×
442.05
474.14
4.74
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
442.05
474.14
4.74

Госпожа министр, или Кто из женщин в Казахстане находится под строгим контролем

Коллаж Ulysmedia

В октябре прошлого года Бюро национальной статистики окончательно подвело итоги переписи населения 2021-го и сообщило, что в Казахстане женщин на полмиллиона больше, чем мужчин. Ulysmedia.kz решил выяснить, сколько представительниц слабого пола принимают участие в решении государственных задач.

Пресловутые 30 процентов

Женщин на высоких должностях в Казахстане не много. Пытаясь исправить ситуацию, в мае 2020-го президент Касым-Жомарт Токаев подписал поправки в закон о выборах, в которых было прописана обязательная 30 % квота для женщин и молодежи в избирательных списках политических партий. 

Однако, депутат мажилиса Ирина Смирнова считает, что квоты нужно пересмотреть и, если половина населения Казахстана – женщины, значит, и их представленность в политике должна быть не меньше 50 процентов.

Не в обиду мужчинам

Две недели назад Касым-Жомарт Токаев на форуме Президентского молодежного кадрового резерва заметил, что, несмотря на то, что 55 процентов в госаппарате – женщины, руководящие должности занимают только 39 процентов.

   - Не в обиду будет сказано мужчинам, женщины все-таки более внимательны к работе, более тщательно подходят, не подвержены коррупционным проявлениям и действиям. Статистика Агентства по противодействию коррупции говорит о том, что женщины ведут себя более ответственно. Значительный дисбаланс наблюдается среди политических служащих, женщин среди них менее 10 процентов, - сказал президент.

Готова защищать журналистов

Одна из них – Аида Балаева со специальностями юрист и учитель русского языка и литературы.

Ее восхождение началось 20 лет назад, когда она стала первым заместителем директора департамента внутренней политики города Алматы. С тех пор ее карьера шла по восходящей и номенклатурную обойму Аида Галымовна не покидала.

Достаточно открытая для журналистов, она часто комментирует те или иные события в обществе. Работая председателем Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте РК Аида Балаева дала оценку скандалу с участием журналистки Меруерт Айтеновой, заявившей на ТВ, что «разведенные женщины – и есть отбросы общества». Тогда Балаева заявила, что подобные провокационные заявления нельзя оправдать, тем более от журналиста. Политик считает, что такими словами Айтенова дискредитирует профессию.

   - Никто не застрахован от этого. Люди женятся, разводятся, и она, в том числе, не застрахована. Поэтому, наверное, так нельзя высказываться, – выразила неодобрение Балаева.

Относительно недавно министр культуры и информации РК Аида Балаева прокомментировала скандал вокруг концерта американского артиста Akon, прошедшего в декабре в Астане. Пришедшие на концерт девушки бросали на сцену нижнее бельё.

   - Меня в этом вопросе, на этом концерте больше обеспокоило поведение наших девушек, которые закидывали нижним бельём исполнителя. Конечно, стыдно, – досадовала министр.

Прокомментировала она и нашумевший «список девственниц КазНУ».

   - Например, в том же КазНУ было научное открытие. К сожалению, это не освещается. Зато новость про «девственниц» практически стала резонансной. Поэтому здесь как раз тот момент, когда мы говорим о полезной информации, – выразила недовольство министр.

На этом фоне радует, что Балаева говорит о готовности ее министерства защищать интересы журналистов.

   - МИОР всегда за журналистский цех и готово защищать его интересы на всех площадках, – сказала Аида Балаева.

Она не устала

Еще один долгожитель на госслужбе – Тамара Дуйсенова, недавно переназначенная вице-премьером. В 1987 году окончила Ташкентский институт народного хозяйства, по специальности «инженер-экономист». Проработав пять лет в Узбекистане, вернулась в родной Казахстан, где шаг за шагом поднималась по службе, работая в разные годы министром труда и социальной защиты населения, здравоохранения и социального развития.

Была секретарём партии «Нур Отан» (ныне Amanat). В 2020–2022 годы она помощник президента – заведующая отделом по контролю за рассмотрением обращений граждан. Примечательно, что эту же должность занимала одно время и Аида Балаева; складывается впечатление, что этот кабинет всё равно, что место «передержки», после которого следует очередной карьерный рывок.

