×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

Искреннее лукавство, или Кто в Казахстане зарабатывает на государственных аэропортах

02.02.2024, 07:30
Искреннее лукавство, или Кто в Казахстане зарабатывает на государственных аэропортах
Коллаж Ulysmedia

Что такое аэропорт и как много значат воздушные гавани для экономики, наверное, объяснять не стоит. Про грузоперевозки все слышали, а в роли пассажиров многие и побывали и знают, что такое задержка рейса, дорогой билет и полное отсутствие комфорта в накопителе аэропорта. В недалёком советском прошлом Казахстана аэропорты считались объектами стратегическими и неприкосновенными, но в независимом – их стали распродавать, как, впрочем, и всё остальное. Ulysmedia.kz решил выяснить, кто сегодня в нашей стране владеет аэропортами, что осталось в руках государства и отправил свои неудобные вопросы министру транспорта Марату Карабаеву.

Занимательная история

Так уж получилось, что приход нового совладельца аэропорта в Уральске стал достоянием общественности – журналисты разведали, что часть воздушной гавани западного Казахстана перед этой сделкой отремонтировали за счёт социальных отчислений «Карачаганак Петролеум Оперейтинг б.в.». Первоначальная стоимость работ при этом выросла в разы. Сразу после демонтажа старого терминала стало ясно, что безопаснее построить новое здание. Таким образом стоимость выросла до 6, 6 млрд тенге с первоначальных 2,5 млрд. А с учётом ремонта «взлётки» реконструкция обошлась в 12,9 млрд тенге.

Не успели затихнуть баталии по продаже западно-казахстанского аэропорта, как казахстанский предприниматель Ерлан Оспанов заявил, что приобрёл аэропорт Караганды. Бывший генеральный директор группы компаний «Верный Капитал» планирует превратить его в настоящий авиационный Карго хаб.

Прошлой осенью аэропорт Астаны перешел под контроль холдинга ОАЭ. Иностранная компания обещает реорганизовать инфраструктуру, а затем планирует взять на себя операционное управление.

Известно, что ещё недавно аэропорты в Атырау, Актобе и Павлодаре были в собственности фонда «Самрук-Казына» и в доверительном управлении компании Airport Management Group (КТЖ). В 2018 году их выставили на продажу, но желающих купить этот актив, по первоначальному предложению в 9,2 млрд тенге, не нашлось, из-за отсутствия заявок конкурс не состоялся.

По закону эти никому, как выяснилось, ненужные активы нужно ликвидировать или реорганизовывать, но оставить крупные населённые пункты без аэропортов «Самрук-Казына» не мог, поэтому их бесплатно передали областным акиматам.

Не совсем гладко переходил из рук в руки и аэропорт Алматы. Его хозяином до недавнего времени был Тимур Кулибаев, в 2021 году алматинскую гавань «захватили» турки – право собственности получила компания TAV Airports.

Итого в остатке

Как сообщает нам Минтранс, в Казахстане 23 крупных аэропорта, у 18 из них статус международных. Самый крупный находится в Алматы, в прошлом году он принял 9,5 млн пассажиров. На втором месте Астана - 7,4 млн, Шымкент - 1,8 млн, Актау - 1,5 млн, Атырау -1,1 млн человек.

В этом списке в частной собственности находятся международные аэропорты в Алматы, Таразе, Уральске и аэропорт в Жезказгане. В доверительном управлении - аэропорты Астаны, Актау, Петропавловска, Шымкента и Туркестана. Все остальные всё ещё под патронажем государства – в Балхаше, Актобе, Атырау, Кызылорде, Костанае, Павлодаре, Семее, Урджаре, Ушарале, Зайсане, Усть-Каменогорске и Талдыкоргане.

Минтранс не скрывает, что в аэропортах Астаны, Актау, Павлодара, Актобе, Караганды и Шымкента требуется ремонт взлетно-посадочной полосы. В Балхаше и Уральске необходимо провести реконструкцию перрона, и вообще в скором времени капитально придётся ремонтировать и другие аэропорты. Надежду ведомство возлагает на иностранных инвесторов.

В качестве примера приводят столичный аэропорт, где компания из ОАЭ Terminals Holding Group обещает не только реконструировать взлетно-посадочную полосу, но и расширить пассажирский терминал – с 8,5 до 14 миллионов человек. Однако председатель Комитета гражданской авиации Талгат Ластаев ранее сообщал, что поскольку аэропорт в госсобственности, на капитальный ремонт 20 млрд тенге будут выделены из бюджета.

В Алматы, как заверяет Минтранс, турецко-французская компания TAV реализует крупный инвестиционный проект по строительству нового пассажирского терминала, который увеличит пропускную способность до 14 млн пассажиров.

Готовы отдать всё

Министр транспорта Марат Карабаев на транспортном форуме «ЕС – ЦА» выразил готовность передать европейским инвесторам все аэропорты страны.

   - Мы готовы передать 22 аэропорта Казахстана частному сектору под управлением европейских инвесторов. Есть большой потенциал стать транзитным хабом между Азией и Европой, - предложил Карабаев.

Пока не известно, будет ли очередь из желающих купить наши воздушные гавани и какую роль в этом сыграют показатели по безопасности полётов. Пока Казахстан на 60-м месте в мировом рейтинге безопасности полетов среди 193 стран. В СНГ мы на третьем месте после Грузии и Армении.

К слову

Все, кому довелось летать через аэропорт Атырау, который, по информации господина Карабаева, находится в государственной собственности, до сих пор были уверены, что хозяева этой гавани – турки, так как уже много лет здесь заправляет компания «АТМА – Аэропорт Атырау и перевозки». Жители нефтяной столицы уверены, что самые высокие цены на билеты диктует именно «АТМА» и обижаются, что из-за непомерной стоимости авиауслуг аэропорт не вошёл в программу «открытое небо». А хозяин, в лице государства, почему-то промолчал.