×
442.05
474.14
4.74
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
442.05
474.14
4.74

Что это было, или Почему Токаев Путина в аэропорту Астаны встречал

Коллаж Ulysmedia

Президент РФ совершил очередной визит в Казахстан. Визиты Владимира Путина в Казахстан стали постоянными и по разным поводам. Предыдущий состоялся 13-14 октября в Астану, где он провёл время на саммите СВМДА, а затем на заседании Совета глав государств СНГ и на первом саммите Россия-Центральная Азия. На сей раз визит совмещался с очередным Форумом межрегионального сотрудничества.

Аналитик Ulysmedia.kz, кандидат исторических наук Асылбек Бисенбаев, разбирался, что приковало внимание граждан многих стран к этому визиту.

Предыстория

Президент Токаев провёл ряд активных переговоров на Западе, принимал в Астане президента Франции Макрона и подчеркивал, что страна неуклонно будет соблюдать режим санкций в отношении России. Конечно, российские средства массовой информации с сильным раздражением реагировали на слова казахского президента, который публично заявлял о непризнании квазигосударственных образований ЛНР и ДНР.

К тому же председатель Си Цзиньпин на фоне войны в Украине уже заявлял о том, что заинтересован в стабильности в Казахстане. Об этом же говорили в разной форме и другие руководители государств.

Война резко ослабила экономику России, привела к значительным людским потерям, международной изоляции, научно-техническому регрессу и падению авторитета на международной арене. Слабость власти Кремля показали не только неудачные боевые действия, но и мятеж Пригожина, массовые протесты против войны, бегство миллионов граждан за пределы России. Ещё больше усилило изоляцию решение Международного уголовного суда об аресте Путина, резко ограничившее круг стран, которые российский президент мог посетить.

Старший брат или нет

Визит в Казахстан Путина должен был решить несколько задач. Первая и главная – показать россиянам, что он ещё пользуется международным авторитетом и может посещать другие страны. Российский президент всё ещё может быть «старшим братом» для бывших постсоветских республик.

Визит начался со встречи в аэропорту. Здесь Путина встречал руководитель Казахстана Токаев. И это было весьма важно для российской стороны, поскольку показывало степень уважения к российскому президенту. Напомню, когда в Россию с визитом прибыл председатель КНР Си Цзиньпин, в аэропорту его встречал не президент, не премьер-министр, а вице-премьер Чернышенко. На дипломатическом языке, а уж в китайском понимании, это было явным пренебрежением. И это сказалось на итогах переговоров. Конечно, Си Цзиньпин во время встречи назвал Владимира Путина «добрым другом», но на деле визит закончился ничем. Хотя Россия явно ожидала поддержки со стороны КНР, как экономической, так и политической, а уже тем более решения проблемы снабжения вооруженных сил.

Многозначительная дипломатия

В Казахстане случилось обратное. Президент Токаев встречал Путина в аэропорту, но переговоры показали, что это была восточная дипломатия перед фактическим сведением итогов к нулю. Естественно, это вовсе не означает резкий поворот в политике Астаны. Отношения буду продолжаться, но в зависимости от складывающейся ситуации и на основе интересов Казахстана.

Во время переговоров, как отмечают наблюдатели, в своем ответном выступлении, президент Токаев, начав его на русском языке, вдруг перешел на казахский язык. Это также восточно-дипломатический политес. А Путин так и не захотел, хотя для него было вовсе не трудно, внятно произнести: «Касым-Жомарт Кемелевич», показав тем самым свое отношение к партнеру. Но у Токаева была домашняя заготовка, которую он и использовал, перейдя на казахский язык. Естественно, что вся российская делегация была в легкой растерянности. Но никакого нарушения протокола здесь не было. Все международные переговоры и выступления глав государств должны вестись на государственном языке. В приватной обстановке можно говорить на любом языке, но официальная часть требует соблюдения интересов страны, в том числе и статуса государственного языка.

Итоги визита можно оценивать исходя из самых разных критериев. Для некоторых важно уже то, что он состоялся и обошлось без эксцессов.

Декларировать – ещё не строить

Накануне зимы, и учитывая провалы прошлого года, весьма важная новость о том, что президенты договорились построить 3 теплоэлектроцентрали в Кокшетау, Семее и Усть-Каменогорске. Разъяснялось, что финансирование в виде займа Астане предоставит Евразийский банк развития (ЕБР). Российские компании спроектируют, поставят оборудование и введут объекты в эксплуатацию. Подписан соответствующий меморандум министрами энергетики обеих стран – Саткалиевым и Шульгиновым.

По словам первого вице-премьера Казахстана Романа Скляра, российская сторона построит ТЭЦ «под ключ», используя свои технологии и средства. При этом все проекты будут реализованы по самым передовым стандартам, включая и экологические требования. И тут возникают серьезные сомнения.

Сможет ли Россия на деле реализовать самые передовые технологии при строительстве ТЭЦ? Сомнения большие, тем более что в Глобальном рейтинге инноваций 2023 года Россия расположилась на 51 месте. И вот уже пять лет Россия в этом рейтинге опускается всё ниже и ниже. Более того, санкции привели к откату всей промышленности России, которая начинает выпускать технику едва ли не 50-летней давности из-за отсутствия соответствующих микропроцессоров и не только их.

