×
522.49
547.88
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
522.49
547.88
5.06

Новый Бюджетный кодекс: что с ним не так и какие проблемы в сфере госфинансов есть в Казахстане?

Новый Бюджетный кодекс: что с ним не так и какие проблемы в сфере госфинансов есть в Казахстане?
Коллаж Ulysmedia

На площадке Talap эксперты во время обсуждения постановили, что кризис госфинансов в стране уже на пороге. Они подробно остановились и рассказали, какие конкретно проблемы существуют в этой сфере в Казахстане и решаемы ли они.

Что говорят эксперты

Советник председателя правления АО «Halyk finance» Мурат Темирханов выделил несколько проблем бюджетной системы Казахстана. Среди них следующие:

  • Нет подотчётности по финансам всего сектора государственного управления, хотя республиканский бюджет должен включать в себя абсолютно все государственные финансы, за исключением бюджетов акиматов.

  • Парламент не регулирует все принципы и правила управления финансами всего сектора госуправления;

  • Проблемы с транспарентностью и достоверностью информации по государственным финансам;

  • У правительства крайне низкая дисциплина исполнения бюджетных планов, при этом наши правила не соответствуют лучшей мировой практике;

  • Низкое качество экономических прогнозов для составления среднесрочного бюджета страны, а это приводит к постоянным корректировкам бюджета и неверному планированию;

  • Среднесрочное государственное планирование социально-экономического развития страны оторвано от среднесрочных бюджетных лимитов, из-за этого правительство постоянно залезает в Нацфонд.

При этом в проекте нового Бюджетного кодекса появилось определение – «государственные финансы». Спикер положительно оценил это нововведение, так как оно подразумевает все доходы, расходы, активы и обязательства всего сектора госуправления.

Что касается регулирования принципов и правил управления финансов, то Мурат Темирханов отмечает, что на сегодняшний день в Казахстане есть два ключевых законодательных документа – Бюджетный кодекс и Концепция управления государственными финансами. Это создаёт конфликт интересов и снижает роль парламента в бюджетной системе.

«Глава государства является частью исполнительной власти и он регулярно инициирует рост бюджетных и внебюджетных государственных расходов для экономического и социального развития страны. Если же правила использования Нацфонда мешают такому росту государственных расходов, то правила просто изменяются указами президента без обсуждения экономической целесообразности таких изменений в парламенте», – отметил он в докладе.

Если говорить о правилах учёта и отчётности по госфинансам, то в случае установления самостоятельного установления их исполнительными органами, возникают искажения и разного рода манипуляции с информацией. Должны быть чёткие правила, которым необходимо следовать. Как пример он привел, что три года назад утвердили лимит на рост госрасходов и другое, но эти правила ни разу не соблюли.

Резюмируя, Бюджетному кодексу, который уже приняли в первом чтении, Мурат Темирханов дал «очень негативную» оценку.

«Есть определенные улучшения на уровне проектного финансирования, межрегионального, но фундаментальные проблемы, из-за которых 100% будет кризис, (он есть. – Авт.) уже сейчас, (не решаются. – Авт.). Мы тратим много, в долги и влезаем, заимствуем много», – сказал он.

Директор Центра прикладных исследований «Talap» Аскар Кысыков солидарен со своим коллегой.

«Если взять комплексный подход для системы госфинансов, какую роль играет государство в системе финансов, то общая сумма доходов более 40 трлн и почти 40% ВВП. Роль государства очень высокая. Участие внебюджетных фондов растёт, но при этом они выведены из всех подбюджетных процедур: ЕНПФ, ОСМС. Сейчас 3,3% ВВП страны перераспределяется через эти фонды, хотя по сути они являются налогами, поскольку это обязательные платежи. У нас увеличивается нагрузка на фонд оплаты труда. И большинство из этой нагрузки происходит вне бюджета. Сейчас нагрузка на фонд оплаты труда составляет 36%, но вырастит до 41%, что выше в странах ОЭСР. Это гигантское наказние работодателей за то, что они создают рабочие места», – отметил он.

Аскар Кысыков также подчеркнул, что роль «Самрук-Казына» как квазигоссектор должна играть большую роль в пополнении бюджета, но организация такой роли не играет: в бюджет поступает только 10-15% от чистого дохода, а остальное – на другие цели, в основном социальные.

Ещё одна проблема – хронический дефицит бюджета: мы тратим активы, а не сберегаем. И, как результат, госдолг вырос на 77%.

