В Астане начались предварительные судебные слушания по одному из самых резонансных дел – убийство гражданской супруги экс-министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева Салтанат Нукеновой. На скамье подсудимых оказался сам Бишимбаев и его родственник. Корреспонденты Ulysmedia.kz присутствовали на заседании, которое длилось почти четыре часа, и расскажут о подробностях процесса.
Закрытый зал открытого суда
Представители СМИ начали прибывать на заседание задолго до его начала. Однако охрана не торопилась впускать журналистов в здание, из-за чего на проходной образовалась огромная давка. На процесс аккредитовались почти 90 журналистов, операторов и фотографов. Когда же доступ в здание наконец открыли, журналисты в буквальном смысле бежали в зал судебного заседания, чтобы успеть заснять обвиняемых и других участников процесса. Но и здесь их ждал «сюрприз»: представителей СМИ не пустили в зал, мотивируя его небольшой площадью. Поэтому увидеть и заснять происходящее не удалось – только издалека было видно, как обвиняемых ведут в наручниках.
Журналистов попросили подняться несколькими этажами выше в кабинет, куда была выведена прямая трансляция из зала суда, которая периодически прерывалась из-за слабого сигнала связи.
На экране лиц участников процесса не было видно, а учитывая, что подсудимых разместили в кабинке за стеклом, разглядеть их было практически невозможно.
В конце заседания все же удалось мельком разглядеть экс-министра, когда его и Байжанова выводили из зала суда. Первое, что бросилось в глаза, Бишимбаев с последнего публичного появления довольно сильно поседел.
Участники процесса
Председательствующая по делу судья Айжан Кульбаева в начале заседания ознакомила с участниками процесса. Государственное обвинение по данному делу представляют прокуроры Аймаганова и Нурбеков.
От потерпевшей стороны был заявлен брат Салтанат Нукеновой - Айтбек Амангельды. Адвокаты - Бранчев, Бекетаев, Ишмамбетов и Уразбахова.
Обвиняемого экс-министра защищают три адвоката: Кусаинова, Рамазанова, Балашов. Мать Бишимбаева – Альмира Нурлыбекова – заявлена как общественный защитник.
У родственника Бишимбаева, который также оказался на скамье подсудимых, Бахытжана Байжанова, заявлено три адвоката.
Холостой вдовец
Далее суд приступил к оглашению анкетных данных подсудимых – это обычная традиционная практика всех судебных процессов. Но один из вопросов судьи вызвал небольшое смятение в зале. Судья задала вопрос Бишимбаеву о его семейном положении. После непродолжительной паузы он ответил: «Я холост в настоящее время».
Стоит отметить, что на протяжении всего судебного процесса Бишимбаев был немногословен, отвечал на поставленные вопросы очень кратко. После оглашения обвинительного акта заявил, что не признает вину и попросил назначить рассмотрение дела с участием суда присяжных. Он также попросил суд оставить процесс открытым и разрешить участие СМИ.
Версия обвинения и тяжелые подробности убийства
Следующий этап - заслушивание государственного обвинителя Айжан Аймагановой, которая озвучила довольно тяжелые подробности убийства Салтанат Нукеновой.
Итак, по версии следствия, в день преступления Салтанат Нукенова, гражданский супруг Бишимбаев и подруга Салтанат отправились на концерт Димы Билана в Астане.
На концерте Бишимбаев, используя незначительный повод, стал ссориться с Нукеновой, поэтому, не дождавшись окончания концерта, они вдвоем вышли из здания, и, продолжая ругаться, направились пешком в ресторан BAO, расположенный по адресу Достык 16.
- Находясь в ресторане, они вдвоем распили четыре бутылки игристого вина и во время распития спиртного продолжали выяснять отношения. Нукенова заявила Бишимбаеву, что устала от этих отношений и окончательно решила уйти от него. Также о данном факте Нукенова написала своему брату, что приедет к нему ночевать, и попыталась вызвать такси, - озвучила прокурор.
