×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

Нетрадиционная ориентация: почему аким Костанайской области не делает ставку на зерно

25.12.2023, 08:30
Нетрадиционная ориентация: почему аким Костанайской области не делает ставку на зерно
Коллаж Ulysmedia

Аким Костанайской области Кумар Аксакалов теперь чаще говорит о новых машиностроительных проектах, чем об аграрных проблемах. Похвастаться действительно есть чем, несмотря на то, что зерносеющий регион сильно пострадал от неблагоприятных погодных условий в этом году. Объём промышленного производства в январе-октябре составил 2,2 трлн тенге. При этом обрабатывающая промышленность выросла на 16,1%. Обрабатывающую промышленность вытащил автопром – машиностроение выросло на 33,9%, в то время как производство продуктов питания прибавило лишь 10,5%, а выпуск напитков вырос всего на 5,5%.

Пром - это вам не агро

   - В машиностроении расширяется линейка выпускаемых моделей легковых автомобилей. 61% всех произведенных автотранспортных средств в республике собираются в Костанайской области. С начала года собрано 75 тыс. автомобилей, - сообщил Аксакалов на недавнем брифинге.

11 ноября был дан старт строительству нового автозавода KIA, который будет выпускать 70 тыс. машин ежегодно. Объем инвестиций составит 90 млрд тенге. Запуск завода намечен на лето 2025 года.

   - Стоит отметить, что компания КІА впервые в истории делает прямую инвестицию в совместное предприятие и строительство завода за пределами Республики Корея, - сказал он.

Также в регионе начнется строительство локализационного центра по производству автокомпонентов стоимостью 13 млрд тенге. Центр будет выпускать 70 тыс. различных компонентов в год.

Вся автопромная история в области сосредоточена вокруг «СарыаркаАвтоПром», один из крупных владельцев которого Андрей Лаврентьев, его другая компания недавно договорилась с правительством о приобретении Карагандинского металлургического комбината. Известно, что автопром - крупнейший потребитель металлов, поэтому в этой сделке есть определенная синергия.

«СарыаркаАвтоПром» исторически производил разные марки автомобилей, в то время как «Азия-Авто» Анатолия Балушкина, напротив, стремился реализовать лишь один проект по сборке автомобилей Lada. Возможно, судьба костанайского автопрома тоже была бы незавидна, однако в капитал «СарыаркаАвтоПрома» вошли «Байтерек» и «Банк Развития Казахстана» - предприятие получило до этого деньги из этого госхолдинга, «рассчитавшись» в итоге акциями. Некоторые бренды, собиравшиеся в Костанае, уже давно канули в лету. К примеру, украинский ZAZ Chance, который успели купить казахстанские полицейские и Coca-Cola.

Однако завод не стоит на месте и запускает новые производства. К примеру, теперь «СарыаркаАвтоПром» реализует проект по мелкоузловому производству 30 тыс. автомобилей Chevrolet Onix стоимостью более 23 млрд тенге.

По словам акима, на территории индустриальной зоны планируется запуск двух проектов по производству кабин для тракторов стоимостью 8,3 млрд тенге и по производству кузовов и надстроек коммунальной техники стоимостью 3,2 млрд тенге. В планах и другие промышленные проекты.

   - На территории Костаная сейчас реализуется проект чугунно-литейного завода. Пполноценно он будет работать уже в первом-втором квартале следующего года. Будем производить блоки двигателей грузовых автомобилей. Будем изготавливать головки блоков двигателей грузовых автомобилей. Второй проект – это изготовление балки заднего моста грузовых автомобилей. То есть, начиная от изготовления, отливки корпуса до редукторной части заднего моста, - поделился планами Аксакалов.

Пока идет поставка оборудования. По словам акима, практически все оборудование для первого проекта пришло и там уже идут пуско-наладочные работы.

Не было бы счастья: как регион благодаря санкциям новый завод получит

В планах властей запуск завода по выпуску горячебрикетированного железа в городе Рудном.

   - Мы будем перерабатывать большую часть руды на месте. Запасы железной руды у нас в Костанайской области - это 4% запасов железной руды в мире. К сожалению, мы ее не перерабатывали, вывозили в другие государства. Теперь компания ERG будет строить большой завод. Стоимость его порядка 2 млрд долларов. Тысяча рабочих мест появляется. Но это тоже половина продукта, который необходим для получения металла. После того как будет завершен первый этап, будем думать, как реализовать второй проект для получения уже конкретного металла, - говорит аким.

Однако он умалчивает, что важнейший клиент Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного производственного объединения, входящего в состав ERG, - Магнитогорский металлургический комбинат перестал покупать продукцию ССГПО сразу после того как владелец ММК Виктор Рашников попал в марте прошлого года в санкционный список Евросоюза, а в августе и в санкционный список США. На этом фоне объем производства ССГПО упал до 9,8 млн тонн. Компания пыталась заместить выпавшие объемы, продавая железорудное сырье другим российским покупателям, но это было довольно сложно.

