×
494.87
520.65
4.91
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
494.87
520.65
4.91

Уят 2023 года: как казахстанские чиновники и депутаты погоню за устоями и моралью устроили

27.12.2023, 09:17
Уят 2023 года: как казахстанские чиновники и депутаты погоню за устоями и моралью устроили
Коллаж Ulysmedia

В казахстанском законодательстве отсутствует понятие «мораль». Однако зачастую представители государства пытаются руководствоваться именно этим термином, предлагая что-то запретить, осудить или даже обложить штрафами. Но, поскольку представления об этом не юридическом понятии у всех разное, получается, как правило, глупо, смешно или нелепо. И вызывает массу возмущения у общественности.

В уходящему году было несколько таких прецедентов. О них вспоминал корреспондент Ulysmedia.kz.

Заплати налог и выходи за иностранца!

В апреле этого года депутат мажилиса Каракат Абден привлекла внимание общественности высказыванием о своем намерении продвигать в нижней палате парламента налог на брак с иностранцами.

   - Одно могу сказать: все, что я говорила, все мои идеи, все вопросы, которыми я занималась, найдут продолжение в последующей деятельности, - отвечая на вопросы журналистов, сообщила мажилисвумен.

Каракат Абден обрела известность, после того, как во время президентских выборов озвучила нетривиальную идею о введении налога на брак с иностранцами в Казахстане. Она горячо убеждала электорат, что это «позволит остановить отток казахстанских девушек за рубеж».

   - Казашка — национальный талисман. Как мы можем отдать этот талисман за рубеж?! Поэтому у меня есть предложение — налог при заключении брака с иностранцем, — заявила Каракат Абден на предвыборных теледебатах в прошлом году, когда выдвигалась в президенты.

Идея, высказанная Абден, была не нова: еще в 2012 году сенатор Жабал Ергалиев заявил, что казахским девушкам следует ограничить выезд за границу. Но одно дело, когда такую «дискриминационную» мысль высказывает мужчина, и совсем другое, когда рупором антифеминистской пропаганды становится представительница слабого пола. Наверное, поэтому именно на позицию Каракат Абден общество (в особенности женская его половина) среагировало куда более болезненно и громогласно. Группа активистов даже запустила петицию с требованием отозвать депутатский мандат Абден.

На фоне дискуссии, развернувшейся из-за предложения депутата, сама она опубликовала на своей странице в социальной сети Facebook пост-разъяснение.

   - Во время избирательной кампании эта инициатива была представлена как мера, направленная на сохранение наших национальных ценностей и укрепление патриотизма. Я продолжу свои инициативы во время депутатства. Но я не буду выдвигать предложения, которые не были всесторонне рассмотрены в мажилисе. Любая инициатива депутата должна основываться на научной экспертизе и социальных исследованиях.

Тем не менее, в законотворческой деятельности этого созыва мажилиса идея Каракат Абден так и не нашла отражения. Вполне возможно, правы были те эксперты, кто назвал ее предложение «попыткой хайпа».

Всем женам – по мордам?

А 26 сентября на заседании Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе депутат Марат Башимов при обсуждении вопроса о семейно-бытовом насилии, заявил, что женщины порой сами провоцируют супругов на рукоприкладство.

   - Институт провокаций существует в международном праве человека, но в нашем законодательстве оно однобоко — только в защиту женщин, — подчеркнул депутат.

По мнению мажилисмена, в настоящее время в Казахстане заметна проблема падения нравственных ценностей. В ней он обвинил «пропаганду культа жестокости в СМИ, игромании, принижения женщин и т.д.».

   - Проблема в чем? – попробовал найти «корень зла» Башимов.

   - Второй раз муж крикнул на свою супругу, замахнулся - супруга достала его. Ну это же факт. Мы все живем в этом мире. Орет и орет, тот тыкнул ее, руку поднял — и тут сразу же, все записывается, полиция, повод есть, а сама она не разбирается, — заявил он.

   - Ну, ты разведись тогда! Как ты собираешься привлечь человека к уголовной ответственности - я этого не понимаю. Вот ты хочешь его судить, просто разведись, бери алименты.

Эти высказывания Башимова вызвали в социальных сетях бурю негодования. Пользователи соцсетей усомнились в «профпригодности» народного избранника с учетом столь патриархальной позиции.

Тем не менее, нашлись и единомышленники. К примеру, мажилисмен Амантай Жаркынбек заявил, что женщину, если она «провокатор», следует «тоже поместить в одиночную камеру».

   - Мы должны понимать, что наша страна занимает большую территорию. У нас менталитет юга и севера, востока и запада очень разный. Но молодые люди из этих регионов создают друг с другом семьи. Они говорят на разных языках, занимают разные позиции. Будут ссоры, пока они не станут семьей. Если мы будем запирать мужа каждый раз, когда «бьется посуда», большинство не смогут снова стать семьей и не воссоединятся, – заявил Жаркынбек в мажилисе.

К счастью, эти депутаты в своем мнении остались в меньшинстве, а поправки в законодательство, ужесточающие ответственность за бытовое насилие, были включены в этом же году.

«Зульфия, открой личико!»

