×
522.49
547.88
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
522.49
547.88
5.06

На что в Алматы денег не жалко, или Зачем в акимате новые управления открыли

На что в Алматы денег не жалко, или Зачем в акимате новые управления открыли
Коллаж Ulysmedia

В структуре акимата Алматы создаются еще два органа, сообщили накануне новостные ленты. Ulysmedia.kz попытался разобраться, что будут делать специалисты новых управлений - сейсмической безопасности и общественных пространств.

Обоснование полезности

В задачи управления сейсмической безопасности входит управление рисками при землетрясении.

Основная задача – обеспечение соблюдения стандартов по сейсмической безопасности, управление рисками землетрясения, организация обучения населения базовым навыкам поведения во время стихийных бедствий, а также координация департаментов по ЧС, полиции, городских служб и организаций по вопросам сейсмобезопасности.

Продолжается обоснование еще одной бюрократической прослойки тем, что «работа данного управления позволит качественно проводить сейсмоаудит, выработать единую систему мониторинга угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также решить вопросы государственного регулирования в сфере гражданской защиты и мобилизационной подготовки», – отметил руководитель аппарата акима Алматы Бейбут Шаханов.

Будут ждать землетрясение?

Ну что ж, алматинцы наконец-то выдохнули – акимат справился с растерянностью после январского землетрясения и начал действовать.  Неизвестно, как до сих пор Алматы жил без подобной структуры, но теперь-то уж точно акимат сможет соблюдать сейсмические стандарты и управлять рисками землетрясений и даже обучить жителей основным навыкам во время ЧС. И самое главное – наконец-то скоординирует действия полицейских и спасателей во время ЧС.

Пока примем на веру, что создание отдельного управления сейсмической безопасности в городе может быть обосновано необходимостью специализированного подхода к управлению и предотвращению возможных сейсмических рисков. В то время как МЧС и другие организации могут заниматься широким спектром чрезвычайных ситуаций, включая сейсмические события, управление сейсмической безопасностью может фокусироваться именно на анализе, прогнозировании и минимизации последствий землетрясений. Но возникают естественные вопросы: как управление станет мониторить «угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций», не имея в штате специалистов и оборудование, специализированных именно на сейсмической активности.

Ответ на это дал один из ТГ-каналов, написав: «Похоже, работники просто будут получать там зарплату из народных денег и ждать, когда произойдёт землетрясение. По идее, эту функцию должны выполнять сотрудники ДЧС города».

Огород городить

Напомним читателям, что в РК действуют Национальный центр сейсмологических наблюдений в составе МЧС.  Это при том, что также есть и Институт сейсмологии, а при нем ТОО «Сейсмологическая опытно-методическая экспедиция» – головная научная организация в области фундаментальных и прикладных исследований по проблемам обеспечения сейсмобезопасности в Республике Казахстан.

Помимо этого, в южной столице есть департамент по чрезвычайным ситуациям, в структуре которого находится управление предупреждения ДЧС. Располагает город и «КазНИИСА» (Научно-исследовательский институт строительства и архитектуры) со своим Центром сейсмостойкости, обследования зданий и сооружений. Это центр проводит работы по объектам на сейсмостойкость и т.д., а затем передаёт данные акимату.

Также в Институте сейсмологии создан сейсмологический ситуационный центр, как сказано в описании, оснащенный передовыми программными и техническими средствами, а сам институт «входит в девятку организаций стран мира, где интенсивно ведутся исследования в области обеспечения сейсмической безопасности». Есть и Прогнозная комиссия, правда, скорее безуспешно работающая.

Казалось бы, дух может перехватить от одного перечисления профильных структур, занимающихся благим делом, но ведь нет. Им нужен еще один орган – начальствующий, который в случае чего сможет списать все свои недоработки на вышеперечисленные организации.