Связан с Тамарой Босымбековной и занимательный казус, произошедший шесть лет назад на расширенном заседании правительства. Тогдашний президент Нурсултан Назарбаев отметил, что министерство Дуйсеновой «проявило безответственность и поверхностность» при реализации его поручения по самозанятому населению, что привело к переносу внедрения обязательного социально-медицинского страхования.

   - Что случилось, Тамара, скажи, или ты устала на этой работе? – многозначительно поинтересовался Назарбаев.

А прежде, ещё в 2015 году, когда она была министром здравоохранения и соцразвития, её раскритиковал тогда ещё спикер сената Касым-Жомарт Токаев. Дуйсенова презентовала новую госпрограмму развития здравоохранения, а Токаев высказался о том, что так делает каждый новый министр, и ни к чему хорошему это не приводит. Он заявил, что нужно выбрать один курс и целенаправленно его придерживаться, а не выбирать каждый раз новый.

Однако, как заявил политолог Замир Каражанов, на посту главы Минтруда и соцзащиты населения лучше Дуйсеновой не смотрится никто, и только потому, что в Казахстане серьезный кадровый голод.  И хотя Дуйсеновой досталось немало критики, едва ли она не единственная в стране, кто владеет ситуацией в социальной сфере.

А недавно, после назначения нового премьера РК, у вице-премьера Тамары Дуйсеновой спросили, есть ли достойные кандидатки на пост главы правительства Казахстана.

   - Если рассмотреть, у нас много хороших девушек, которые работают и на производстве, и возглавляют министерство. Если мы будем хорошо работать, то глава государства обратит внимание, - Давайте исходить из того, что тут вопрос не женщин и не мужчин. Здесь должен быть профессионал, – ответила Тамара Дуйсенова.

Не боится критики

Недавно в правительственной обойме появилась Акмарал Альназарова – она стала министром здравоохранения. Акмарал Шарипбаевна всю жизнь связала с медициной, правда, на не продолжительное время уходила на административную и партийную работу - была заместителем акима Кызылординской области и в той же области – первым заместителем председателем филиала тогдашней партии «Нур Отан».

А будучи сенатором она говорила, что вопросам сохранения здоровья молодежи сегодня важно уделять более пристальное внимание.

   - Социологические опросы показали, что комплексные знания о путях передачи ВИЧ имеют только 9% подростков, 60% не осведомлены о методах профилактики инфекций, передаваемых половым путем, а 62,6% заболевших молодых людей занимались самолечением. Самым распространенным последствием подобного поведения является бесплодие, – предупреждала Акмарал Альназарова.

Министр здравоохранения Акмарал Альназарова очень беспокоится о нагрузке врачей общей практики, считает её неподъемной.

   - Мы видим, что нагрузка на врачей общей практики в поликлиниках стала неподъемной, мало времени остается непосредственно на лечение пациента… Его нужно освободить от несвойственных функций и пересмотреть условия мотивации труда медиков на участках, – отметила Альназарова.

Также министр подчеркнула открытость и готовность ведомства к конструктивному диалогу, предложениям и инициативам, которые позволят улучшить качество и доступность медицинской помощи. 

А недавно она заявила, что не боится критики.

   - Я думаю, что мы, наоборот, сейчас будем собирать вопросы, которые вызывают какие-либо нарекания со стороны населения. Нам нужно понять, какие есть дополнительные потребности, какие механизмы нужно усилить и что нужно организациям медицинской помощи на местах. Поэтому я абсолютно положительно отношусь к критике, – заверила министр. 

Главная на финрынке

Несколько иной послужной список у Мадины Абылкасымовой – председателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, которая раньше была министром труда и социальной защиты населения.  

Дочери экс-депутата мажилиса Ерасыла Абылкасымова на министерском посту не повезло. Критика на неё обрушилась, когда в Астане в пожаре погибли пятеро детей. Граждане возложили лично на Абылкасымову и на ее ведомство ответственность за трудное положение многодетных семей и потребовали ее отставки. Однако министр труда и социальной защиты населения сказала журналистам, что ее ведомство «делает выводы» из критики в свой адрес.

Тогда Абылкасымова заявила, что ее министерство подвергается критике, так как на него возложено «множество сложных вопросов».

