×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

Нефтяного края акимы: кто и как руководил протестным Мангистау в независимом Казахстане

26.02.2024, 10:02
Нефтяного края акимы: кто и как руководил протестным Мангистау в независимом Казахстане
Коллаж Ulysmedia

За годы независимости Казахстана Мангистауская область побывала в руках целой дюжины акимов, каждый из которых внёс свою лепту в её нынешнее состояние. Что характерно, большинство управленцев в самый протестный регион страны назначались из столичных кабинетов. А, отсидев в кресле акима области даже самый недолгий срок, некоторые из них уходили «наверх», стремительно продвигаясь по карьерной лестнице и оставляя позади себя сомнительные достижения.

Поименно вспомнить каждого из 12-ти акимов Мангистауской области и плоды их деятельности попытался корреспондент Ulysmedia.kz.

Федор Новиков

О первом руководителе региона – Федоре Новикове – известно немногое. Советский партийный функционер и специалист в области сельского хозяйства, он возглавлял область с 1990 по 1993 год. До этого занимал различные ответственные посты в КазССР, и даже возглавлял министерство мясной и молочной промышленности республики.

Как и многим партийным функционерам тех лет, адаптироваться к новым реалиям в независимом Казахстане с рыночной экономикой ему оказалось сложно, и потому через три года ушел с поста акима Мангистауской области, уступив место нефтянику Ляззату Киинову.

Ляззат Киинов

Ляззат Киинов кресло акима Мангистауской области занимал дважды. В первое свое «пришествие» - с 1993 по 1995-й годы - Киинов пересел в него из кресла генерального директора государственного предприятия «Мангистаумунайгаз». Кстати, получив опыт руководства нефтяным регионом, Киинов стремительно пошел «наверх», возглавляя крупные нефтяные корпорации с государственным участием и работая в соответствующих стратегических министерствах. С 1993 по 1997 годы был заместителем министра нефти и газа РК, с 1997 про 1999 годы трудился в должности зама генерального директора консорциума «Каспий-Кубыр». В 1999 году вернулся в Мангистаускую область в качестве ее главы, а в 2002 году стал президентом НК «Казмунайгаз». В последующие годы был вице-министром энергетики РК, председателем правления АО «НК КазМунайГаз», депутатом сената.

Вячеслав Левитин

Пока же Киинов покорял новые высоты, в период с сентября 1995 по октябрь 1997 года главой нефтяного региона стал Вячеслав Левитин. До назначения на эту должность он был главным инженером реакторного завода БН-350 Мангышлакского энергокомбината, а после возглавлял «МАЭК». Уйдя с поста акима области, Левитин переехал в Российскую Федерацию, где занимал руководящие должности в крупных частных корпорациях.

Николай Баев

После Левитина кресло главы стратегически важного региона занял Николай Баев, «спустившийся» в него из высоких столичных кабинетов. До назначения на пост акима Мангистауской области сначала он был заместителем председателя Комитета по оборонной промышленности при кабмине, после - министром экологии и биоресурсов РК. В 2002 году он уступил пост акима вернувшемуся Ляззату Киинову.

Болат Палымбетов

В 2002 году, когда Киинов ушел руководить «КазМунайГазом», у штурвала нефтяного региона встал Болат Палымбетов. Болат Абылкасымович стал одним из самых известных и «долгоиграющих» акимов Мангистауской области. Его правление регионом с 2002 по 2006 годы мангистауцы вспоминают как время подъема. Но сейчас трудно сказать, был ли связан расцвет области с усилиями акима, или с тем, что в Казахстане на тот период начался активный экономический рост, связанный с мировым ростом цен на нефть.

Так или иначе, именно в момент руководства Палымбетова в Мангистау увеличились заработные платы, начали появляться новые объекты образования, культуры и здравоохранения. Это сказалось на улучшении благосостояния местного населения, в стране активно шел передел собственности и привлечение иностранных инвестиций. Эти факторы положительно сказались на рейтинге Палымбетова.

Кстати, именно он стал основоположником моды на пальмы в Актау. Тогда возле акимата в качестве эксперимента высадили пальмы в кадках. Годы спустя настоящие и искусственные пальмы появятся в Актау на набережной Каспия.

Однако не обошлось и без негативных моментов. При Палымбетове фактически прекратил существование Мангистауский атомный энергокомбинат – стратегический объект, дававший рабочие места многим актаусцам.

Крымбек Кушербаев

Но ничто не вечно под луной. В январе 2006 года на смену Палымбетову пришел Крымбек Кушербаев. Он и стал лидером по политическому «долгожительству» среди акимов Мангистауской области. Этот пост Кушербаев занимал пять лет – с 2006 по 2011 годы.

Здесь он взялся решать насущные проблемы жителей, был открыт для прессы, не убегал от общественников, не боялся неудобных вопросов.

Все перечеркнул декабрь 2011 года, когда затянувшаяся забастовка нефтяников Жанаозена, вылившаяся в массовые расстрелы и преследования, подорвали доверие мангистаусцев не только к акиму региона, но и к руководству страны.

Что примечательно, после такого провала Крымбек Кушербаев не канул в небытие, а, напротив, набрал обороты в карьерном продвижении. В 2012 году он был назначен сначала советником президента, затем заместителем премьер-министра, а в 2013 году занял пост акима Кызылординской области.

