Парадоксально: чем строже становятся правила для госслужащих, тем на более нелепых по своей дерзости нарушениях их ловят. Так, к примеру, все чаще сельские акимы стали попадаться на вождении в нетрезвом виде. Причем ни печальные примеры коллег, лишившихся своих постов (а некоторые даже свободы), ни извечное «уят болады», имеющее особую, почти сакральную силу в сельской местности, не уберегают акимов от тандема рюмки и руля.
Почему сельским акимам «море по колено», пытался выяснить корреспондент Ulysmedia.kz.
Совет по этике троицу не любит
На прошлой неделе совет по этике Агентства по делам государственной службы в Карагандинской области огласил итоги расследования в отношении акима поселка им. Габидена Мустафина Кайрата Кусаинова, которого 3 марта сотрудники Дорожно-патрульной полиции «поймали» за рулем служебного автомобиля в нетрезвом виде. Казалось бы, проступок сельского главы регулируется Административным кодексом, а с учетом того, что сам он искренне повинился и раскаялся, можно было ограничиться выговором, но оказалось, что не все в этом случае так просто.
Выяснилось, что Кайрат Кусаинов, руководивший исполнительным органом поселка им. Габидена Мустафина с 2021 года, до этого в течение 10 лет возглавлял акимат поселка Кушокы Бухар-Жырауского района и сумел дважды попасть в поле зрения правоохранителей. Первый раз сел за руль служебного авто пьяным в 2018 году. Тогда, помимо административного наказания, Кайрат Кусаинов получил еще и дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора. Второй раз – в 2020 году, когда лишенный прав на управление автотранспортом аким поселка Кушокы решил наплевать на отсутствие прав и прокатиться с ветерком на служебной машине.
Кайрат Кусаинов вполне мог бы претендовать на звание самого невезучего акима, ведь и в этот раз он был пойман сотрудниками дорожной полиции. Последние не посмотрели на должность нарушителя, оформили протокол и передали дело в суд. Однако судья, видимо, пожалел акима поселка и решил наказать его штрафом. Каким образом Кайрату Кусаинову удалось в тот раз разжалобить совет по этике, - неизвестно, но факт остается фактом: за второе административное правонарушение он был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
В этот раз Кайрату Кусаинову повезло меньше - совет по этике рекомендовал акиму Бухар-Жырауского района привлечь сельского акима к дисциплинарной ответственности в виде увольнения с занимаемой должности.
- Согласно нормам действующего законодательства, на основании решения совета по этике, акиматом Бухар-Жырауского района принято решение об увольнении акима поселка Габидена Мустафина с занимаемой государственной должности с 7 марта 2024 года, - сообщили в районном акимате.
И акима посадили, и зама посадили…
А буквально месяц назад на пьяной езде за рулем «погорели» в Акмолинской области сразу двое руководителей - заместитель акима Зерендинского района Есимхан Байгабылов и аким Викторовского сельского округа Зерендинского района Виктор Рукавишников.
Первым «погорел» зам. акима Зерендинского района. Находясь в городе Кокшетау, он сел за руль служебной машины Kia после возлияния. Дорожные полицейские, обнаружив вопиющий факт, составили протокол, а машину отправили на штрафстоянку. И хотя чиновник обвинения в употреблении спиртных напитков отрицал, 10 февраля административный суд признал Байгабылова виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 608 КоАП («Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсического опьянения»), и санкционировал его арест на 15 суток за управление автомобилем в нетрезвом состоянии.
Аким Акмолинской области Марат Ахметжанов не стал скрывать позорного факта и публично заявил, что как только проштрафившийся чиновник выйдет на свободу, его ожидает «разбор полетов» и решение вопроса о его дальнейшем пребывании на госслужбе.
Но не успел в Акмолинской области утихнуть этот скандал, как тут же возник новый – аналогичный. 17 февраля, управляя автомобилем Nissan Almera аким Викторовского сельского округа Зерендинского района был остановлен полицейским патрулем. Заподозрив неладное, стражи порядка попросили чиновника пройти тест на алкоголь и выяснили, что тот находится в легкой степени алкогольного опьянения.
А 19 февраля состоялся суд, который признал акима Викторовского сельского округа Зерендинского района Виктора Рукавишникова виновным в езде в пьяном виде и определил ему наказание в виде ареста на 15 суток, а также лишение права управления транспортным средством сроком на 7 лет.
Удалось ли сельскому акиму сохранить за собой руководящую должность, доподлинно неизвестно. Хотя на официальном сайте GOV.kz в качестве акима Викторовского сельского округа Зерендинского района по-прежнему указан Рукавишников Виктор Александрович.
Пьяный аким без прав за рулем автомобиля
Надо отметить, лихая езда акимов в нетрезвом состоянии для СКО становится недоброй традицией. 10 октября 2022 года аким Юбилейного сельского округа Беркут Шекенов был задержан сотрудниками дорожной полиции в городе Сергеевка, которые обнаружили, что чиновник управляет служебным автомобилем в нетрезвом состоянии. А при составлении протокола сделали еще одно «открытие чудное»: по данным базы МВД, Шекенову не выдавалось водительское удостоверение.
