×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

Страсти по девственности, или Как скандал в КазНУ из плоскости медицинской перешел в сферу политическую

19.02.2024, 08:34
Страсти по девственности, или Как скандал в КазНУ из плоскости медицинской перешел в сферу политическую
Коллаж Ulysmedia

Новость о том, что в вузе, про который в Казахстане принято говорить исключительно с приставкой «самый» - КазНУ, случилось ЧП международного масштаба, в Сеть утекли не просто личные данные студенток - показатели здоровья, в числе которых «вирго» (девственность), и взорвали инфопространство. Вот уже третий день казахстанцы бурно обсуждают вопрос о том, кто виноват в «сливе» конфиденциальной информации и что теперь предпримет руководство вуза. Уйдет ли в отставку ректор Жансеит Туймебаев, и чем грозит «ошибка медсестры» ее работодателю?

Не слишком ли часто для «частных случаев» в демократическом и светском Казахстане стали происходить скандалы с сексуальной подоплекой, разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.

Есть ли частная жизнь в вузе?

Первоисточником информации об утекшем «списке девственниц» студенток КазНУ стал Telegram-канал Qumash. Вечером 13 февраля он опубликовал следующий пост: «О том, как «бережно» хранятся личные данные в Казахстане, можно понять еще в университете. Вот вам прекрасный кейс из алматинского КазНУ. В здешнем мехмате случилась такая история...

В WhatsApp-группу старост, состоящую из 190 человек, скинули 4 документа со списком студенток (с 1 по 4 курс). Те, кто в нем отмечены красным, должны были сдать флюорографический снимок. И всё бы ничего... Вот только помимо ФИО девушек там были их ИИН, сотовые номера и мед. данные. А еще, а еще... информация о том, кто из них вирго (девственница), а кто уже не вирго. Доки, естественно, расшерились по группам, факультету и так далее. Может, уже весь вуз видел…».

Сообщение было проиллюстрировано скриншотами скандальных сообщений, документов и произвело эффект разорвавшейся бомбы. В один миг эта информация разлетелась по СМИ и пабликам, вызвав небывалый резонанс.

Руководство Казахского национального университета имени аль-Фараби заявило, что по данному факту начата служебная проверка. Прокуратура города Алматы отчиталась, что возбудила уголовное дело о нарушении неприкосновенности частной жизни (часть 5 статьи 147 УК РК). Министр науки и высшего образования Саясат Нурбек сообщил, что «вопрос взят на контроль», а всех виновных в распространении медицинских данных студенток «ожидает наказание в рамках действующего законодательства».

Свое мнение по поводу случившегося ЧП высказали депутаты сената. Правда, мнения сенаторов разнились: кто-то счел, что утечка личных данных – вопрос не к ректору. Кто-то считал, что ответственность лежит на медработниках, зачем-то собравших информацию о девственности студенток, кто-то усматривал в ЧП повод для очередного подогрева вопроса об ужесточении ответственности за сохранность персональных данных.

А министр культуры и информации Аида Балаева задалась вопросом о том, насколько нужна была столь интимная информация медорганизации и вузу.

   - В первую очередь вопрос не в том, кого наказать, а в том, чтобы понять, зачем эти списки формировались вообще, для кого это нужно было, - высказалась Балаева.

Странные оправдания

Вопрос Аида Галымовна задала, что называется, не в бровь, а в глаз. На него так и не ответили в КазНУ. Что касается клиники Smart Health, которая оказывает вузу медицинские услуги на договорной основе, то ее директор Жанна Жунусова опубликовала открытое письмо, в котором извинилась перед девушками, чьи данные утекли в Сеть, и попросила СМИ больше не писать о случившемся. Она заявила: поскольку медорганизация не входит в структуру КазНУ, то «всю полноту юридической ответственности в первую очередь несут наши сотрудники».

В своем открытом письме директор клиники ответила на вопрос, поставленный Аидой Балаевой, так: «…все действия докторов в этом случае регламентированы стандартом организации оказания акушерско-гинекологической помощи в Казахстане, а точнее «Отчетом о динамическом наблюдении женщин фертильного возраста», согласно приказа министра здравоохранения от 26.08.2021».

   - В отчете необходимо представить данные по охвату контрацепцией женщин фертильного возраста, в том числе вирго и без вирго (virgo — наличие девственной плевы — авт.), а также их количество. Ответственные ведут список девушек, которые ведут половую жизнь, для того, чтобы обеспечивать их контрацептивами, предупреждать нежелательную беременность, аборты и осложнения после них».

Медсестра же, по словам Жанны Жунусовой, просто перепутала файлы, отправив специалисту деканата механико-математического факультета документ для внутреннего служебного пользования, не подлежащий распространению.

В свете публичного заявления руководства медорганизации, сообщение руководства КазНУ им. Аль-Фараби о возможном расторжении договора с медицинским центром, никого не удивило. Проректор вуза Жамиля Айтжанова сообщила также, что специалист деканата механико-математического факультета, допустившая утечку, еще не уволена, но в отношении нее «вопрос будет решаться в правовом поле».