Поэтому проект по переработке - это некий выходом из сложившейся ситуации для крупного акционера ERG Александра Машкевича, который, по данным Forbes, входил в прошлом году в число богатейших граждан Израиля.

Аким также прокомментировал случай с гибелью рабочего на территории ССГПО в ноябре. По его словам, к контролю за происходящим привлекут помимо предусмотренных служб и общественные организации.

   - У нас ежегодно порядка 120-130 случаев происходит. Это в основном на крупных промышленных предприятиях. Теперь на ССГПО сейчас дополнительные меры контроля созданы. Это общественники начинают контролировать совместно с теми людьми, которые должны заниматься этим профессионально, - отметил он.

Кроме того, в Костанае планируется запустить сталеплавильный завод.

   - Получим новый продукт: проволока, катанка, другие металлические изделия. 600 новых рабочих мест появляется. Известная компания – это «Евразия Каспиан Сталь». Она в Костанае ежегодно производит 400 тыс. тонн арматуры. Эта компания собирается его расширять и доведет его до 1 млн тонн. Это тоже крупнейший проект, - сказал Аксакалов.

Аким вызывает одного врача за 5 млн тенге

Чтобы стимулировать молодых врачей переезжать в Костанайскую область, власти платят деньги, поэтому медики из других регионов не против воспользоваться предложением.

   - С начала года в область прибыло 160 врачей, из них молодых выпускников – 84, из других регионов республики – 76. Для тех, кто хочет работать в нашей области, выплачиваются подъемные: в городской местности 3,5 млн тенге, в сельской – 5 млн тенге, - сказал аким.

В этом году подъемное пособие за счет областного бюджета получили 80 врачей на общую сумму 345 млн тенге, то есть большая часть молодых кадров выбрали работу в городе, а не в селе. 59 врачей получили жилье, а для 46-ти его арендуют медицинские организации. В этом и следующем году власти планируют привлечь ещё не менее 100 врачей. В целом объем финансирования сферы медицины в этом году составил 108,8 млрд тенге, что на 26% больше, чем в прошлом году. В рамках национального проекта «Модернизация сельского здравоохранения» будут открыты 6 медицинских объектов (4 врачебных амбулатории и 2 фельдшерско-акушерских пункта). В 2024 году планируется начать работы по строительству еще 19 медицинских объектов на селе.

Если врачей приглашают в село зазывают, то своих сельчан планируется трудоустроить на молочно-товарные фермы. По словам акима, на костанайщине ещё много безработных, на каждой ферме можно будет трудоустроить по 35-40 человек. Акимат планирует открыть, как минимум, 10 молочно-товарных ферм. В этом году уже начали строительство семи из них.

Акимат поможет сотовым операторам деньгами и запретит уплотнять старые районы Костаная

Аксакалов сообщил, что акимат договорился с операторами «Билайн» и «Казахтелеком» о том, что в области будут ставиться мачты для обеспечения, как минимум, 50 сел в год хорошим доступом в Интернет. По его словам, таким будет считаться 4G, а не 3G или 2G. Однако это будет происходить на деньги акимата – из областного бюджета на сельский Интернет будет выделяться ежегодно по 1 млрд тенге. Сегодня из 492 сельских населенных пунктов только в 331 есть связь хорошего качества.

Кроме того, Аксакалов пожаловался, что на протяжении последних трех лет Костанайской области не выдаются технические условия на подключение к газу.

   - Ни частным лицам, ни предприятиям. Если в данное время идут работы по подключению, то это ранее выданные разрешения 2000 годов и так далее. Объема газа нам не хватает. По трубе мы получаем 311 тыс. кубометров газа в час. Потребность в разы больше. Мы понимаем, что экономика должна развиваться. Для того, чтобы она развивалась – нужны ресурсы. Энергетические ресурсы, газ, электроэнергия, вода и так далее, - сказал он.

Недостающие объемы газа планируют получить из Актюбинской области, но для этого нужно построить магистральный газопровод в Костанайскую область. В октябре было принято решение по разработке технико-экономического обоснования по данному проекту. Пока же уровень газификации в Костанайской области составляет всего 28%.

Аким выступил против точечной застройки в старой части Костаная, призвав пересмотреть совместно с прокуратурой выданные ранее архитектурно-планировочные задания.

   - Действительно, такое поручение было высказано. Почему? Потому что в старой части города если мы будем строить высотные дома, то мы приведем к переуплотнению и это будет коллапс. Транспортный коллапс, пробки, нагрузка будет ложиться на инфраструктуру, на коммуникации, тепло, воду и, конечно, нагрузка ляжет на социальную инфраструктуру, то есть школы, больницы и так далее. Поэтому к этому вопросу надо подходить очень осторожно. Не выдавать всем, кто хочет строить, - ни в коем случае. Только лишь после тщательного анализа нагрузки. Акимат даст полностью весь список, кто строит, кто хочет строить. И мы будем внимательно смотреть, чтобы не было перекосов, - пообещал Аксакалов.

Со стороны же это пока выглядит как ещё один барьер на пути предпринимателей, уже получивших от госструктур определенные документы, но рискуют так и не начать строительство.