Страна весь год наблюдала за осложняющимися отношениями между правительством Казахстана и одним из крупнейших иностранных инвесторов - главным акционером АО «АрселорМиттал Темиртау» Лакшми Митталом. С каждой новой аварией с человеческими жертвами на шахтах (а их в этом году произошло две), принадлежащих индийскому миллиардеру британского происхождения, напряжение нарастало. И под конец года противостояние разрешилось… беспрецедентной сделкой.
О событиях, предшествующих купле-продаже металлургического предприятия полного цикла, а также об озвученных условиях договора, - в материале корреспондента Ulysmedia.kz.
За что купил…
За 28 лет, что Миттал был хозяином «казахстанской магнитки», в его «владениях» произошло около 30 аварий, унесших жизни более 100 человек и превративших в инвалидов около 200. Но ни регулярно повторяющиеся взрывы метана на шахтах, в которых массово гибли горняки, ни выявленные нарушения промышленной безопасности, ни чудовищные условия труда, о которых заявляли рабочие и общественники, долгое время не могли «вышибить из седла» иностранного олигарха, который после приобретения казахстанского актива, прочно обосновался на верхних строчках мирового списка Форбс.
Да и разве могло быть иначе? Ведь «жемчужину в своей короне», как любовно называл Лакшми Миттал казахстанское приобретение, в далеком 1995 году он получил практически даром - за 225 млн долларов с рассрочкой на четыре года! И в качестве бонуса – огромные преференции по налогам, ценам на сырье, тарифам на электроэнергию и т.д. и т.п. Власти Казахстана позволили ему скинуть с себя девяносто процентов обязательств по «социалке» и обязались не начислять штрафы свыше 200 млн тенге в год.
Была ли взятка?
На вопрос о том, как Митталу удалось совершить столь удачную сделку, отвечает автор книги «Самые богатые люди Земли. Большая двадцатка», издательства «Амфора», 2008 г:
- ...Между тем Лакшми Миттал развернулся и на просторах СНГ, купив в 1995 году Карагандинский металлургический комбинат в Казахстане. Завод в Темиртау казался не лучшим объектом для инвестиций: оснащенный оборудованием 1960-х годов, он пребывал в коматозном состоянии, типичном для предприятий на постсоветском пространстве. К моменту продажи завод представлял собой пример умирающего предприятия: зарплату рабочим не выплачивали по полгода, продукцию реализовывали по бартеру, за долги перед коммунальными службами были отключены вода и отопление. Некоторое время к комбинату присматривались специалисты «U. S. Steel», но сочли эту покупку слишком рискованной. А Лакшми Миттал рискнул – и снова не прогадал.
В модернизацию предприятия Миттал вложил 500 миллионов долларов, не считая взятки в 100 миллионов долларов, которую он заплатил кому-то из казахских чиновников. О том, что факт дачи взятки имел место, официально заявил помощник Миттала вскоре после покупки предприятия! Скандал? Разоблачение? Да полноте! Миттала взятки не смущают, он вообще покупает предприятия только в тех странах, где у него есть связи на уровне правительства. Казахстан в этом отношении мало чем отличается от Индонезии, Румынии, Украины, Польши – список можно продолжать…
«Казахская сделка» полностью себя оправдала: сегодня «Ispat Karmet» – такое название получил комбинат – производит более 6,6 млн тонн стали в год и приносит существенную прибыль.
Отношения дали трещину
И Митталу, и боровшимся против его «производственного пофигизма» общественникам, независимым экологам, регрессникам, казалось, что вышеописанное положение дел не закончится никогда. Но ничто не вечно под луной…
Первый тревожный звоночек для иностранного олигарха прозвенел в ноябре 2022-го, после аварии на шахте им. Ленина, где в результате взрыва метана погибли 5 человек. Тогда мажилисмен Юрий Жулин с трибуны нижней палаты парламента задал вслух «крамольный вопрос»: а нужен ли нам такой инвестор, который не может обеспечить нормальную технику безопасности на своих предприятиях, чтобы на них ежегодно не гибли люди?
В тот момент эмоциональный депутатский порыв правительство особо не поддержало. Однако премьер-министр Алихан Смаилов, возглавивший правительственную комиссию по расследованию ЧП на шахте Ленина, поручил провести полный аудит на предприятиях Лакшми Миттала, чтобы понять, выполняет ли он свои инвестиционные обязательства или нет. После этого едва ли не впервые за всю историю летопись несчастных случаев на АМТ пополнилась непривычным выводом комиссии:
- Вина работников – 0%, вина работодателя – 100%.
Менее года спустя, 17 августа, произошла трагедия на «Казахстанской», унесшая жизни еще пяти граждан РК. Тогда традиционно прилетевший в Караганду Алихан Смаилов сообщил, что судьба предприятий Миттала предрешена и «политическое решение» на их счет принято. Но после этого на какое-то время вопрос о «разводе» с британским олигархом снова повис в воздухе.