Удивительно другое: ректор КазНУ так и не вышел к общественности с покаянием, не подал в отставку, как требуют многие казахстанцы. Вместо этого вуз пообещал казахстанцам извинения ректора и компенсации студенткам за слив списка с личной информацией.

А ректор – кто?

Объяснения и оправдания, как руководства клиники Smart Health, так и администрации КазНУ, не вызвали особого доверия ни у казахстанских пользователей соцсетей, ни у экспертов. Казахстанский акушер-гинеколог, репродуктолог, ученый, преподаватель, общественный деятель Вячеслав Локшин, очевидно, не был знаком с «Отчетом о динамическом наблюдении женщин фертильного возраста», на который ссылалась Жанна Жунусова.

   - Я не понимаю смысл происходящего, поскольку даже при посещении гинеколога девочка не обязана проходить обследование, - прокомментировал ситуацию вокруг «списка девственниц» Вячесла Нотанович.

   - Чтобы этого не делать, она может сослаться на то, что она девственница. Это просто основание, чтобы не проходить гинекологическое обследование. А точно она девственница или нет, - гинеколог не знает. При чем здесь список? Кому и зачем нужны эти данные? Для меня это нонсенс.

Собственно, в этом мнении Вячеслав Локшин не одинок. С учетом всех «сексуальных» скандалов, случившихся последнее время в вузах РК, «список девственниц», появившийся в недрах главного университета страны, выглядит нелепо - как номер журнала Playboy в монастыре.

И коль уж общественность требует отставки ректора КазНУ, неплохо было бы вспомнить его прошлые «заслуги». Тем более, что при Старом Казахстане он занимал довольно значимые посты и успел поработать в самых разных ипостасях.

Конечно, больше всего Жансеит Туймебаев запомнился в роли министра образования и науки в 2007-2010 годах. Все три года ведомство под его руководством сотрясали скандалы, связанные с бесчисленными ошибками в школьных учебниках, с внедрением 12-летнего образования, выдачей студентам льготных кредитов на обучение в вузах и с многострадальным ЕНТ. Также казахстанцы помнят, что Туймебаев на посту министра попытался запретить выпускные балы и повысил проходной балл ЕНТ с 50 до 60 (из 100), в результате чего почти четверть выпускников не прошла пороговый уровень.

Скандал за скандалом

В 2009 году Жансеит Туймебаев попал под пресс общественного негодования за срыв сроков льготного кредитования для студентов. Абитуриентам – «хорошистам» были обещаны кредиты под низкий процент за обучение на платном отделении вуза. Но в указанный срок обещанные государством 15 миллиардов тенге до банков «не дошли».

Студенты университетов всей страны и их родители подняли шум, который дошел до премьер-министра. Именно тогда Карим Масимов, возглавлявший правительство, произнес сакральную фразу: «Честно говорю, Жаке, вы мне друг, но истина дороже». А уже в 2010 году Туймебаев был уволен с министерского поста и назначен послом в Турцию.

Кстати, по странному стечению обстоятельств случилось это после другого «сексуального скандала», когда в Турции выяснилось, что историческая достопримечательность, личная яхта основателя государства Мустафы Кемаль-паши Ататюрка превратилась... в плавучий бордель. Тогда СМИ Турции рассказывали наперебой, как в ходе спецоперации турецкой полицией была задержана яхта «Саварона», арендованная на деньги казахстанского олигарха Александра Машкевича, на которой находились десять женщин модельной внешности в возрасте 16-17 лет, бизнесмены и чиновники Казахстана, Кыргызстана и России, среди которых был человек, представившийся «советником премьер-министра Казахстана».

Именно после этих событий посол РК в Турции был освобожден от должности, а на смену ему пришел нынешний ректор КазНУ. О его отношении к сексуальному скандалу с участием соотечественников и несовершеннолетних девушек, так же, как и о том, как он после «разруливал» ситуацию с турками, для которых осквернение яхты Ататюрка – страшное кощунство, история, конечно же, умалчивает…

А вообще, количество скандалов с сексуальной подоплекой, произошедших в Казахстане за последний период, наводит на мысль о том, что не так уж не правы были «уятмены», утверждавшие, что откровения экс-Елбасы, бывшего Лидера Нации Нурсултана Назарбаева о его связи «на стороне» с «мисс Казахстан - 99» Асель Исабаевой отразятся на обществе не самым лучшим образом. Мол, если лидеру можно, почему нельзя другим?

И, словно в подтверждение их слов, в конце прошлого года в стране грянул другой «сексуальный» скандал. Распространенный «список Айки» - содержимое телефонной книги «VIP-сутенерши», в которой значились известные казахстанские певцы и музыканты, обладатели государственных премий, представители крупного бизнеса, сотрудники крупных финансовых структур, вузов и других учреждений Казахстана.

   - Самое забавное, что, когда список был у девушки-профессионала - все были спокойны, а утечка случилась из базы силовиков, - иронизировал по этому поводу на своей странице в Facebook финансист Расул Рысмамбетов.

Теперь «слив» «списка студенток-девственниц» КазНУ произошел из базы медиков. Кто следующий?