×
443.35
475.54
4.82
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
443.35
475.54
4.82

Дороги, канализация, стадион, или На что нужны деньги акиму Актюбинской области

28.12.2023, 08:56
Коллаж Ulysmedia

Родившийся в Оренбургской области России Асхат Шахаров был назначен акимом Актюбинской области совсем недавно – 5 сентября. До перехода на госслужбу он успел сделать впечатляющую спортивную карьеру, трижды победив на чемпионате мира по самбо, завоевав бронзу на чемпионате по дзюдо, и даже получил гран-при президента РФ Владимира Путина. Представлять интересы государства в политике он начал в качестве акима Каратобинского района Западно-Казахстанской области, потом стал акимом Актобе, и, наконец, возглавил Актюбинскую область.

Показатели в наследство

Пока на новой должности похвастать Шахарову особо нечем. Интересно, что, несмотря на добычу нефти и газа, в регионе периодически не хватает сжиженного газа. Аким на недавнем брифинге, объясняя летний дефицит автогаза, сослался на ремонт двух газоперерабатывающих заводов. В частности, сжиженный газ поставляет «СНПС-Актобемунайгаз», который принадлежит китайской компании. По словам Шахарова, область получала этим летом лишь 10 тыс. тонн газа в месяц из необходимых 14 тыс. тонн. Напряжение властям удалось снять только в сентябре. Теперь область получает по 15 тыс. тонн ежемесячно.

Как недавно назначенный аким, он легко признает существующие проблемы, поскольку они возникли еще до него. К ним Шахаров отнес инфраструктуру, автодороги, качество услуг в социальной сфере и проблемы с доступом в интернет. Помимо этого, если в целом по Казахстану рост обрабатывающей промышленности в январе-ноябре составил 3,4%, то в Актюбинской области наблюдался спад на 6%, хуже было только в Улытауской области – минус 6,9%.

Будет миллион

Актобе - крупнейший город на западе страны. По планам республиканских властей, численность населения актюбинской агломерации должна превысить один млн человек, пока в области живёт чуть больше 938 тыс. человек. К слову, Актобе давно обогнал по числу жителей Караганду, превысив 560 тыс. человек. Шахаров затрудняется сказать, когда город станет миллиоником, но уже сейчас это редкий пример областного центра, в котором более половины населения всего региона.

Рост строительного сектора в Актюбинской области составил в январе-ноябре 21,3%, в то время как в среднем по республике прибавка составила 12,6%. В Актобе активно строятся новые микрорайоны, но даже их не хватает для всех желающих жить в городе; на одной из встреч представителей министерства энергетики с жителями области последние жаловались на то, что на местных дачах, где они вынуждены жить, есть сложности с доступом к электроэнергии и газу.

Интернет-фобии и канализация в кредит

К примеру, Шахаров отмечает сложности с качественным и быстрым доступом в интернет в актюбинских селах. Из 316 сельских населенных пунктов региона доступом в интернет обеспечены пока только 236.

   - Дальше по 70-ти мы ведём работу. 13 закончим уже в этом году. Остальные уже на следующий год. Есть проблемы и в школах – очень низкая скорость (интернета). Поэтому 70, которые я уже озвучил, уже имеют финансовое подкрепление. Будем контролировать эту работу, - пообещал аким.

По его словам, отсутствие качественного и быстрого доступа в интернет ощущается даже в некоторых районах областного центра. Причинами этого аким назвал «радиофобию» местных жителей, которых приходится убеждать не отворачиваться от благ цивилизации. Именно через искусство убеждения удается устанавливать новые вышки сотовой связи, говорит он.

С ростом города увеличиваются и заботы властей о том, как отвести канализационные стоки из жилых массивов. Шахаров отметил, что документация по проекту строительства канализационно-очистных сооружений в Актобе уже готова и акимат вышел на стадию подписания договора с подрядчиком. Но договор с подрядчиком должен подписать Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который предоставит кредит на проект.

   - Их кредитный комитет уже одобрил этот проект. Соответственно, если согласно графику мы будем идти, то во втором квартале следующего года начнем уже строительно-монтажные работы, - сказал он.

Существующие канализационно-очистные сооружения износились на 80%. Стоимость строительства новых, согласно технико-экономическому обоснованию, составит 53,5 млрд тенге. Само строительство планируется начать в следующем году. Заемные деньги будут возвращать за счёт увеличения тарифа.

Дороги плохие, но их починят

Больше всего жалоб от жителей поступает на качество автодорог в области, признал аким.

   - В целом доля дорог области в нормативном состоянии составляет 75%, к сожалению, это предпоследний показатель по республике. При этом в текущем году отремонтировано 458 км автодорог местного значения на сумму 33 млрд тенге. В 2024 году мы ставим перед собой более амбициозные задачи - отремонтировав 480 км дорожного полотна, мы доведем долю автодорог в нормативном состоянии до 82%, - поделился планами Шахаров.

На тех дорогах, которые не удается охватить нормальным ремонтом, применяют отработанный метод - латают дыры. Среди них даже республиканские трассы, что уж говорить о местных дорогах.

   - Что касается дорог республиканского значения, хочу остановиться на трассе Актобе-Улгайсын, состояние которой оставляет желать лучшего. На сегодня на участке Актобе-Хромтау-Карабутак проведен временный текущий (ямочный) ремонт (стоимостью 1,3 млрд тенге), - сообщил аким.

Однако этих мер недостаточно, признает Шахаров. Пока власти латают дыры, дорожный трафик кратно превысил проектную мощность трассы. Сегодня по дороге, рассчитанной на 3 тыс. автомашин в сутки, проезжает более 16 тыс. авто в день. В результате за последние пять лет зарегистрировано более 300 дорожно-транспортных происшествий, в том числе в текущем году зафиксировано 32 ДТП, в которых погибли 19 человек.

Чтобы решить проблему, власти обещают расширить участок дороги в 262 км с двух до четырех полос. Стоимость проекта составит 560 млрд тенге. Первые 56 км отремонтируют уже в 2024 году, обещает аким. Поскольку дороге будет присвоена первая техническая категория (сейчас третья), то, скорее всего, по завершении модернизации проезд по ней станет платным.

Ещё одна республиканская трасса, требующая ремонта, - Кандыагаш-Шалкар, её протяженность 259 км. В этом году удалось отремонтировать 20 км, в следующем обещают починить еще 75 км.

Винтажные автобусы

Шахаров пообещал обновить и автобусный парк. По маршруту Хромтау-Актобе продолжают ходить автобусы, выпущенные ещё в конце прошлого столетия. Их-то и обещано заменить в ближайшее время на новые.

Впрочем, тратить деньги аким собирается не только на ремонт дорог. В качестве одной из статей расходов он видит и строительство нового футбольного стадиона, который бы отвечал требованиям УЕФА. По его словам, модернизацией существующего стадиона не обойтись.

Новости партнеров