Последняя капля
А 28 октября произошел взрыв на шахте им. Костенко, который поставил точку в истории пребывания в Казахстане Лакшми Миттала. Глава государства Касым-Жомарт Токаев приказал прекратить инвестиционное сотрудничество с компанией «АрселорМиттал Темиртау». И практически сразу же в топ новостей влетела информация о том, что правительство достигло предварительной договоренности с акционерами АМТ и завершает оформление сделки по передаче права собственности на предприятие в пользу Казахстана.
Позже эту же информацию президент подтвердил лично на встрече с родными и близкими погибших шахтеров.
- Я дал поручение прекратить инвестиционное сотрудничество с компанией «АрселорМиттал Темиртау». Данная компания оказалась самой худшей в нашей истории с точки зрения сотрудничества с правительством и предприятием, - сообщил Токаев родственникам погибших и пострадавших шахтеров о дальнейших действиях со стороны руководства страны.
И тут же озвучил имя нового управляющего АМТ: Вадим Басин.
- Он когда-то работал на «АрселорМиттал», потом был заместителем акима области, - напомнил Токаев.
- Я ему поручаю вернуться и возглавить данное предприятие, взять под управление. Нынешнее руководство привел инвестор, и мы видим результат их работы. У них ничего не получается.
Разошлись полюбовно
Слова президента спровоцировали шквал дискуссий в казахстанском сегменте соцсетей. То, что у Митала и его команды уже давно «не получается», знала вся страна, но вот как можно заставить капиталиста «вернуть назад» гигантское предприятие без риска оказаться в международных судах, терялись в догадках юристы и эксперты. Всех интересовала «цена вопроса» при отступлении Миттала.
Главная интрига карагандинского региона разрешилась 8 декабря. На брифинге в правительстве министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев озвучил имя нового инвестора, а также приоткрыл завесу тайны над условиями сделки.
Отечественным инвестором оказался председатель совета директоров АО «Группа компаний «Аллюр» (Allur Group) Андрей Лаврентьев. А переговоры о возможном выходе ArcelorMittal из состава акционеров металлургического комбината, по словам Шарлапаева, начались еще год назад - после аварии, произошедшей 3 ноября 2022 года на шахте имени Ленина и унесшей жизни 5 горняков.
9 декабря прошлого года между правительством Казахстана и ArcelorMittal было подписано соглашение Standstill Agreement, позволяющее казахстанской стороне провести оценку предприятия и аудит. Для его проведения были привлечены международные консультанты.
- Компания ArcelorMittal запросила $3,5 млрд, что не соответствовало расчетам международных консультантов, - раскрыл нюансы переговорного процесса Канат Шарлапаев.
- Это стало одной из основных причин затянувшегося процесса переговоров. В то же время, нашей целью было приобрести комбинат по справедливой цене без допущения дорогостоящих и затяжных международных судебных разбирательств.
Кто остался «при своих»?
Переговорный процесс, по признанию министра, состоял из 11 раундов, семь из которых прошли после создания министерства промышленности и строительства РК. То есть, с сентября 2023 года.
- Стоимость активов удалось снизить с 3,5 млрд долларов до 286 млн. Из бюджета на реализацию сделки не потрачено ни одного тенге. Новый инвестор берет на себя обязательства перед материнской компанией ArcelorMittal по погашению краткосрочного займа в размере $250 млн и долгосрочного займа в размере $450 млн в течение четырех лет, - перечислил достижения переговорщиков от государства г-н Шарлапаев.
- Хочу особо подчеркнуть, что $286 млн - это стоимость двух полностью функционирующих предприятий.
Министр обратил внимание на то, что ArcelorMittal не выдвигает никаких претензий к правительству Казахстана, и соглашение было достигнуто в рамках правового поля, в полном соответствии с международным законодательством.
- Более того, нам удалось убедить ArcelorMittal сделать взнос на 16 млрд тенге (34,6 млн долларов США) в поддержку благотворительного фонда «Қазақстан халқына». Средства, которые поступят в фонд от АМТ, направят на решение насущных проблем жителей Карагандинской области в сферах здравоохранения, образования, культуры, спорта и на развитие социально-значимых проектов региона. При этом 50% от этой суммы будет реализовано в городе Темиртау.
Рапортуя о переговорных успехах правительства, министр Шарлапаев почему-то скромно умолчал о том, что в наследство новому инвестору от старого достался ворох проблем. Не считая изношенного оборудования, которое не менялось с советских времен, и «отимизированного» донельзя производственного процесса, предприятие, которому вернули историческое название – QARMET, имеет задолженность перед подрядными организациями, которая, по самым скромным подсчетам, составляет около 500 млн долларов…