У Мадины Ерасыловны несколько высших образований, в том числе и американское. Правда, в СМИ сообщалось, что пользователи соцсетей нашли пробелы в хронологии и так и не поняли, когда она успела окончить магистратуру в Гарвардском университете.

В такой «учебной помощи» даже обвинили её отца – известного врача, автора книги «Система обязательного медицинского страхования в РК». Однако затем дочь и отец опровергли эту информацию, заявив, что Абылкасымова поступила в эти учебные заведения и окончила их самостоятельно.

На карьерном пути к Мадине Абылкасымовой возникали и вопросы, связанные с якобы лоббированием АРРФР приобретения республиканского «Сбербанка» холдингом «Байтерек», и о «покровительстве» банку «ЦентрКредит».

Перед этим, в сентябре 2018 года, Абылкасымова заявляла, что безработица в стране достигла рекордно низкого уровня за годы независимости, всего 4,9 процента. Однако многие казахстанцы были совершенно не согласны с её словами, заявив, что бедность в стране все еще остается на довольно высоком уровне.

Будучи  министром, Мадина Ерасыловна заявила о введении единого совокупного платежа (ЕСП).  Некоторые люди прозвали это нововведение «налогом на бедность», а с этого года его вовсе отменили.

Член не партии большинства

Одна из новых министров-женщин в правительстве – Светлана Жакупова, министр труда и социальной защиты населения.

   - Я захожу в Минтруда уже третий раз. Первый раз я приходила работать директором департамента пенсионного обеспечения, и второй раз – вице-министром. Оба раза я уходила только по семейным обстоятельствам. И вот, я вернулась уже в новом статусе уже третий раз. И, конечно, и в первый, и во второй, и в третий раз у меня только одна цель – служить народу, повысить качество жизни, помочь тому, кто страдает, и, конечно же, главная цель – это социальная справедливость, – заявила Жакупова. 

Как и любой чиновник высшего класса, Светлана Кабыкеновна сталкивается с нелицеприятными замечаниями в свой адрес. Например, ей пришлось объяснять, почему минимальная зарплата в Казахстане 85 тысяч тенге, а не 300, как предлагает депутат мажилиса Заитов.

   - 300 тысяч было бы классно сделать в Казахстане, но мы должны подумать о малом и среднем бизнесе. Потому что они должны будут выплачивать эту минимальную зарплату. Из этих 300 тысяч они должны будут платить обязательные платежи. Это будет очень большая нагрузка на бизнес, – парировала министр.

На фоне «классной» идеи о повышении зарплаты корреспондент Ulysmedia.kz поинтересовалась у нового министра Жакуповой, не считает ли она, что малоимущих в Казахстане намного больше, чем «официальные» 5,1% населения.

По словам Жакуповой, многие казахстанцы получают зарплаты «в конвертах», поэтому статистика хромает, в информационных базах отражаются неправильные сведения. Также она добавила, что ведомство будет пересматривать методику определения черты бедности.

Кстати, будучи вице-министром Светлана Жакупова озвучила свое мнение о вышеупомянутой Мадине Абылкасымовой, которая тогда стала первым вице-министром национальной экономики.

   - Мое мнение: мой бывший руководитель справится с любой задачей. Она очень компетентный, профессиональный человек. Я хочу, чтобы у нее все получилось, – сказала Жакупова.  

Отметим, что Светлана Жакупова, наверное, единственный член в правительстве не аманатовец, она член Народно-демократической патриотической партии «Ауыл».

Еще один медик

Еще один медик в правительстве – вице-министр здравоохранения - главный государственный санитарный врач Республики Казахстан Айжан Есмагамбетова.

Её «звездный час» наступил во время недавней пандемии КОВИД-19, когда она отвечала на вопрос, почему казахстанская вакцина QazVac все еще не получила одобрения Всемирной организации здравоохранения.

    - У меня двое детей, они привиты еще в советское время. Привиты по календарю, как это положено. Тогда перед нами не стоял вопрос, вакцинировать или нет. У нас даже мыслей не было, что нельзя вакцинировать, – сказала Айжан Есмагамбетова и добавила, что своих внучек вакцинирует в поликлинике по месту жительства.