НУИНУ

А вообще, создание новых управлений в акимате Алматы напомнило место действия фантастических повестей братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и отчасти «Сказка о Тройке». Там был вымышленный НИИЧАВО – научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства, занимающийся поиском счастья. Затем в фильме «Чародеи» шуточная аббревиатура НИИЧАВО превращается в НУИНУ (Научный универсальный институт необыкновенных услуг)

Сотрудниками являлись маги с огромным стажем. В новом управлении сейсмической безопасности, конечно же, таковых не будет, но как знать, за неимением специалистов-профессионалов, может быть, они призовут оракулов, пифий, шаманов, ведунов, прорицателей; заведут, помимо крыс и змей, ощущающих скорое возникновение землетрясения, муравьев и жаб, чувствующих грядущую катастрофу и покидающих свои места обитания за несколько дней до землетрясений.

А в структуре управления, по аналогии со Стругацкими, создадут Отдел Предсказаний и Пророчеств и Отдел Абсолютного Знания. Подстраховаться можно и созданием «Государственной Колонии Необъяснённых Явлений» при управлении сейсмической безопасности, чтобы в случае проколов можно было на кого свалить свою некомпетентность.

Простая арифметика

Есть вопросы и по управлению общественных пространств, которое «обеспечит координацию работы управлений и районных акиматов города в части соблюдения единых принципов и подходов, разработки концепций модернизации, строительства и благоустройства общественных пространств». Правда, чем до этого занималось управление комфортной городской среды и урбанистики и управление строительства, не понятно.

Как не понятен и инцидент, связанный с обращением жителей об опасном склоне, на котором недавно сошла оплывина и погибли люди.  По информации СМИ, ранее граждане обращались с жалобами в акимат по поводу застройки склона и прокладки на нем водопровода, а также писали коллективные письма, однако никакой реакции от местных властей не было.

Однако в ответе акима Медеуского района сообщили, что, согласно данным системы ОДО (единая система документооборота), официальных обращений жителей не было.

«Согласно данным системы ОДО, с 2021 года официальные обращения физических и юридических лиц с просьбой обследовать склон по улице Олимпийская не зарегистрированы», – говорится в ответе.

В акимате уточнили, что до 2021 года прием обращений осуществлялся на другой платформе. Обращения физических и юридических лиц хранятся в течение пяти лет. По истечении данного срока обращения подлежат уничтожению. Полагаем, что даже второклассник легко подсчитает, что пяти лет-то не прошло, и не получится ли так, что вновь образованные управления в акимате Алматы, в случае, не дай бог, катастрофы, потом будут кивать друг на друга, объясняя, дескать, мы только-только созданы, не выработали положенный срок работы и поэтому все претензии не к нам.

Дублирование функций

На наш взгляд, дублирование функций государственными органами, а происходит именно очередное дублирование, может привести к ряду негативных последствий, которые могут повлиять на эффективность работы этих органов и на экономику страны в целом.

  • Увеличение расходов: это включает в себя зарплаты, оборудование, аренду помещений и другие расходы.
  • Потеря эффективности: вместо того, чтобы сосредоточиться на одной задаче, каждый орган может тратить время и ресурсы на конкуренцию с другими органами.
  • Недостаток специализации: каждый орган может пытаться выполнять все задачи, вместо того чтобы сосредоточиться на своих основных функциях. Это может привести к тому, что ни один орган не будет достаточно компетентен в своей области.
  • Потеря доверия: если граждане видят, что органы не могут договориться или сотрудничать, они могут начать сомневаться в их способности эффективно управлять страной, а в нашем случае – городом.
  • Увеличение бюрократии: каждый орган может иметь свои собственные процедуры и правила, что может привести к путанице и задержкам в выполнении задач.

Бедное дитя

А всё вкупе затягивает процессы и может замедлить принятие необходимых решений. Дублирование ведомств также может привести к конфликтам и неэффективности в работе, поскольку различные органы могут прийти к разным выводам или принять противоречивые решения. Говоря по-простому, это когда у семи нянек дитя без глазу.

Понятно, что пока не произойдёт очередного землетрясения, эффективность работы нового управления сейсмической безопасности не будет видна. И мы уповаем, чтобы этого не произошло, а очередной дублирующий орган не существовал за наш счет и не ложился дополнительным бременем на многострадальный бюджет.