Интересные совпадения

В соседнем Узбекистане также планируется ввод в строй в период с 2023 по 2026 год трех ТЭС (не путать с ТЭЦ) общей мощностью 4,6 тыс. МВт. Электростанция мощностью 1,5 тыс. МВт будет запущена к концу 2026 года в Сурхандарьинской области. За проект отвечают Siemens Energy (Германия), EDF (Франция), Stone City Energy (Нидерланды). В Индексе инноваций они занимают соответственно восьмое, одиннадцатое и седьмое места. Другой энергообъект мощностью 1,5 тыс. МВт заработает в 2026 году. Строительство ведётся EDF, Nebras (Катар), японскими Sojitz Corporation и Kyuden International Corporation в Баяутском районе Сырдарьинского региона. Катар в рейтинге на 50 месте, зато Япония на 13 месте. К концу этого года саудовская ACWA Power запустит на территории города Ширина и Баяутского района ТЭС мощностью 1,5 тыс. МВт. Саудовская Аравия занимает 48 место. Но все прекрасно понимают, что Катар и Саудовская Аравия будут опираться на самые передовые технологии Запада. Возникает естественный вопрос – наши соседи привлекают передовые страны к строительству ключевых объектов – почему руководство Казахстана решило в таком же вопросе сотрудничать со страной-изгоем?

Или это очередной восточный политес, когда нужно бы отказать, но при этом не обидеть гостя? И тут нужно вспомнить, что документ называется «Меморандум о взаимопонимании между министерством энергетики Республики Казахстан и министерством энергетики Российской Федерации о сотрудничестве по проектам строительства ТЭЦ «Кокшетау», ТЭЦ «Семей» и ТЭЦ «Усть-Каменогорск» в Республике Казахстан».

Меморандум и его последствия

Что такое на языке дипломатии меморандум? Меморандум не является международным договором - это констатация того, что стороны имеют общую позицию по какой-либо проблеме или имеют общие интересы. Документ практически ни к чему не обязывает. Например, в Меморандуме о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между дипломатическими академиями России и Турции особо отмечается, что «Настоящий Меморандум не является и не может быть интерпретирован как международное соглашение между двумя государствами. Ни одно положение настоящего Меморандума не может быть интерпретировано или применено как создающее юридические права или обязательства для государств Сторон».

Таким образом, получается отличная картинка – и документ подписали, и никаких обязательств на себя не взяли – и гости довольны, и нам хорошо.

Министр энергетики Казахстана Саткалиев также проявил недюжинные дипломатические способности.

   - Астана никогда не позиционировала проект будущей АЭС как чисто российский. Мы всегда говорили, что это будет международный проект и Казахстан выберет самые наилучшие технологии. Что касается ядерного острова, мы понимаем конкурентное преимущество именно российских решений. Не зря Венгрия, Турция, Египет, многие другие страны выбрали российских подрядчиков. Но, безусловно, геополитический аспект мы будем учитывать.

Как хотите, так и понимайте

Конечно, Россия постепенно ослабляет свои позиции в Центральной Азии. Но у неё есть важнейшее преимущество, которое позволяет говорить о том, что политическое влияние Кремля здесь будет сохраняться ещё долго. Несменяемые руководители Центральной Азии и президент Путин далеки от демократии и без труда находят общий язык. Для них угрозой является усиление Китая - жесткого игрока, который наращивает экономическое присутствие и всё больше привязывает регион к «Поясу и пути». С другой стороны страны «коллективного Запада» со своей открытой экономической политикой, правами человека, борьбой с коррупцией олицетворяют угрозу привнесения цветных революций.

Против такой угрозы существует ОДКБ. Поэтому во время визита этому вопросу уделялось много внимания. В свете председательства Республики Казахстан в этом объединении, в 2024 году подтверждается намерение совместно наращивать потенциал ОДКБ, совершенствовать в рамках этой Организации механизмы кризисного реагирования, борьбы с международным терроризмом, незаконным производством и оборотом наркотиков, организованной преступностью и другими трансграничными вызовами и угрозами, развивать миротворческие силы, содействовать расширению связей с заинтересованными государствами и международными организациями.

Об этом достаточно ясно сказал генеральный секретарь ОДКБ Имангали Тасмагамбетов.

   - К сожалению, противостояние на глобальном уровне неизбежно отражается на региональном и даже субрегиональном уровне, где обостряются застарелые проблемы и появляются новые. Их разрешение требует дополнительных усилий по разработке механизмов обеспечения мира и стабильности, отвечающих требованиям времени. В полной мере это касается зоны ответственности Организации Договора о коллективной безопасности. Это пространство уже стало местом, где апробируются различные гибридные технологии и формируются серьезные угрозы внутренней стабильности государств-участников организации.

Иными словами, основной проблемой является не вторжение извне, а выступления народов против правящих режимов. Сценарий совместного подавления выступлений был уже опробован в Беларуси и Казахстане.

Договорились

По итогам визита были подписаны совместное заявление президента Казахстана и президента России к десятилетию подписания договора между РК и РФ о добрососедстве и союзничестве в ХХІ веке, план совместных действий РК и РФ на 2024-2026 годы.

Подписаны меморандумы по ТЭЦ и вопросам инспекции труда, два плана мероприятий по сотрудничеству в области физкультуры и спорта, таможенных служб, соглашение об информационном партнерстве между телерадиокомплексом президента и ИТАР-ТАСС.

Конечно, в подписанных документах упоминаются такие проекты, как транспортный коридор «Север-Юг» от Петербурга до Мумбаи, сотрудничество в сельском хозяйстве, производстве удобрений, развитии языков и т.п. Однако при внимательном чтении этих многостраничных документов понимаешь – всё это пока что добрые пожелания, не подкрепленные обязательствами сторон. Но зато визит состоялся. Россия получила ещё один аргумент для пропагандистов о своем влиянии в мире, росте международного авторитета и лояльности партнёров. Казахстан проявил радушие, зато смог избежать обязательств по отношению к России и тем самым ещё раз подтвердить Западу, что не будет нарушать санкции. Так что визит удался!

Новости партнеров