Вопрос строительства АЭС в Казахстане обсуждают уже не первый год. Кто-то категорически против атомной станции из соображений безопасности, а кто-то убеждён, что без доступной энергии страну ждёт глобальный кризис. Президент Токаев предложил вынести вопрос строительства АЭС на референдум, но достаточно ли казахстанцы осведомлены, чтобы голосовать за или против станции.
Журналист Ulysmedia.kz обратился за разъяснениями к Тимуру Жантикину – руководителю компании «Казахстанские атомные электрические станции», которая как раз и занимается разработкой проектной документации для объектов атомной промышленности, проведением инженерных изысканий и исследованиями. Специалист объяснил, кто, где и когда планирует строить АЭС и есть ли у казахстанцев альтернатива.
Кто?
О том, что строительством АЭС будут заниматься казахстанские специалисты, не идёт и речи. Поручить ответственное дело решили иностранцам, но кому именно? По словам Жантикина, в шрот-лист потенциальных поставщиков вошли ведущие разработчики современных атомных реакторов из Китая, Южной Кореи, России и Франции.
В 2022 году проекты прошли актуализацию и теперь казахстанская сторона детально изучает каждое предложение. Оцениваются технические и экономические показатели, а также возможность подготовки операционного персонала, условия обслуживания, уровень локализации, возможности финансирования и другие параметры.
Кто именно будет строить казахстанскую АЭС – пока неизвестно, по крайней мере официально. Но обслуживать станцию в любом случае придётся казахстанцам.
- Обслуживание будет обязанностью казахстанской компании, эксплуатирующей АЭС, с привлечением к отдельным работам специалистов организации-разработчика. Электро-энергетическая часть – это турбины, генераторы, технологическая обвязка, системы управления и многое другое оборудование станции за исключением реактора и его систем, будут обслуживаться казахстанскими специалистами, – объяснил Жантикин.
Глава КАЭС уверяет, что опыта у нас достаточно. В Актау успешно эксплуатируют первый в мире атомный реактор на быстрых нейтронах в составе Мангистауского атомного энергокомбината, а в казахстанских вузах студенты практикуются на трёх исследовательских реакторах и критическом стенде.
Где?
Изначально специалисты определили две возможные локации для строительства АЭС – город Курчатов в Абайской области и посёлок Улкен в Алматинской области. Участки выбирали исходя из частоты разрушительных природных явлений, гидрометеорологических условий, влияния на животный, растительный мир и гидрографию района.
В итоге миссия МАГАТЭ сочла село Улкен более подходящей локацией, поскольку там уже есть рабочий посёлок, пруд-охладитель, железнодорожная станция, дробильная установка и бетонный узел. Во времена СССР на берегу Балхаша планировали построить Южно-Казахстанскую ГРЭС. Завершить проект не удалось, а часть подготовленной инфраструктуры осталась.
Жители села Улкен строительство АЭС поддерживают, но не все. Населенный пункт, который изначально должен был развиваться за счет энерго-добычи, давно пришёл в запустение. Местные жители надеются, что строительство АЭС даст толчок инфраструктурному развитию региона.
Против выступают рыбаки, они опасаются, что АЭС негативно скажется на флоре и фауне Балхаша. А если из озера уйдёт рыба, многие сельчане лишаться последнего заработка.
Когда?
Точную дату проведения референдума пока не определили. Но согласно предварительному плану, который предоставили «Казахстанские атомные электрические станции», голосование должно состояться уже в 2024 году.
- Мы надеемся, что в случае положительного решения на референдуме, правительство одобрит выбранный нами район строительства. После этого нужно будет определить поставщика АЭС, доработать ТЭО и вынести его на госэкспертизу – это займет полтора-два года. Затем документы ТЭО и заключение госэкспертизы направят в правительство, которое должно принять решение о строительстве. После этого мы можем начать разработку проектно-сметной документации станции и снова представим документы на госэкспертизу. Сама стройка занимает 5-6 лет в зависимости от выбранного проекта, – описал механизм Тимур Жантикин.