Охват ее работы предполагает и ответы на вопросы, связанные непосредственно с санитарно-эпидемиологической ситуацией. Так, она комментировала недавнее массовое отравление детей в Карагандинской области, когда 12 несовершеннолетних из Центра оказания специальных социальных услуг для детей с инвалидностью были госпитализированы с диареей и рвотой. Говорила и о нашумевшем заражении пациентов алматинской ЦГКБ ВИЧ-инфекцией, пояснив, что спецкомиссия не смогла определить виновных в этом инциденте и какая именно процедура привела к этому медицинскому ЧП.

Можно вспомнить и забавный эпизод её трудовой биографии, когда в разгар пандемии продюсер российской группы «Ласковый май» Андрей Разин на своей странице в Instagram написал, что главный санитарный врач Казахстана Айжан Есмагамбетова якобы разрешила коллективу проведение концертного тура группы в республике.

Ведомство не стало молчать и официально опровергло информацию.

   - Министерство здравоохранения Республики Казахстан официально опровергает информацию о том, что якобы главным государственным санитарным врачом Республики Казахстан дано разрешение на проведение на территории Казахстана концертного тура российской группы «Ласковый май». Просим граждан доверять только официальным источникам, - говорилось в сообщении.

Немного о стиле

Говоря о вышеназванных министрах, не будем забывать, что они женщины, и им наверняка приходится не так легко, как мужчинам. Находясь постоянно в публичном поле, надо следить за прической, макияжем, стилем, одеждой…

Кстати, по поводу одежды. Два года назад журналист Кирилл Павлов опубликовал пост, где прокомментировал стоимость украшений Аиды Балаевой - он разглядел дорогое кольцо.

   - Сапфир, по оценкам консультантов из Шри-Ланки, не менее 20 карат. Такие камни самые дешевые начинаются от $1 000 за карат. Минимум $20 000, – написал Павлов. Последовала волна возмущения в социальных сетях, однако эта история каким-то образом дальше этого не ушла.

   - Я думаю, что, если человек на политической должности, он должен следить за такими вещами, тем более это было общественное мероприятие, о чём Балаева не могла не знать. Поэтому, если она носит на такие совещания дорогостоящие украшения, то наверняка у неё есть объяснения, – не унимался Кирилл Павлов.

Или, например, Мадина Абылкасымова, будучи министром труда и соцзащиты, как писали СМИ, появилась на обложке Forbes в костюме от Armani всего лишь за 250 тыс. тенге. Кстати, в одном из интервью она рассказывала, что самостоятельно готовит еду своим детям, без какой-либо помощи, лично проверяет их домашние задания, старается как можно чаще с ними заниматься и проводить время с семьей.

Совсем недавно новый министр здравоохранения Акмарал Альназарова ответила на вопрос, откуда у нее средства на брендовые сумки и платья от Dolce & Gabbanna.

    - Не скажу, что я такой поклонник, у меня нет большого гардероба. Сумку, которая на фотографии, может позволить себе среднестатистическая девушка — она стоит около 250 тыс. тенге. И одно из немногих платьев, которое я купила на свой юбилей, позволила себе, если не ошибаюсь, в пределах 800-900 тыс. тенге, – пояснила глава Минздрава.

А еще десять лет назад в газете «Время» представитель Европейской академии имиджа Наталия Чеботарёва, говоря о стиле публичных персон, оценивая Тамару Дуйсенову, заметила, что она «одевается очень скромно, можно сказать, безвкусно. По-видимому, ее не интересует, как и во что она одета. То же касается и прически».

Казахстанцы как-то рассмотрели и пиджак главного санитарного врача страны. И, судя по фото в Сети, Айжан Есмагамбетова предпочитает практичный неброский стиль от итальянского бренда за 900 тысяч тенге.

В любом случае, мы считаем, независимо от бренда, любая женщина должна выглядеть привлекательно и заманчиво, какое бы положение в обществе не занимала.

Наши поздравления

В этом материале мы не затронули тему женщин: полицейских, судей, депутатов маслихатов, учителей, врачей, ученых, рабочих, строителей и т.д., работающих на административной и политической службе в разных ведомствах и министерствах. Но все они безусловно заслуживают от Ulysmedia.kz поздравлений и пожеланий здоровья и сил для дальнейшей работы, ведь помимо неё, у них есть семьи, дети, бытовые вопросы, и надо еще в театр или в кино сходить…

Новости партнеров