 сентября 2017 года Серик Ныгметович вышел на свободу, перед этим возместив государству ущерб, оценённый судом в сумму около 2,2 миллиардов тенге, земляки, как ни странно, были на его стороне. Да и позже мне не раз приходилось видеть в соцсетях комментарии карагандинцев, в которых они требовали реабилитировать Ахметова и вернуть в кресло акима региона.
Но даже при этом, возвращение Ахметова оказалось сюрпризом для многих. Особенно на фоне разгоняемой в соцсетях мысли о том, что-де кто как не он сможет поднять темиртауский меткомбинат с колен?
Так, например, карагандинская журналистка Татьяна Голубцова опубликовала пост в Фейсбуке, в котором высказала мысль такими же словами:
- Наверное, меня никто не услышит, но... в Караганде есть человек, который сможет поднять теперь уже бывший Арселлор с колен и навести порядок. Он, как родной, знает Темиртау, руководил всей нашей областью, знает всех взяточников из министерств, знает, что им сказать и куда послать... он многое пережил, но не сдался. И это Серик Ахметов.
Но, поскольку место гендиректора АМТ занято, и человека, который его занял, рекомендовал лично президент, то не нужно быть аналитиком, чтобы предположить, что Серика Ахметова прочат в… хозяева горнорудного комплекса?
Кстати, на том же брифинге в Астане дотошные коллеги задали министру Шарлапаеву вопрос о возможных инвестициях Ахметова. Тот ответил уклончиво:
- Я не могу дать никаких объяснений по конкретному инвестору. Я сказал, что привлечение иностранных инвесторов в этот актив не планируется. Предприятие работает. Этот вопрос ещё не обсуждался.
И тем самым дал еще больше поводов для домыслов и слухов. Многие комментаторы в соцсетях выражают надежду, что у Серика Ныгметовича найдутся за душой 3 миллиарда долларов…