Аким Алматы Ерболат Досаев рассказал о жизни крупнейшего мегаполиса. В частности, городская экономика по итогам года должна вырасти на 6,5% по сравнению с 5% в целом по республике. Таким образом, региональный продукт на одного алматинца составит $21,2 тыс. По словам градоначальника, за 11 месяцев инвестиции в основной капитал предприятий выросли почти на 20% и превысили 1,5 трлн тенге. В свою очередь поступления в республиканский бюджет выросли на 35,3% - до 3,57 трлн тенге, в местный бюджет – до 1,32 трлн тенге или на 32%. В следующем году в бюджет города должно поступить 1,6 трлн тенге.
С такими деньгами грех не затеять активные работы. В текущем году город занялся модернизацией важных дорог по Аль-Фараби и Абая. По мнению акима, горожанам это понравилось, поэтому в следующем году масштаб работ будет расширен.
- Как я понимаю, сегодня на качество работ по Аль-Фараби и Абая не жалуются, активно пользуются. У нас даже потоки выросли из-за качества. И, учитывая весь положительный и негативный опыт, в следующем году мы хотим уже охватить средним ремонтом 250 км дорог и 70 км новых трасс. У нас в целом в городе почти 3100 км дорог, и из них примерно 185 км вообще никогда не ремонтировались, - сказал он.
По его словам, в этом году было построено 25 км дорог там, где их ранее не было, в следующем году - 70 км и в 2025 году вопрос с неасфальтированными дорогами планируется полностью закрыть. Соответственно, возрастет и финансирование: если в этом году было на дороги было потрачено 33 млрд тенге, то в следующем году планируется вложить 45 млрд тенге.
Помимо дорог, аким обещает дать свет: к концу следующего года 85% Алматы будет качественно освещено, а полностью осветить город он обещает в 2025 году. Однако это не его личное желанием, а поручение главы государства, которое он дал на совещании 18 августа. Дело в том, что в Алматы установлено 180 тыс. светильников, из которых половина не обслуживалась, а 30 тыс. вообще оказались бесхозными. После критики Касым-Жомарта Токаева, Досаев оперативно запустил пилотный проект в Алмалинском районе по обслуживанию наружного освещения. В результате доля неработающих ламп сократилась с 47% до 25%.
Кроме того, акимату удалось вчетверо сократить время на обработку жалоб – с 20 до 5 суток, заменив почти 5 тыс. светильников. Остальные районные акиматы повторят этот опыт в следующем году, на что им дадут 10 млрд тенге.
Только тот, кто не боится в губернаторы годится
Досаев заявил, что не боится решать проблемные вопросы в строительном секторе. В городе регулярно происходят казусы с достройкой многоквартирных жилых домов (МЖК), в которые вложились дольщики.
- Вы знаете, в этом отношении чувство порога боязни у меня уже прошло. У нас 146 МЖК строится в городе Алматы. Многие проекты, которые начались до новых градостроительных норм, есть историческая норма о том, что выше Аль-Фараби нельзя строить выше 12 метров трехэтажки. Потом в прошлом году мы ввели норму, что между Аль-Фараби и Абая не будет (выше) 9 этажей. Это позволило остановить многие стройки, по которым ранее были выданы эскизные проекты и АПЗ (архитектурно-планировочное задание). Эту работу мы продолжаем активно, и здесь никто не боится, - сказал он.
Вместе с тем, он отметил, что по жилым комплексам с участием дольщиков акимат старается поменять проекты и расширяет улицы, где это возможно, чтобы интересы дольщиков, уже вложившихся в объект не пострадали.
По его словам, с подачи акимата продолжаются суды по объектам, построенным в верхней части города.
- Наверное, строительство в горной местности в Алматы является одним из самых горячих и актуальных вопросов, и в этом году мы выявили 52 объекта, которыми управление градостроительного контроля занимается сегодня. В суд было подано от имени города 45 исков. Мы уже 31 из них выиграли. Часть из них уже на снос пошло. Часть – это исполнение предписаний, которые были выявлены. По 5 объектам мы готовим иски в суд, - сообщил Досаев.
Вместе с тем, он упомянул два объекта, по которым удалось устранить все предъявленные замечания.
- Вопросы, связанные со строительством без разрешительных документов, вызывают много вопросов. У нас есть известный объект – дом, построенный по улице Оспанова, в который въехали жители. И сегодня у нас нестандартная ситуация, потому что застройщик построил этот дом без единого разрешения. Люди въехали, понятно, что мы в судебном порядке обратились и сегодня, я думаю, исключительно только в правовом поле мы можем эту проблему решить. А малоэтажные застройки у нас в Алматы в соответствии с действующим законодательством сегодня не регулируются. Многие застройщики этим пользуются, - привёл он примеры, напомнил, что в Алматы идёт физический снос незаконно возведённых строений и пообещал, что акимат будет действовать в соответствие с решениями судов.