К 00:30 Бишимбаев и Нукенова после распития спиртного вышли из заведения, однако Бишимбаев не отпустил Нукенову домой к ее брату, продолжил находиться на территории здания, в котором расположен ресторан. Пара выясняла отношения по причине одержимой ревности Бишимбаева. В 2:15 Бишимбаев и Нукенова вновь поднялись в ресторан через кухню, где Нукенова прошла в vip-зал номер 1, а Бишимбаев, пройдя к бару, взял бутылку игристого вина и также прошел в vip-зал, где находилась Нукенова. В это время в зале ресторана находились рабочие, которые в ночное время проводили ремонтные работы, красили стены и колонны ресторана. Находясь в vip-зале, распивая спиртное, пара снова начала ссориться, кричать друг на друга. Бишимбаев стал оскорблять супругу нецензурными словами, попрекать купленными вещами и драгоценностями.
- На что Нукенова, разозлившись, сняла с себя всю одежду, кроме нижнего белья, и украшения, бросила в зале, где они находились. На данное действие Бишимбаев разозлился и стал кулаками наносить Нукеновой телесные повреждения, - зачитала прокурор.
Находясь в холле ресторана, Бишимбаев нанес серию сокрушительных для женщины ударов кулаками по жизненно важному органу - голове, от которых Нукенова, испытывая жуткую боль, упала на пол. После чего Бишимбаев ногами, обутыми в осеннюю обувь, стал целенаправленно наносить удары по незащищенному телу и ягодицам Нукеновой. Затем, приподняв Нукенову с пола, вновь нанес удар кулаком по голове, и, схватив ее за волосы, с жестокостью волоком затащил в vip зал N 1. Нукенова, испугавшись за свою жизнь и видя агрессию Бишимбаева, закрылась в туалете vip-зала, отчего еще больше разозлила Бишимбаева, который стал выбивать дверь сначала рукой, а затем металлическим штативом из-под музыкальной колонки. Выбив дверь туалета, вытащил Нукенову и продолжил целенаправленно, причиняя ей особые мучения и страдания, то есть с особой жестокостью, наносить множественные удары кулаками и ногами по жизненно важному органу – голове и телу.
- Обхватив ее за горло, стал совершать ее удушение, от чего последняя потеряла сознание. Однако через некоторое время Нукенова пришла в себя, и, увидя это, Бишимбаев вновь начал наносить серию сокрушительных ударов по голове последней и остановился, когда убедился, что Нукенова находится без сознания и не подает признаков жизни, - заявила гособвинитель.
После этого Бишимбаев вызвал по телефону своего родственника Байжанова и приказал ему распустить персонал ресторана, отвезти телефон Салтанат домой, по пути заехать в фитнес-центр, так как на телефоне была установлена функция по отслеживанию местоположения. Также Бишимбаев распорядился удалить все записи с камер видеонаблюдения.
По словам прокурора, Байжанов в течение дня несколько раз заходил в кабинку, где лежала Салтанат, видел ее беспомощное состояние, слышал неестественные хрипы, которые издавала убитая.
Скорую помощь Байжанов вызвал лишь в девятом часу вечера.
По словам прокурора, Бишимбаев с самого начала совместной жизни с Нукеновой проявил «вспыльчивость, эгоцентризм, запретил ей общаться, встречаться с подругами и родственниками, запретил заниматься прибыльной деятельностью, сделав ее тем самым материально зависимой”.
Экс-министр постоянно ревновал свою супругу, систематически применял физическое насилие, предъявлял ей претензии по поводу ее прошлых отношений.
По словам прокурора, он мог среди ночи разбудить Салтанат и, демонстрируя ей кадры порнографических видеороликов, спрашивать, не она ли там снимается.
Также он якобы заставил Нукенову сняться на видео, будучи обнаженной. Этим видео он запугивал Нукенову, чтобы та не распространяла фотографии, сделанные после очередного ее избиения.
В результате экс-министру выдвинуто обвинение по статье 110 часть 2 пункт 1 УК «Причинение физических и психических страданий путем систематического нанесения побоев с применением насильственных действий, совершенных в отношении лица, находящегося в материальной зависимости от виновного», статье 99 часть 2 пункт 5 УК «Убийство, совершенное с особой жестокостью», статье 14 часть 2 пункт 2 – в действиях Бишимбаева усматривается опасный рецидив преступления.