Как позже сообщила член совета по этике областного департамента по делам госслужбы Инесса Куанова, аким, отсидевший 20 суток административного ареста, пояснил сотрудникам департамента по делам госслужбы, что «после участия в сельскохозяйственной ярмарке по возвращению из командировки его пригласил на вечерний ужин в придорожное кафе ехавший вместе с ним продавец меда. За ужином они распили бутылку медовухи».
- Правда, в судебном постановлении почему-то фигурирует одна банка пива, - недоумевала Инесса Куанова.
- В любом случае этого хватило, чтобы медики установили алкогольное опьянение легкой степени. Аким полностью признал свою вину и не смог толком объяснить, как его угораздило в час ночи пьяным вести по улице города автомашину. Ночное время вождения никак не отменяет того факта, что он своими действиями поставил под угрозу безопасность дорожного движения и представлял реальную угрозу окружающим.
Совет рекомендовал уволить Шекенова с должности акима.
Женские «слабости»
Что примечательно, на аналогичном «грехе» в СКО «попалась» даже дама – аким Кырымбетского сельского округа района имени Габита Мусрепова Жанар Искакова. Чиновницу, находящуюся за рулем личного авто, остановили патрульные полицейские на одной из улиц Кокшетау в нерабочее время. Освидетельствование показало легкую степень опьянения.
- 2 апреля 2023 года около 9 часов 55 минут Искакова, находясь в состоянии алкогольного опьянения, управляла автомашиной, - поведал тогда об обстоятельствах ЧП главный специалист управления контроля департамента Агентства по делам государственной службы области Абзал Уразамбетов.
- Ее вина в совершении административного правонарушения доказывается протоколом, заключением экспертизы медицинского освидетельствования, которым установлена легкая степень алкогольного опьянения, первичными показаниями Искаковой и иными материалами дела.
Суд признал Жанар Искакову виновной в совершении административного правонарушения и лишил водительских прав сроком на семь лет. А совет по этике предложил наложить взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии или понижения в должности в связи с неполным служебным соответствием. Как оказалось, аким на тот момент имела неснятое дисциплинарное взыскание в виде замечания.
ДТП со смертельным исходом
Гораздо меньше повезло акиму Коксуского сельского округа Кербулакского района Жетысуской области Алие Бахтияровой.
2 ноября прошлого года, передвигаясь в селе Бигаш соседнего Ескельдинского района за рулем своего автомобиля Hyundai Creta, чиновница насмерть сбила девятиклассника Асыла Турсынбая, который в тот момент пересекал улицу.
И хотя женщина – аким была трезва, а в суде полностью признала свою вину и раскаялась, строгий суд признал ее виновной по ч. 3 ст. 345 УК РК «Нарушение ПДД или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшее по неосторожности смерть человека». Жанар Искакову приговорили к 2 годам и 6 месяцам лишения свободы с лишением права управлять транспортными средствами сроком на 5 лет.
При вынесении решения суд учел смягчающие обстоятельства: полное признание вины, возмещение морального и материального вреда, наличие у Бахтияровой на иждивении пятерых несовершеннолетних детей, для которых она является единственным кормильцем.
Понять и простить?
К слову, вполне возможно, что некоторые из проштрафившихся и уволенных по отрицательным мотивам акимов вскоре смогут вернуться к своим руководящим обязанностям.
В конце февраля депутаты мажилиса на пленарном заседании палаты одобрили в первом чтении поправки в закон «О государственной службе РК». Речь идёт о снятии бессрочного запрета на госслужбу для чиновников, которых уволили по дискредитирующим основаниям.
Другими словами, проштрафившимся чиновникам дадут второй шанс.
Бессрочный запрет на государственную службу для казахстанцев, уволенных за дисциплинарные проступки и дискредитацию госорганов, признали неконституционным.
Как отметил председатель Агентства по делам государственной службы Дархан Жазыкбай, проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам их приведения в соответствие с нормами Конституции РК» разработан для реализации нормативного постановления Конституционного суда от 6 марта 2023 года.
Конституционный суд отметил, что право граждан на доступ к госслужбе может быть ограничено только законами и лишь в той мере, в которой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
Суд решил, что бессрочный запрет на госслужбу для провинившихся экс-чиновников нарушает их право на свободу труда и выбора деятельности, а уволенные за дисциплинарные проступки чиновники при поиске новой работы находятся даже в худшем положении, чем казахстанцы, имеющие судимость за уголовные преступления.
Поэтому, согласно законопроекту, вместо бессрочного запрета в нем зафиксируют двухлетнее ограничение на госслужбу для проштрафившихся чиновников, а также для экс-сотрудников правоохранительных органов, специальных служб и военнослужащих, уволенных по дискредитирующим основаниям за дисциплинарные проступки. Однако право на «второй шанс» не будет распространяться на бывших судей, уволенных за профнепригодность. Экс-судьям оставят возможность трудиться в других госорганах, не связанных с судебной системой.