Отвечая на вопрос о возможности возглавить правительство, Досаев отметил, что хотел бы ещё поработать акимом родного города.
- Я исключительно сосредоточен на нынешней моей работе. Если спросите больше: нравится ли вам эта работа с учетом всего, что происходит? Мне эта работа нравится. Она очень созидательная и я хочу продолжать работу, связанную с развитием моего родного города… В ближайшие два года хотел бы попробовать реализовать полноценно намеченные планы по развитию города, - сообщил он.
Кроме того, он посетовал, что более года в должности акима потратил на разгребание старых проблем, доставшихся ему от старых градоначальников, и лишь с июля этого года полноценно занялся развитием города.
Запрет на дизельные автобусы, массовая пересадка на электротранспорт и свежий воздух
Ассоциирующийся со смогом город предпринимает усилия избавиться от него, однако процесс идет с большим трудом. Дело доходит до того, что некоторые алматинцы предпочитают сменить место жительства на города с более благоприятным качеством воздуха.
Одной из мер снижения выбросов акимат планирует запретить частным перевозчикам покупать дизельные автобусы с 2024 года. В текущем году автобусный парк Алматы был обновлен 1150 единиц экологически чистых автобусов, в том числе частные перевозчики приобрели 550 таких машин. Город также впервые за 11 лет приобрел 100 троллейбусов. Еще 100 троллейбусов планируется купить в следующем году, что позволит полностью обновить существующий троллейбусный парк.
В этом году город смог запустить в метро три дополнительных подвижных состава, сократив интервал движения до 5 минут 38 секунд. За счёт этого, отметил Досаев, пассажиропоток в метро увеличился до 100 тыс. человек. По итогам года пассажиропоток в общественном транспорте Алматы составил 1,5 млн человек по сравнению с 1,2 млн человек в 2022 году.
Объясняя почему же интервал движения на некоторых городских маршрутах не сократился в результате покупки более тысячи новых автобусов, он пояснил, что большая часть из них была поступила только в декабре, поэтому не успела выйти на маршрут.
- Все 1150 автобусов поступили. Единственное, что основная часть их поступила в начале декабря. Сейчас идет активная приёмка. Из них 600 автобусов закуплено за счёт средств местного бюджета и потрачено 60 млрд тенге. И 550 за счет частных перевозчиков, - сказал он.
Автобусы поступят на 22 новых городских маршрута и обновление 23 действующих. В городе работает 24 перевозчика: принадлежащий акимату «Алматыэлектротранс» и 23 частных автопарка.
- На следующий город мы также предполагаем, что закупим более 1100 новых автобусов, - поделился планами Досаев.
Вместе с тем, для эффективной работы автобусного парка и сокращения интервалов движения необходимо дополнительно приобрести еще 800-1000 автобусов. По его словам, если доходы позволят, то эти автобусы будут закупаться в уже в ближайшие два года.
Машины и выбросы
Въезжающим ежедневно в Алматы автолюбителям предложат пересаживаться на въезде в город: на севере (со стороны города Конаев), западе (со стороны микрорайона «Мадениет») и востоке (Кульджинский тракт и Рыскулова). Для этого в следующем году в указанных местах начнется строительство так называемых пересадочных узлов, где люди должны будут переходить на городской общественный транспорт.
Аким также сообщил, что вопрос качества воздуха в его родном городе находится на первом месте, поскольку он, как и другие, не находится в капсуле и дышит тем же воздухом, что и жители Алматы. В этом году в Алматы было выброшено 127 тыс. тонн загрязняющих веществ, в том числе 55 тыс. тонн - от автомобильного транспорта. Если на начало года зарегистрировано 530 тыс. машин, то на 1 декабря - уже 597 тыс. автомобилей. Таким образом, отметил Досаев, ежегодный прирост автопарка составляет примерно 60 тыс. машин. Для снижения выбросов от автомашин акимат ставит приоритетом развитие скоростного общественного электротранспорта.
36% выбросов приходится на энергетические объекты, поэтому ТЭЦ-2 Алматы планируется полностью перевести с угля на газ до конца 2026 года. Оставшиеся выбросы приходятся на частный сектор - бани, столовые и другие заведения, которые не пользуются газом. К ним предлагается ужесточить требования, а частные дома аким обещает полностью перевести на газ.
Досаев также сообщил о расширении сети камер «Сергек». По его словам, в результате применения этих комплексов число ДТП снизилось на 28%, а количество погибших в ДТП – на 48%. Город же получил 8,8 млрд тенге в виде штрафов. Неясно только почему город не начал активно использовать сервис ранее – ведь Алматы известен как город, в котором автолюбители совсем не любят пропускать пешеходов на переходах, где нет светофоров.