×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

Дороги, золото, туалеты и полное погружение: какие проблемы решает аким ВКО Кошербаев

18.01.2024, 09:04
Дороги, золото, туалеты и полное погружение: какие проблемы решает аким ВКО Кошербаев
Коллаж Ulysmedia

Развитие туризма, по словам акима Восточно-Казахстанской области Ермека Кошербаева, простимулирует развитие более 50 отраслей. В этом направлении он ориентируется на два вопроса.

Как строительству дорог лес помешал

   - Во-первых – это дороги. В области лесной фонд занимает значительную долю. К сожалению, согласно действующему законодательству, строительство дорог на землях лесного фонда запрещается. В Восточном Казахстане многие туристические зоны расположены на землях лесного фонда или в горной местности. Эту проблему мы довели до главы правительства Алихана Смаилова, который в ходе визита в наш регион дал поручение отработать вопрос совместно с центральными уполномоченными органами, - сказал аким, не уточнив, что сделают с мешающими туризму лесами.

По всей видимости, и для прокладки автодорог, и для строительства туробъектов в лесной чаще придется спилить немало деревьев.

Кто сделает бренд

Во-вторых, отметил Кошербаев, акимат поддерживает проекты, которые сделают ВКО туристическим брендом. В частности, речь идёт о так называемых хайкингах (пешие путешествия по подготовленным в горной местности маршрутам), летних фестивалях и развитии национальных традиций. К примеру, совсем недавно в области прошел международный фестиваль беркутчи «ШЫҒЫС САЛБУРЫНЫ».

  - В Катон-Карагайском районе начнётся строительство эко-отеля компанией TOR’RE – это один из крупных международных операторов гостиничного бизнеса. Примечательно, что этот проект реализуется выходцем из Катон-Карагайского района. Сегодня он является владельцем крупных птицефабрик – это Серик Толукпаев, - отметил Кошербаев.

TOR’RE реализовала более 25 проектов на рынке недвижимости, построив с 2006 года более 1 млн квадратных метров, в том числе гостиницы в Астане и Акмолинской области: апарт-отель YE’S Astana и Wyndham Residences Aqkol. Входящий в топ-50 богатейших казахстанцев Серик Толукпаев - основатель холдинга AITAS, в котором более 15 предприятий, в том числе самая большая в Центральной Азии Макинская птицефабрика.

И с туалетами «порешаем»

Власти региона планируют наращивать инвестиции в развитие туризма: в этом году запланировано не менее 15 млрд тенге, в 2024 году – более 18 млрд тенге, в то время как в 2022 году этот показатель составил 11 млрд тенге. Акимат обещает улучшать туристскую и спортивную инфраструктуру для зимних видов спорта, а также развивать летние виды туризма, привлекая гостей на побережье Бухтарминского водохранилища. В области планируют построить и лыжно-роллерную трассу, которая придаст импульс развитию достижений в лыжных гонках и биатлоне.

При этом Кошербаев рассказал, что Дед Мороз (Аяз Ата), согласно областной легенде, имеет в Усть-Каменогорске свою штаб-квартиру, из которой и отправляется в тур по Казахстану. Поэтому акимат обещает построить этой зимой специальный комплекс для детей.

Однако на пути турпотока есть маленькая проблема – это придорожные туалеты, признает Кошербаев.

  - Построить туалет – это одно дело, но ведь его надо обслуживать. Вот этот вопрос у нас сейчас является одним из основных, когда мы встречаемся с главными вендорами туризма в нашей области, - отметил он.

Отработать с инвесторами эффективную схему обслуживания придорожных туалетов акимат планирует уже в следующем году.  

Метод полного погружения

Кошербаев рассказал о реализованном в области проекте «Гостевая семья». В течение 20 дней усть-каменогорские школьники 12-14 лет жили в семьях сельчан Катон-Карагайского района и получали опыт общения на казахском языке методом полного погружения. По словам акима, за 20 дней школьники начинали говорить на государственном языке и понимать его. В дополнение к этому дети изучали быт и традиции казахского народа, пробовали играть на народных инструментах, посещали сакральные места и исторические памятники. Многие из школьников в итоге заявили, что в следующем году также хотят участвовать в проекте. Кстати, география проекта будет расширена – детей в казахские семьи будут отправлять и из других городов.

  - Надеемся, что наш опыт будет интересен и другим регионам Казахстана. В принципе ничего нового здесь нет. Если помните, были такие проекты, когда отправляли семьи с полным погружением в Америку или в Англию, где-то там проживали. Люди возвращались и получали стимул к изучению иностранного языка. Здесь мы считаем, что это один из самых действенных способов побудить людей изучать государственный язык. Поскольку, если исходить из того как сегодня язык преподается в школах, я часто бываю в школах, обязательно смотрю как преподается казахский, русский, английский язык. Методика преподавания, это сугубо мой личный взгляд, оставляет желать лучшего, поскольку сам немножко знаю иностранные языки. Игровая форма и погружение дают стимул к дальнейшему изучению. И дети, возвращаясь в школу, уже относятся к этому вопросу по-другому, - отметил аким.

По информации акимата, в ВКО работает 343 школы, в том числе 147 с государственным языком обучения, 101 - с русским языком и 95 со смешанными языками обучения. Всего в них учатся 98 тыс. детей.

За фабрикой в Маралды проследим

В общенациональный пул инвестиционных проектов от ВКО вошли 42 проекта с совокупным объёмом финансирования 1,1 трлн тенге. В планах этого года реализация восьми проектов на 77 млрд тенге. В их числе расширение бройлерного производства на Усть-Каменогорской птицефабрике стоимостью 31 млрд тенге и строительство маслоэкстракционного завода в областном центре стоимостью 15 млрд тенге.

