×
443.72
482.28
4.9
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
443.72
482.28
4.9

Глухая оборона, или Кого в Казахстане спасёт добровольный отказ от кредитов

26.02.2024, 07:31
Коллаж Ulysmedia

Теперь казахстанцы вполне законно могут подстраховаться от действий мошенников, которые преуспевают в оформлении кредитов на тех, кто зазевался. В феврале механизм "Добровольный отказ от получения банковских займов и микрокредитов" законодательно закрепили. Кому это нужно, как воспользоваться услугой и какие гарантии даёт государство, разбирался Ulysmedia.kz.

Защита от мошенников

Интернет-мошенничество в Казахстане процветает – любой из нас рискует стать обладателем кредита, даже не подозревая об этом. В конце прошлого года замминистра внутренних дел Игорь Лепеха сообщал, что за последние пять лет число подобных преступлений увеличилось в пять раз. Но вместо того, чтобы ужесточать контроль в сферах банковских операций и хранения личных данных, правительство предлагает гражданам решать проблему самостоятельно. Как говориться, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. 

Теперь каждый совершеннолетний казахстанец может оформить добровольный отказ от получения банковских займов и микрокредитов сроком на шесть месяцев. Для этого понадобится регистрация на портале электронного правительства и ЭЦП. При этом гражданин может отозвать отказ в любой момент. Процесс полностью цифровизировали. 

Никаких гарантий

Примечательно, что даже официальный отказ не гарантирует 100-процентную защиту от банковских мошенников. 

   - Сервис максимально ограничивает возможность оформления кредита третьими лицами, но полностью не гарантирует невыдачу займа. Решение о выдаче займа принимается кредитором самостоятельно и на свое усмотрение, – сказано на сайте электронного правительства. 

То есть казахстанец, оформивший добровольный отказ, но всё равно ставший жертвой мошенников, не сможет предъявить государству никаких претензий. Зато если отказа не было, у правоохранителей будет ещё один повод сказать: "Сами виноваты!". По крайней мере, именно такую фразу услышала Людмила Акимова (фамилия изменена), потерявшая 200 тысяч тенге после телефонного разговора с "сотрудником банка". 

Дело глухо

50-летняя алматинка, много лет проработавшая бухгалтером, оформила потребительский кредит, а затем ей предложили оформить кредитную карту на 200 тысяч тенге. По словам горожанки, услугу буквально навязали, ведь изначально такого запроса не было. Более того, лимит настойчиво предлагали увеличить до миллиона. В итоге кредитную карту Людмиле оформили, но воспользовались ей мошенники.

   - Позвонил человек, представился сотрудником именно того банка, в который я обращалась до этого. Звучал профессионально и убедительно, называл меня по имени и фамилии.  В итоге для совершения какой-то внутренней операции он попросил назвать данные карты. И уже после телефонного разговора я увидела, что с кредитной карты списали деньги. И ведь они точно знали, какой лимит стоит на карте. И знали, что эти деньги я еще не снимала, – рассказала попавшая в ловушку мошенников женщина.

Пострадавшая тут же обратилась в полицию, ведь у неё был и номер счёта, на который перевели деньги, и номер телефона. Казалось, в век цифровизации найти преступника не составит никакого труда. Но не тут-то было.  Сначала женщину отправили в банк за подтверждающими документами, затем выяснили, что документы выдали не те. В итоге на бумажную волокиту ушло больше месяца, но заявление всё же приняли. 

   - Деньги списали в августе, заявление приняли только в сентябре. А сейчас конец февраля и мне даже следователь ни разу не позвонил. Похоже, они даже не пытаются найти мошенника. Хотя есть данные получателя, можно было хотя бы допросить этого человека. Тут сами банки не заинтересованы. Очень сложно было получить документы для полиции. Я считаю, банк тоже должен вести расследование и помогать пострадавшим. Но они посоветовали мне самой закрыть кредит, который оформили мошенники, чтобы пеня не капала, и, благополучно получив свои деньги, успокоились, – высказалась пострадавшая.

Похоже, интернет-мошенники располагают данными, которые должны быть строго засекречены, и совершенно не боятся правоохранительных органов. Если они научились обходить банковскую систему защиты, получать личные данные и профессионально втираться в доверие, то что помешает им снять запрет на выдачу займа? Покажет время.

Лучше, чем ничего

При этом финансист Расул Рысмамбетов считает, что законодательный отказ от оформления займов – это рабочий инструмент, которым не стоит пренебрегать. Но избавить страну от финансового мошенничества ему не под силу.

   - Мне нравится эта инициатива. У нас есть сложности в коммуникации между Агентством финрегулирования и правоохранительными структурами. У АФР нет возможности возбуждать дела и заниматься расследованием, такие случаи не входят в закон об оперативно-разыскной деятельности. Полагаю, количество мошенничества снизится. Очень часто мошенники не дают времени на раздумье, а новая норма увеличит время получения кредита, тем самым усложнив задачу преступнику. К тому же мера добровольная, – объяснил Рысмамбетов. 

Он добавил, что проблема финансового мошенничества обостряется не только в Казахстане. Эта тенденция не обошла стороной даже более развитые страны. Бороться с преступностью нужно комплексно, а добровольный отказ от оформления займов станет лишь одной из линий обороны. 

Так или иначе, в одночасье интернет-мошенники не исчезнут. Поэтому хочется ещё раз напомнить: не сообщайте третьим лицам CVC код вашей карты, перепроверяйте данные и не рассылайте электронные документы в мессенджерах.

Новости партнеров