«Если взять Национальный фонд и госдолг отнять, и взять чистый актив, мы близки к нулевому показателю. У нас чистый актив – это 1,6% ВВП, 1,9 триллиона тенге. И вопрос такой: нам тратить или сберегать? По сути, нам уже нечего тратить, потому что наши долговые обязательства уже сравнялись с тем, что мы имеем в накоплениях. Если учитывать долг квазигоссектора, это почти 7 триллионов тенге, и есть из них часть выражены в долларах, то у нас баланс уже отрицательный: мы должны больше, чем у нас есть активов. В результате расходы на обслуживание госдолга уже выросли за последние 5 лет в 2,7 раза, и уже в этом бюджете запланировано 2 триллиона тенге на обслуживание госдолга», – объяснил эксперт.

«За последние три года расходы бюджета выросли на 60%. Это серьёзный рост. Нужно понять, на что выросли расходы, на что мы стали больше тратить. Мы разложили этот прирост расходов, но основные статьи – это образование, социальное обеспечение и обслуживание долга. Когда мы смотрим на структуру бюджета, (то приходим к выводу. – Авт.) это очень важное направление, но если посмотреть на структуру этого прироста, то 80% его приходится на текущие затраты, не на развитие. Мы их просто проедаем, но никак не вкладываемся в развитие», – сказал директор Центра прикладных исследований Тalap.

Он убеждён, что 2/3 бюджета нужно оптимизировать. Ещё одна проблема – низкая собираемость налогов.

«Если посмотреть на исполнение республиканского бюджета по этому году, наблюдается недоплата налога. Почти 20% недобираем, и по всем ключевым налогам есть неисполнение плана поступлений», – подчеркнул он.

Руководитель аналитического центра Desht Куаныш Жаиков выразил несогласие с тем, что бюджет в основном тратится на текущие расходы.

«Бесплатное образование, здравоохранение, в том числе, которое мы имеем, это вот сидит в той части, которая 65%: мы 35% отдаем людям напрямую, но мы еще и создаем вот эти косвенные блага. Не знаю, насколько можно их отнести к непродуктивным, потому что это базовая функция государства этим заниматься, то есть оно делает это именно так. Я вижу, что у государства за последние годы другого выбора не было. Я не верю, что мы сократим расходы или заморозим их рост, потому что невозможно финансировать общественные блага и инфраструктуру на такой огромной территории с низкими налогами, в целом с низкими доходами и расходами», – сказал он.

Что говорят приближённые к власти

Советник премьер-министра Алишер Кожасбаев согласился, что необходимо целеполагание. Но добавил, что устал посещать подобные мероприятия, где перечисляют проблемы, о которых известно, и они достаточно простые. При этом правительство открыто к дискуссии и поиску решения наболевших вопросов.

«Давайте по-настоящему будем дискутировать и искать вместе решение, которое сейчас правительство тоже пытается искать. Эти все проблемы, которые перечислили, они известны. В ём тогда наше стратегическое целеполагание, как будем выходить (из ситуации. – Авт.) – первое. Второе – что конкретно делать с бюджетным кодексом? Секвестр? (пропорциональное сокращение средств, предусмотренных бюджетом, в условиях преодоления его дефицита. – Авт.) Я совсем недавно сидел в этом же экспертном сообществе и говорил: «Давайте секвестрировать». Потом посмотрел на этот бюджет, а что секвестрировать? Особенно когда по регионам поездишь, посмотришь на этих людей, попробуйте им сказать, что секвестрировать надо. Попробуйте, не уедете с этого региона», – сказал он.

При этом он выразил согласие с тем, что необходимо работать над доходами, качеством выполнения работ и человеческого капитала.

«Качество выполнения работ, качество человеческого капитала и издержки на единицу эффективности, я считаю главной проблемой сегодня вообще роста экономического, социального, благосостояния», – отметил Алишер Кожасбаев.

Также он поделился своей личной точкой зрения, что необходимо отменить ежегодный таргет по ВВП.

«Он рождает целую кучу проблем. У нас реальные доходы населения падают, а ВВП растет. Ччего стоит такой рост ВВП? Зачем? Где качество этого роста? Где структурные изменения экономики? В конечном итоге, любая экономика для человека, где рост благосостояния. Но из-за того, что нам ставят такие таргеты, приходится их достигать. Их приходится достигать, соответственно, отсюда нам потом приходится начинать рассказывать, что да, у вас оказывается с Нацбанком не срастается политика, а оказывается у нас инфляция растет, как будто мы сами не знаем, честное слово, уровень населения падает», – объяснил эксперт.

Он предложил создать композитный индекс, который бы включал в себя ВВП, инфляцию, рост доходов населения, а также призвал обсудить эту идею.

Алишер Кожасбаев добавил, что также выступает за общественный контроль, но компетентный.