×
522.91
548.85
5.05
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
522.91
548.85
5.05

Банк развития Казахстана Машкевичу не отказывает: на что ERG опять просит дешевый кредит

12.02.2024, 07:25
Банк развития Казахстана Машкевичу не отказывает: на что ERG опять просит дешевый кредит
Коллаж Ulysmedia

«Банк Развития Казахстана» (БРК) одобрил финансирование Казахстанского электролизного завода (КЭЗ) – компания собирается строить ветровую электростанцию (ВЭС) мощностью 150 МВт (Хромтау-1) в Актюбинской области. Ulysmedia.kz разбирался в кредитных линиях.

Кто денег просит

Однако информация о сумме займа и другие условия финансирования проекта закрыты, банк лишь напоминает, что конечные владельцы КЭЗ через Eurasian Resources Group (ERG) - Александр Машкевич (20,72%), Патох Шодиев (18,57%), Мукадасхан Ибрагимова, это супруга покойного Алиджана Ибрагимова, который входил в «евразийское трио» (20,71%). Доля правительства Казахстана – 40%.

Другая частная компания с теми же владельцами - Khromtau WPP Ltd в прошлом году подавала в БРК заявку на финансирование строительства ВЭС в Хромтауском районе Актюбинской области мощностью 155 МВт. Однако позднее банк проинформировал, что по проекту требуется повторно провести анализ, в то время как заемщик отрабатывал структуру финансирования – какую часть необходимых денег даст БРК, а какую компания предоставит сама.

Пролонгированное обещание

ERG сообщала в отчете за 2021 году, что начнет строительство ветровой электростанции в Хромтауском районе мощностью до 155 МВт и общей стоимостью 110 млрд тенге в 2022 году. Технико-экономическое обоснование проекта было подготовлено в 2021 году. Однако из отчета ERG за 2022 год следует, что строительство ВЭС стартует лишь в 2023 году. Однако планы по запуску ветровой электростанции не изменились, это должно произойти в 2024 году.

Вырабатываемая на ВЭС электроэнергия будет поставляться в Хромтау на Донской горно-обогатительный комбинат (ГОК), который входит в корпорацию «Казхром» (часть ERG). При этом ERG планировала удвоить «зеленые» мощности в этом пункте, построив еще одну ВЭС на 150 МВт.

   - Мы работаем над постепенным увеличением доли электроэнергии из альтернативных источников, включая ветроэнергетику. В частности, планируется реализация проектов в области возобновляемой энергетики, первым из которых станет проект по строительству ветряной электростанции мощностью до 155 МВт (Хромтау-1) в районе Донского ГОК с возможностью последующего увеличения генерирующих мощностей на данной площадке в два раза, - сообщалось в отчете ERG за 2021 год.

Выгодный ветер или «зелёная» мода

Группа проводила мониторинг возможностей получения электроэнергии за счет ветра и солнца, планируя соответствующие проекты в ближайшие 5-10 лет. ERG идет на это не просто из соображений «зеленой» моды. Дело в том, что Казахстан взял на себя обязательства по достижению 15%-й доли возобновляемых источников энергии к 2030 году. В этом контексте ERG, в соответствии с требованиями законодательства, приобретает установленный объем электроэнергии у ВИЭ. А чтобы не платить третьим лицам, группа решила поставить свои станции.

В отчете за 2022 год группа сообщала, что выбрала шесть потенциальных площадок для ветровых электростанций. Что касается самой ВЭС на 155 МВт (Хромтау-1), то ERG уже выбирала поставщиков оборудования и подрядчиков.

В последние годы традиционно иностранные и отечественные инвесторы начинают строительство ветровых и солнечных электростанций после победы на аукционе по ВИЭ, который проводится на площадке компании «Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности» (КОРЭМ).

Кто считать умеет – тому и выгода

Для участников предлагается стартовая цена на 1 кВтч электроэнергии. Претенденты борются за победу, предлагая более низкую цену. В результате победителем объявляется компания, которая предложит построить ветровую или солнечную электростанцию за наименьшую цену.

После этого Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии (РФЦ по ВИЭ, который был создан в 2013 году при компании KEGOC, а через девять лет передан в министерство энергетики), заключает с компанией-победителем договор о покупке электроэнергии.

Все условные потребители электроэнергии обязаны покупать у РФЦ по ВИЭ электроэнергию, произведенную и поставленную Центру ветровыми и солнечными электростанциями. Первоначально договор на покупку электроэнергии заключался на 15 лет. С 2021 года срок договора продлили до 20 лет.

По крупным проектам ВИЭ, планируемым к запуску в Казахстане с иностранными компаниями, срок договора на покупку электроэнергии составит 25 лет, а тарифы будут в иностранной валюте.

Тарифы в долларовом эквиваленте

В частности, по казахстанско-французскому межправительственному соглашению по ветропарку в Жамбылской области мощностью 1 ГВт, который реализуют компании Total Eren (60%), «КазМунайГаз» (20%) и «Самрук-Казына» (20%), тариф составит 3,99 американских цента за 1 кВтч или 18,08 тенге по текущему курсу Национального банка РК. Для сравнения, на аукционах ВИЭ в прошлом году конечная стоимость электроэнергии от ветровых электростанций колебалась от 10,38 тенге до 13,49 тенге за 1 кВтч при стартовой цене в 22,68 тенге за 1 кВтч (без НДС).

Тарифы на электроэнергию на аукционах фиксируют в тенге, однако они подлежат ежегодной индексации: 70% - на индекс потребительских цен (инфляцию) и 30% - на изменение курса иностранной валюты. Аукционные тарифы также подлежат ежегодной индексации.

Кредитов много не бывает

Но это еще не все. «Казахстанский электролизный завод» подал еще одну кредитную заявку в БРК на финансирование капитальных вложений с целью увеличения производственной мощности и пополнения оборотного капитала. Она находится в БРК на этапе банковской экспертизы. Но сколько денег «Казахстанский электролизный завод» просит у БРК, не уточняется.

«Казахстанский электролизный завод» не в первый раз просит и получает недорогие кредиты у «Банка Развития Казахстана». В 2010 году КЭЗ получил в БРК кредит на $400 млн на строительство завода по производству первичного алюминия в Павлодарской области мощностью 250 тыс. тонн продукции. При этом общая стоимость проекта составляла $1,018 млрд.