Еще позже он занимал должности руководителя администрации президента и госсекретаря.

Бауыржан Мухамеджанов

После жанаозенских событий акимом Мангистау назначили бывшего министра внутренних дел Бауржана Мухамеджанова. С 22 декабря 2011 по 18 января 2013 года силовик занимался, в основном, стабилизацией ситуации после расстрелов. А затем ушел с должности акима по собственному желанию.

После руководства Мангистауской областью политическая карьера Мухамеджанова де-факто завершилась. Вернее, он стал послом – то в Литве, то в Латвии, то в Грузии. А в Казахстане, как известно, посол – это, скорее, декоративно-прикладная единица, чем реально действующая политическая сила.

Алик Айдарбаев

Следующим акимом нефтяного региона снова стал нефтяник. Алик Айдарбаев пришел на эту должность из национального нефтяного холдинга «КазМунайГаз». Вернее, его подразделения - АО «Разведка Добыча КазМунайГаз», которое курировало в те годы «Озенмунайгаз».

Во время его правления страна столкнулась с экономическим кризисом, который сказался на уровне добычи нефти в регионе. Кандасы (в то время называемые оралманами) и прибывавшие из соседних стран требовали устроить их в нефтегазовые предприятия. Однако найти работу для всех желающих в компаниях «Мангистаумунайгаз» или «Озенмунайгаз» оказалось невозможным. Разрешение этой сложной ситуации стало одной из ключевых задач, с которой пришлось столкнуться Алику Айдарбаеву во время его управления областью. Насколько хорошо он с ней справился – вопрос второй.

Тем не менее после ухода с поста главы региона ему удалось сделать неплохую карьеру. C 16 марта 2017 года он был первым вице-министром по инвестициям и развитию, в январе 2018 года был назначен заместителем председателя правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», затем трудился в должности председателя совета директоров АО «Самрук-Энерго» и председателя правления АО НК «КазМунайГаз».

Ералы Тугжанов

После Айдарбаева кресло областного акима занял Ералы Тугжанов. Назначение на должность главы региона Тугжанова, не имеющего опыта в энергетическом комплексе, вызвало немалое удивление у мангистаусцев. В народе поговаривали даже, что назначение было связано с его ораторским мастерством и умением создать красивую картинку благополучия, проводя саммиты, встречи, конференции. И пропиариться, играя в теннис, борясь на татами и щедро раздавая комментарии местным СМИ.

Правда, был момент, когда в Сети стали распространяться слухи о том, что Тугжанов побил своего заместителя…  Но слухи так и остались слухами.

Несмотря на талант к созданию видимости, Тугжанову так и не удалось наладить диалог с нефтяниками и решить проблемы с профсоюзами. Возможно, именно поэтому он продержался в кресле главы Мангистауской области чуть больше двух лет. Зато получилось сделать карьеру после своего акимства.

Спустя два года Ералы Тугжанов стал заместителем премьер-министра. Именно его отправили в Актау из столицы, чтобы он выступил перед участниками акции протеста, вспыхнувшей из-за скачка цен на сжиженный газ.

Серикбай Трумов

Недовольство мангистаусцев беспомощностью пришлых акимов решили погасить, пойдя им навстречу. И 13 июня 2019 года им был представлен новый аким - Серикбай Трумов. Его преимущество заключалось в том, что он был «свой» до кончиков ногтей. Местный мангистауский парень, начавший с низов и дошедший до вершин, должен был снискать доверие протестного населения. Однако карты спутала грянувшая пандемия коронавируса.

Она перекрыла воздух Мангистауской области, потому что, помимо того, что она живет за счет нефтяных месторождений, здесь активно развивался туризм на Каспийском море. Где-то в прошлых жизнях или в этой, но Трумов явно нагрешил, поскольку к ковидным ограничениям в период его правления прибавились еще две беды: сильнейшая засуха и падеж скота.

Но разочарование мангистаусцев не помешало Трумову после кресла акима Мангистауской области «взлететь» в сенат парламента РК.

Нурлан Ногаев

Назначение на пост акима Мангистауской области Нурлана Ногаева в 2021 году дало повод для шуток, мол, «никак Ногаев от Запада отстать не хочет». И впрямь, в разные годы он был акимом Западно-Казахстанской и Атырауской областей – тоже богатых нефтью и газом.

Кстати, после акимства в Атырауской области Ногаев на время стал министром энергетики РК. Именно тогда, когда Казахстан медленно, но верно подходил к топливному и энергетическому кризису. В сентябре 2023 года Ногаеву пророчили даже кресло премьер-министра. Однако этого не случилось, его оставили работать в Мангистау.

По мнению экспертов, такое решение главы государства не случайно. Ногаев является носителем богатейшего опыта работы акимом, и Касым-Жомарт Токаев не мог не отметить способность Нурлана Аскаровича эффективно управлять регионом.

И пока неизвестно, как на дальнейшую судьбу нынешнего акима повлияют непрекращающиеся забастовки нефтяников Мангистауского региона.

Жители региона считают, что многие акимы область покинули, но оставили за собой какие-то имущественные права. Доказать это практически невозможно, так как имена настоящих собственников многочисленных компаний и подрядных организаций находятся под грифом «секретно».