При таком раскладе строительство АЭС начнут примерно в 2029 году, а ввод в эксплуатацию состоится не раньше 2035 года.
Зачем?
На протяжении 30 лет Казахстан спокойно существовал без атомной энергии, так почему же сейчас стране понадобилась АЭС? Как говорят эксперты, всё дело в энерго-дефиците.
По данным министерства энергетики, в стране работают около 220 электрических станций, при том, что средний уровень износа оборудования примерно 56 %. Согласно прогнозам ведомства, к 2030 году стране понадобится 28,2 гигаватта электроэнергии, а энергетическая инфраструктура сможет обеспечить всего 22, и это с учётом ввода новых мощностей.
Покрыть дефицит можно только двумя способами: либо создавать новые источники энергии, либо втридорога закупать электричество за рубежом.
Это безопасно?
Специалист по атомной энергетике не скрывает: аварии на АЭС случаются. После всем известного Чернобыля была Фукусима, ещё раньше – авария на АЭС “Три-мейл Айленд” в США. И это ещё не самые значительные аварии на промышленных объектах. Но особенность атомной энергетики в том, что все аварийные ситуации, даже самые незначительные, подлежат открытому обсуждению. Материалы в открытом доступе и ознакомиться с ними может любой желающий – это и хорошо, и плохо. Ведь кто-то может использовать информацию для различных спекуляций, особенно по вопросам обеспечения безопасности.
- Все аварии произошли на реакторах 2-го поколения, поэтому мы и рассматривали только проекты реакторов поколения 3 и 3+, имеющих повышенную безопасность и улучшенные экономические показатели. В современной атомной энергетике вероятность тяжелой аварии составляет 10-7 события в год – это значит, что если бы АЭС эксплуатировалась 10 млн лет, то возможно была бы одна авария с тяжелыми последствиями. Такого низкого показателя сегодня нет практически нигде, – пояснил Жантикин.
Глава КАЭС добавил, что АЭС не должна навредить ни здоровью населения, ни окружающей среде. Но 100-процентную гарантию никто дать не может, как и в любой другой отрасли.
А если нет?
Жантикин признаёт, что далеко не все казахстанцы поддерживают строительство атомной станции, поэтому результаты референдума непредсказуемы. Специалист считает, что если страна откажется от проекта, то может столкнуться не только с энергетическими, но и с экономическими проблемами. Особенно с учётом обязательств по зеленой трансформации и достижению углеродной нейтральности к 2060 году.
В РК уже неоднократно обсуждали вопрос постепенного замещения угольных станций на атомные, ведь получить финансирование для проектов на ископаемом топливе сегодня проблематично. Также нависает вопрос введения «углеродного налога», который может существенно подорвать экспортные возможности страны, считает специалист.
- Хотя большинство поддерживает намерение правительства развивать этот сектор энергетики, у ряда жителей есть вопросы по безопасности и экономической целесообразности строительства АЭС. В основном это связано с общей радиофобией и недостаточной информированностью, – заявил Тимур Жантикин.
Другие варианты
Чтобы люди пошли на голосование с "открытыми глазами", важно уточнить, что АЭС – далеко не единственный способ добычи энергии. У страны есть альтернатива: развитие угольной и газовой генерации со сниженными выбросами. Ведь в Казахстане можно добывать не только уран. Правда такие способы добычи энергии не решают проблему выброса парниковых газов.
- Есть технологии с улавливанием СО2, но с точки зрения экономики пока они под вопросом. Также, кстати, как и бездумное развитие возобновляемых источников энергии, за поддержку развития которой платит национальный бюджет и организации нашей энергосистемы. Но это уже тема для другого разговора, – считает Тимур Жантикин.
Тимур Жантикин, как специалист по атомной энергетике, закономерно считает иные способы добычи энергии менее целесообразными. Но казахстанцам, предстоит, взвесив все «за и против», сформировать собственное мнение.