Презентованная накануне Дня первого президента книга «Моя жизнь. От зависимости к свободе» заставила казахстанцев в очередной раз недобрым словом вспомнить «не хорошо забытое старое». На сей раз экс-Елбасы дал повод для обсуждения в широких массах своей личной жизни, признавшись практически в двоежёнстве. В книге он рассказал историю своего знакомства с «Мисс Казахстан-1999» Асель Исабаевой, ставшей для него не только «младшей женой», но матерью двоих его сыновей – Таумана и Байкена. Это признание Нурсултана Назарбаева буквально взорвало казахстанский сегмент соцсетей. Как казахстанцы восприняли откровение бывшего президента страны, выяснял корреспондент Ulysmedia.kz.
Где Гульнара?
Откровенно говоря, описанная экс-Елбасы «лав стори» не нова для казахстанцев: о семьях Назарбаева «на стороне» рассказывали и его опальный экс-зять Рахат Алиев, и оппозиционеры Мухтар Аблязов и Виктор Храпунов. Но вот интересно: что побудило его неожиданно признать их правоту именно так – в книге? И почему он не упомянул имя еще одной своей «токал» - экс-стюардессы Гульнары Ракишевой?
Ведь, если верить оппонентам первого президента, она появилась в его жизни раньше, чем Асель Исабаева. Может быть, дело в том, что Гульнара Ракишева, поднявшаяся под его крылом с должности стюардессы «борта №1» до вице-президента авиакомпании «Air Astana», родила своему покровителю двух дочерей, в отличие от преемницы, одарившей его наследниками?
Так или иначе, многие казахстанцы расценили откровения Назарбаева как официальное «представление» сыновей – Таумана и Байкена. Насколько верно это мнение, покажет время.
Вместе с тем интернет-пользователи разделились на два неравномерных по численности лагеря: на то меньшинство, кто счёл, мол, «есть еще порох в пороховницах», и большинство - тех, кто расценил откровения Назарбаева как верх цинизма и аморальности.
Юриспруденция и нравственность
- С юридической точки зрения, брак, не зарегистрированный в органах ЗАГС, не является заключенным (действительным) и не влечет для так называемых «новых супругов» никаких правовых последствий, - прокомментировал юридические аспекты признания Назарбаева адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов, член Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан, учредитель общественного антикоррупционного фонда «Транспаренси Интернэшнл - Казахстан» Виталий Воронов.
- Это не касается прав детей, если отец ребенка, рождённого вне брака, записан таковым в свидетельстве о рождении последнего.
Что касается брака Нурсултана Назарбаева с Асель Исабаевой, юрист уверен: юридической ответственности за брак, заключенный по мусульманским обычаям, первый президент нести не может.
- Другое дело - моральная, нравственная, политическая ответственность, - делает оговорку Воронов.
- Конечно, она может иметь место при условии, что общество или государство к этому нетерпимо и осуждает. Результаты такого осуждения могут иметь место, например, во время выборов, учитываться при назначении на должность или при принятии на работу, если это противоречит этике госслужащего или политике компании.
Даешь гаремы?
Судя по всему, в семье Назарбаевых знали об этом юридическом казусе – многоженство в нашей стране не запрещено, но и не разрешено. Проще говоря, если гарем иметь нельзя, но очень хочется, то можно. Как иначе можно расценить пять официально зарегистрированных браков недавно скончавшегося брата экс-Елбасы Болата Назарбаева?
Тот, по признанию четвертой жены Динары Маметековой, даже не помнил всех своих детей. Она же кропотливо записывала имена и даты рождения всех его отпрысков, коих, по её подсчетам, было ни много ни мало – 20!
- С точки зрения закона такого просто быть не могло, - разводит руками Виталий Воронов, комментируя «легитимность» браков Болата Назарбаева.
- Юридически все браки, заключенные и зарегистрированные после первого официального и не расторгнутого брака, являются юридически ничтожными.
По его словам, опять же «хозяин гарема» не должен нести ответственности за многоженство, поскольку с 1 января 1998 года, согласно УК РК, оно не является подсудным (уголовно преследуемым) деянием. Хотя в Законе «О семье и браке» не предусмотрена возможность регистрации одновременно более одного брака.
- Выходит, закон преступили только работники ЗАГСов, которые не должны были регистрировать одновременные браки. И, естественно, должны нести за это установленную законом ответственность как правонарушители.