×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

Старо-новоказахстанские проблемы, или Почему Алихан Смаилов «не выдержал» груз премьерских полномочий

06.02.2024, 08:00
Старо-новоказахстанские проблемы, или Почему Алихан Смаилов «не выдержал» груз премьерских полномочий
Коллаж Ulysmedia

Страна гадает и пытается найти ответы на вопросы по внезапной отставке кабмина: сам ушёл Смаилов или его попросили, кто будет предлагать кандидата на пост премьера и, главное, каким он должен быть - новый глава правительства.

Самую горячую тему Ulysmedia.kz обсудил с экономистом и финансовым аналитиком Расулом Рысмамбетоввм.

- Груз накопленных проблем в стране и в ее экономике, – его хватит на отставку трех правительств. Потому что быстро их не решить. В том, что сейчас происходит, может быть, триггером была ошибка Минфина в планировании бюджета. А может, не ошибка, а дополнительные государственные расходы, из-за чего в конце года и произошла продажа акций «Казмунайгаза» Нацбанку.

Я бы сказал, совсем необычный способ пополнения бюджета. Я думаю, что премьер-министр увидел, что с нынешним кабинетом будет сложно осуществить быстрые, срочные реформы, поэтому принял такое решение. Он подал в отставку еще до расширенного заседания.

Вы думаете, что кабмин поменяется?

- Вопрос, конечно, кто там будет, но вообще да, я думаю, отчет будет и часть кабинета министров должна поменяться, потому что, несмотря на то, что у нас все решает президент, премьер-министр, но ряд министров нужно все-таки менять, потому что они не готовы. Сложности были с тем, что Старый Казахстан, Новый Казахстан… И я бы сказал, эта сложная ситуация выкосила часть государственных менеджеров, которые владеют правильной бюрократией, я бы так сказал. Отставка была не то что ожидаема, но, как вы сами сказали, витала в воздухе, поэтому, я думаю, что для ускорения процесса реформирования экономики, государства в целом, нам нужны более беспокойные люди в правительстве. Меньше заседаний – больше действий.

Означает ли отставка правительства признание его плохой работы?

- Я думаю, отставка, поскольку она случилась по собственному желанию премьер-министра, правительство признает ряд недочетов в своей работе, и поэтому премьер-министр облегчил задачу в данном случае, и решил обновить кабинет, даже ценой собственной отставки.

Премьер-министр Смаилов выдвигался аманатовцами. Если он работал плохо, по идее, ответственность ложится не только на него, но и на партию большинства. Тем не менее новую кандидатуру премьера будет опять предлагать парламентское большинство. Насколько это оправданно и этично?

- Это очень большая должность, поэтому, несмотря на то, что «Аманат» – партия не всех казахстанцев, в любом случае в партии представлены интересы многих экономических игроков Казахстана. Во-вторых, я думаю, президент будет принимать активное участие в подборе кандидатов.

Отставка правительства произошла сразу после встречи Смаилова с президентом Токаевым. Как вы думаете, может, правительство не ушло, а его «ушли»?

- Я думаю, правительство само ушло в отставку, но премьер-министр сделал это как шахматист, понимая, что сейчас кабинет нужно обновлять.

Депутаты от Аманата уже говорят, что правительство не справлялось, что вместо реализации программ они занимались статистикой и не смогли бы добиться осуществления задач, поставленных главой государства. Как вы считаете, это отсутствие совести или привычка к постоянной «конъюнктуре момента» с их стороны? Ведь Кошанов даже обещал нести ответственность вместе со Смаиловым.

- По-хорошему, 2022 год правительство не работало, потому что оно пришло после Январских событий, потом началась война в Украине, поэтому весь 2022 год правительство не могло осуществлять какую-то инициативную экономическую политику. Оно больше реагировало на создававшиеся угрозы: сначала - внутриполитической стабильности, потом – внешнеполитической стабильности, потом – санкционной.

То есть вы оправдываете команду Смаилова?

- Я не оправдываю правительство, но оно действительно реагировало на резко изменяющуюся ситуацию как внутри страны, так и снаружи. А 2023 год мы, напротив, закрыли неплохо, с низкой инфляцией, благодаря Нацбанку, с хорошим ВВП. Правительство немного собралось с силами и начало работать в сфере торговли. Мы значительно перестроили внешнюю торговлю, начали налаживать новые коридоры. В 2023 году мы немного пришли в себя.

Единственное, что я хочу сказать, в 2022 году была волна разрушения Старого Казахстана, и в этот момент можно было провести очень жесткие, непопулярные реформы. Потому что было слишком много политических решений, которые влияли на экономическую политику страны и правительства.

Каким должен быть кабмин?

- Я думаю, что следующее правительство должно быть более деятельным, активно защищать долгосрочную экономическую программу, в том числе, невзирая на поручения президента и Аманата, парламента и кого бы то ни было еще.

Правительство должно четко защищать свою позицию. И прямо говорить: «Нет, это поручение не ложится в долгосрочный приоритет! Нет, этого нельзя делать!» Я ожидаю определенной дискуссии между правительством и парламентом. Эта дискуссия должна быть очень конструктивной - это важно. Президент, как мы видим, редко вмешивался в экономическую политику страны. Он больше защищал внешний периметр, выдав карт-бланш правительству.

Каковы ваши прогнозы – кто будет следующим?

- Я не знаю, кто станет премьером, но им должен стать очень беспокойный человек и очень энергичный. Я жду, что правительство будет контролировать ситуацию в стране. Есть еще такая вещь. Несмотря на то, что все приказы приходят из Астаны, исполняют их на местах, в регионах - акимы. Они у нас подотчетны президенту через АП.  Поэтому я также ожидаю укрепления связки “правительство – региональные акимы”, чтобы правительство могло активнее работать с акимами на местах – в регионах, в каждом районе. У нас есть цифровизация, есть интернет, у нас есть возможность в любой момент созвониться и быстро обсудить какие-то срочные проблемы. Поэтому следующее правительство должно быть «правительством регионов».