Его родственник Байжанов обвиняется по статье 432 УК РК «Укрывательство преступления» и 434 «Недонесение о достоверно известном совершенном особо тяжком преступлении».
Ход защиты
Далее слово взяли защитники экс-министра, на первом заседании им удалось озвучить три ходатайства.
Адвокат Назкен Кусаинова попросила суд вернуть дело ее подзащитного прокурору для устранения нарушений.
- Уважаемый суд, прошу на стадии предварительного слушания возвратить прокурору материалы уголовного дела для устранения нарушений Уголовно-процессуального кодекса, которые не могут самостоятельно быть устранены судом. Суд также лишен возможности организовать главное судебное разбирательство, а также определить его пределы. Либо прекратить уголовное преследование подзащитного по пункту 5 части 2 статьи 99 и пункту 1 части 2 статьи 110 УК РК, - обратилась с ходатайством адвокат.
По её мнению, следствием не доказано систематическое нанесение побоев, тем более насильственными действиями.
- Материальная зависимость также не доказана с учетом того, что Бишимбаев в месяц на мелкие расходы Нукеновой перечислял более 5-6 млн тенге, имеются все перечисления, которые приложены к ходатайству, - заявила адвокат.
По мнению защиты экс-министра, следствие ранее необоснованно отказало в удовлетворении ходатайств адвокатов.
- Мы просили допросить психиатра с назначением посмертно психолого-психиатрической экспертизы с участием специалиста нарколога потерпевшей Нукеновой с истребованием медицинской карты ее отца. Мы просили установить и допросить психиатров, психологов, фамилии которых мы указывали в своем ходатайстве, допросить других свидетелей, - огласила она.
По ее словам, сторона защиты также направляла ходатайства о привлечении отца Нукеновой к уголовной ответственности, а также ее подруг, заявивших, что видели следы телесного повреждения у Нукеновой, за недонесение.
Второй адвокат Бишимбаева Талгат Балашов ходатайствовал об изменении квалификации уголовного дела. По мнению защиты, дело стоит переквалифицировать на причинение смерти по неосторожности.
Он заявил, что Бишимбаев не имел умысла на убийство своей гражданской супруги.
- Действительно в ресторане был конфликт... Все действия Бишимбаева были направлены на то, чтобы успокоить Салтанат Нукенову, - отметил Балашов.
Третий адвокат Лейла Рамазанова в течение часа зачитывала свое ходатайство, в котором указала на нестыковки в проведении судебно-медицинских экспертиз.
- При проведении первичной судебно-медицинской экспертизы факт наличия старой гематомы исключается, при проведении дополнительной полностью подтверждается. Где же истина? Как могут при проведении одной и той же экспертизы так обстоять выводы, - задалась вопросом Рамазанова.
Резюмируя линию защиты, можно сделать вывод, что адвокаты Бишимбаева настаивают на том, что Салтанат могла погибнуть в результате наличия старой субдуральной гематомы, полученной задолго до трагического дня. Бишимбаев же причинил Нукеновой легкие травмы, которые могли стать косвенной причиной ее смерти.
- Факты наличия уже поврежденного головного мозга у потерпевшей до события 9 ноября 2023 года свидетельствуют, что даже самые незначительные воздействия на область головы могли привести к последствиям. Подсудимый не знал и не мог знать о патологии у девушки в виде хронической гематомы, так как мозг уже был поврежден. Этот факт говорит о случайности последствий и неумышленных действиях подсудимого, - отметил адвокат Балашов.
Кровоподтеки и ссадины, которые были зафиксированы на теле убитой, по словам адвоката Рамазановой, квалифицируются как легкий вред здоровью…
Продолжение следует…
Предварительное слушание продолжится во вторник, в 17:00. Ожидается, что на нем свои ходатайства озвучат адвокаты второго подсудимого Байжанова, а также потерпевшая сторона.
Ulysmedia.kz следит за развитием событий.