А в сентябре 2023 года глава министерства культуры и информации Аида Балаева стала объектом критики со стороны мусульманского сообщества, высказавшись по поводу ношения хиджабов в школах Казахстана.

   - Казахстан является светским государством, которое, согласно Конституции, отделено от религии. При этом государство гарантирует свободу вероисповедания. Все вопросы государственной политики регулируются гражданским законодательством, а не религиозными нормами. И нормативные акты требуют соблюдать стандарты ношения школьной формы, – сообщила министр.

В тот же день о ношении платка в школах Казахстана высказывались в ДУМК. Представители Духовного управления мусульман Казахстана отмечали, что воспитание верного и образованного поколения – главная цель каждого родителя. Согласно шариату, девочка-мусульманка, достигшая подросткового возраста, обязана носить платок, то же самое касается и получения образования.

Позже, выступая на брифинге в СЦК, министр снова затронула тему ношения хиджабов.

   -  В начале сентября я по вопросам хиджабов давала комментарии, и я хочу сказать: вопрос не в религиозности населения, а в религиозной безграмотности, – заявила Балаева.

Она сообщила о планах Минкульта пересмотреть отдельные нормы закона «О религии». По словам министра, в рамках этой работы эксперты также изучат и предложат нормы по ужесточению правил ношения никаба, хиджаба и "коротких штанов" в общественных местах.

   - Мы, как уполномоченный орган, будем работать над усилением работы в этом направлении и ужесточением законодательных норм в данном направлении, – подчеркнула Аида Балаева.

Заявление министра вызвало эффект разорвавшейся бомбы. После этого руководство отдельных школ объявило о том, что учениц в хиджабах на занятия пускать не будут. В ответ «покрытые» девушки запустили в соцсетях флешмоб: в разных городах они гуляли по улицам с табличками, на которых было написано: «Чем вам мешает мой хиджаб?».

После этого Аида Балаева смягчила риторику, отметив, что речи о запрете хиджабов в стране не шло.

   -  Речь идет непосредственно о запрете никабов, паранджи и религиозной одежды, которая закрывает лицо и тем самым усложняет дифференциацию, идентификацию личности человека, – «переоделась» на ходу Балаева и подчеркнула, что запрет одежды, закрывающей лицо, важен только с точки зрения безопасности.

Огласите весь список, пожалуйста!

В декабре 2023 года одной из самых обсуждаемых в соцсетях тем стал так называемый «список Айки» - содержимое телефонной книги «VIP-сутенерши», в которой значатся известные казахстанские певцы и музыканты, обладатели государственных премий, представители крупного бизнеса, сотрудники крупных финансовых структур, вузов и других учреждений Казахстана.

Напомним, в июне 2023 года МВД сообщило о задержании «популярного блогера» Love Aika, которая, по заверениям правоохранителей, зарабатывала организацией «приватных» секс-вечеринок с участием девушек модельной внешности. Девушки на деле оказывали интимные услуги и «эскорт-сопровождение» для состоятельных мужчин, а предприимчивая 25-летняя алматинка брала деньги не только с клиентов, но и со «жриц любви». За возможность найти «спонсоров», завести нужные знакомства, увидеть мир и легко устроить свою судьбу они платили Айке по 300 у.е. Как утверждали полицейские, у девушек администратор забирала 40% оплаты от клиентов. Стоимость услуг подобранных ею девушек начинался от 500 тыс. тенге в час.

Совместный анализ с агентством по финансовому мониторингу показал, что в 2022 году оборот средств «блогера» составил свыше 209 млн. тенге.

   - В результате обысков у подозреваемой изъяты ежедневник с записями по криминальному «бизнесу», документы на новое и приобретаемое недвижимое имущество, карманное зеркало с остатками порошкообразного вещества белого цвета, скрученные денежные купюры, предположительно предназначенные для вдыхания наркотических средств, автомашины марки Lexus ES 250 и Toyota Camry 70, а также обнаружено синтетическое наркотическое вещество «мефедрон» весом 1,72 грамма, - гласил пресс-релиз.

Страница «Love Aika» имела более 130 тыс. подписчиков. Девушка позиционировала себя как «блогер», зарабатывающая в интернете на дорогие брендовые вещи, ювелирные украшения, поездки за границу. Официального трудоустройства у нее не было.

Казалось бы, что тут необычного? «Накрыли» очередной притон и его содержательницу. Но не тут-то было.

Каким-то образом в сеть «утек» список клиентов виртуального публичного дома, а в нем оказались имена настолько известные, что поднялся настоящий скандал.

   - Самое забавное, что, когда список был у девушки профессионала - все были спокойны, – иронизировал по этому поводу на своей странице в Facebook финансист Расул Рысмамбетов.

   -  А утечка случилась из базы силовиков. Я не знаю девушки, но предлагаю IT компаниям и силовикам взять ее шефом кибербезопасности.

Между тем, министр внутренних дел Ержан Саденов заявил: если будет доказано, что скандальный «список Айки» слили сотрудники полиции, то их ждет наказание до 7 лет лишения свободы. Однако ни от «клиентов» из «позорного» списка, ни от их жен заявлений в полицию не поступало.