Гораздо более дорогие проекты представляет горнорудный сектор. В области намечено строительство горно-обогатительного комбината в Тарбагатайском районе стоимостью 217 млрд тенге и горно-обогатительной фабрики по производству 25 тыс. тонн сподуменового концентрата и 4 тыс. тонн карбоната лития в год в Уланском районе стоимостью 235 млрд тенге. ВКО славится сразу несколькими месторождениями, где имеется литий – очень популярный металл, используемый при производстве электромобилей.

Аким рассказал и о других проектах. В их числе золотоизвлекательная фабрика в селе Маралды Курчумского района. В июле между сельчанами и сотрудниками строящейся возле села фабрики произошел конфликт. Жители села были возмущены планами добывать руду открытым способом и использовать цианидную смесь для извлечения золота. По мнению сельчан, такое производство неизбежно приведет к экологической катастрофе.

Однако Кошербаевне убеждён, что волнения были спровоцированы внешними силами. Он заверил, что проект находится на контроле центральных госорганов.

  - Ситуация была усугублена вмешательством внешних сил и горячо обсуждалась среди населения… Этот вопрос находится на контроле центральных государственных органов. В прошлом месяце вице-министры экологии и природных ресурсов, промышленности и строительства встретились с жителями района, где разъяснено, что законных оснований для прекращения строительства завода нет. Проект будет реализован в рамках закона, - сказал он.

По его словам, акимат ВКО проконтролирует, чтобы инвестор строго соблюдал экологическое законодательство и интересы местного населения.

С Балушкиным разберёмся

Не обошел он стороной и проект строительства автозавода полного цикла мощностью 120 тыс. автомобилей в год компанией «Азия-Авто», которым владел входивший топ-50 богатейших казахстанцев Анатолий Балушкин.

В 2020 году министерство индустрии и инфраструктурного развития (сейчас министерство промышленности и строительства) обратилось в столичный суд с иском о взыскании с компании 174 млрд тенге в доход государства. По версии МИИР, убыток был нанесен предприятием в результате неисполнения обязательств по соглашению о промышленной сборке, в частности нецелевого использования предоставленных преференций и льгот. Проиграв суды, Балушкин и топ-менеджеры предприятия сбежали из страны, а МИИР исключил автозавод из республиканской карты индустриализации.

Кошербаев отметил, что курировал вопросы промышленности, включая и «Азия-Авто», когда работал заместителем акима ВКО в 2010-2014 годы. Кстати, он ушёл с должности почти сразу после того как акимом ВКО был назначен Даниал Ахметов.

Кошербаев сообщил, что ещё в начале 2010-х годов был лично знаком со многими людьми из «Азия-Авто».

  - Там запутанная ситуация с акционерами получается. Видимо в тот момент, когда надо было решать ряд финансовых проблем, тогдашние акционеры завода приступили к переговорам с другими акционерами. Там что-то произошло и в результате сейчас имущество находится в залоге, есть соответствующий банк, который претендует на это имущество. Есть его обращение в суд, есть решение суда по данному вопросу. Пока что информация по судебным решениям к нам в акимат не поступала. Мы ждём окончательного решения всех этих вопросов и, естественно, после решения этих вопросов для нас будет очень важным, чтобы этот завод или те постройки, тот труд, который был вложен, не пропал зря, - сказал он.

По его словам, уже сейчас к автозаводу проявляет интерес целый ряд инвесторов, однако все ожидают завершения судебных тяжб.

  - Что касается топ-менеджеров, тут скрывать нечего – ряд лиц покинули страну, избегая уголовного преследования. По шести людям сейчас ведется уголовное расследование. Суд, насколько я знаю, вернул все документы на доработку в прокуратуру ввиду того, что, по мнению суда, был допущен ряд процессуальных нарушений. Я встречался дважды с родственниками подозреваемых (сотрудников) «Азия-Авто». Я всё-таки надеюсь, что решение вопроса будет положительным, но давайте дождемся этих решений, - резюмировал Кошербаев, не пояснив заработает ли в итоге автозавод по профильной деятельности или нет.

Россия согреет

Энергетика остается одним из проблемных вопросов региона. В прошлом году все казахстанцы узнали о Риддере, на ТЭЦ которого случилась авария.

  - Прошедший отопительный сезон начался с аварии на Риддерской ТЭЦ, когда 50 тыс. населения города осталось без тепла. Глава государства дал прямое поручение - обеспечить бесперебойную работу тепловых электростанций и подготовку к отопительному сезону. При поддержке правительства в крайне сжатые сроки мы провели ремонт 6 котлоагрегатов на Риддерской ТЭЦ и своевременно начали отопительный сезон, - отметил аким области.

Риддерская ТЭЦ была принята в городскую коммунальную собственность 12 октября. На ремонтно-восстановительных работах было задействовано 16 подрядных организаций, привлечено более 500 человек, которые работали в две смены. Сейчас в работе находятся два котлоагрегата среднего давления и один в резерве. Пусконаладочные работы по трём оставшимся котлам высокого давления планировалось завершить к середине декабря.

На недавнем форуме приграничных регионов Казахстана и России было объявлено о строительстве российской стороной ТЭЦ в Усть-Каменогорске. Аким считает это хорошей новостью, поскольку для вновь возводимых районов левобережной части города требуется дополнительный источник тепловой энергии, дефицит которой может составить 232 Гкал/час.