×
491.7
531.28
5.07
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
491.7
531.28
5.07

Кто покрывает контрабандистов Мангистау?

24.05.2024, 20:40
Кто покрывает контрабандистов Мангистау?
Коллаж Ulysmedia

В морском порту Актау почти год стоит арестованный танкер, который пытался вывезти из Казахстана дизельное топливо в Азербайджан, передает Ulysmedia.kz.

В прошлом материале корреспондент Ulysmedia.kz разбирался в том, какие проблемы предстоит решить в Мангистауской области и смогут ли на это повлиять недавние кадровые перестановки в Мангистауской области. Главная нефтяная область страны действительно нуждается в новом импульсе развития, о чем также подчеркнул политик Айкын Конуров, по его словам регион страдает не только от экологических и техногенных проблемы, также он отмечает разбитую инфраструктуру, снижение доходов и качества жизни наших граждан. При этом, регион по сути своей богатый, здесь добывается более 30% нефти страны. Почему так происходит? Одна из главных причин: коррупция и, соответственно, приоритет местных властей в сторону интересов отдельных олигархов, а не народа. На этой неделе в социальных сетях разгорается новый скандал. 15 мая актауский активист Жаркын Курентаев сообщил на своей странице о том, как из морского порта Актау годами осуществлялась контрабанда топлива в соседний Азербайджан. Как это происходило и кто понесет ответственность? 

Непотопляемый танкер

Как заявляет Жаркын Курентаев, сейчас в Актауском морском порту уже год как стоит арестованный танкер с необычным названием “Мелиана”, им владеет ТОО «БатысНефтеТрэйд». Название компании показалось нам знакомым, но к этому вернемся позже. Так вот, танкер этот стоит заполненный нефтепродуктами. Арест судна произошел на прошлой неделе,  в Комитете национальной безопасности Республики Казахстан отметили, что для этого пришлось привлечь Службы специального назначения «А», и даже прокуратуру  Туркестанской области. Так, совместными усилиями был пресечен незаконный канал вывоза казахстанских нефтепродуктов за рубеж, в том числе по морю. 

«На территориях городов Астана, Шымкент, Туркестанской и Мангистауской областей проводятся необходимые следственно-оперативные мероприятия. В соответствии со статьей 201 Уголовно-процессуального кодекса иная информация в интересах следствия не подлежит разглашению», — подчеркнули в ведомстве. При этом во всех сопроводительных документах в качестве груза фигурируют печное топливо, сам продукт произведен на нефтеперерабатывающей компании ТОО «Mangystau Oil Refining», расположенной в Мангистауской области Казахстана. То есть, объясняет Курентаев, под видом печного топлива «БатысНефтеТрэйд» пытался вывезти дизельное топливо.  К слову, в среднем разница по рынку в цене составляет 30-40%. ДТ стоит дороже. Как правило, это связано с более широкой областью применения. Другой решающий момент — налогообложение. У печного топлива оно ниже, поэтому оно и стоит дешевле. 

Отмечается, что груз должен был следовать по поручению государственной нефтяной компании Азербайджана Socar Trading. Активист подчеркивает, что силовой захват нефтяного танкера произошел уже в открытом море, а после судно было отбуксировано обратно в порт Актау.  ”Уголовное дело расследуется и на на сегодняшний день находится на контроле у КНБ по Мангистауской области. До этого, дело находилось в Департаменте экономических расследований по Мангистауской области, которое уже давно они должны были расследовать. Они заволокитили это дело, пытались закрыть. По всей видимости, этот департамент выступал в роли защиты интересов этой компании-поставщика ТОО «БатысНефтеТрэйд», а также в интересах какого-то олигарха, который пытался ограбить Казахстан. Но уж точно никак не защищало интересы государства”, - сетует активист. 

Не в первый раз

Генеральным директором ТОО «БатысНефтеТрейд» соглсано открытым данным значится Берик Боранбаев, кстати, он был четырежды судим, два раза – за кражу. Его бизнес-партнер - глава ТОО «Н-Таир» Рафаэль Вагапов, в прошлом он был замначальника финансовой полиции Мангистауской области. Удивительные карьерные повороты.  Сама же компания не в первый раз попадает под подозрение в контрабанде энергоресурсов.  В 2018 году против компании было возбуждено уголовное дело по подозрению в контрабанде нефти и нефтепродуктов, а потом внезапно закрыто, компания активно судилась, не желая признавать за собой долг за сверхнормативное хранение принадлежащих ей углеводородов. При этом уголовное дело было закрыто, потому что Служба экономических расследований ДГД Мангистауской области не нашла экспертов, чтобы установить, что именно за продукты хранило ТОО «БатысНефтеТрейд» - нефть, мазут или просто нефтесодержащие отходы. 

“ТОО «БатысНефтеТрэйд» занимается экспортирование нефти депарафинизированной в Республику Азербайджан. Покупателем является национальная компания Socar (Азербайджан). В 2017 году было экспортировано 152 373 тонны, в 2018 году 120 605 тонны депарафинизированной сырой нефти”, - отмечается в постановлении о прекращении уголовного дела от 29.12.2018 года. Совпадение ли, что тогда нефтепродукты также отправлялись компанией в Азербайджан, получателем был тот же Socar? 

По словам активиста Курентаева и в случае с арестованной “Милеаной” следственные органы снова могут провести экспертизу.  “Может и не хотят, так как в таких случаях, когда органы не могут произвести экспертизу на определение печное это топливо или дизельное - можно просто обратится в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина в Москве. Но  этого не было сделано. Поэтому напрашивается вопрос: может просто они не хотят? Может кто-то богатый и влиятельный смог замылить глаза следствию?”, - задается вопросом активист. По словам Курентаева, одной из причин почему следствие не могло произвести экспертизу следствие называет то, что печное топливо при температуре -20 градусов замерзло. “Вы не ослышались. Что это за топливо такое, которое замерзает при низких температурах?”, - восклицает активист.

Активист, как и СМИ задаются вопросом - почему «БатысНефтеТрэйд» удается избегать уголовных дел и они случайным образом закрываются? “Почему же эта же компания стала часто менять место регистрации? Видимо чтобы платить меньше налогов? То адрес меняют на Алматы, то Актау, то Шымкент. Причем азербайджанская нефтяная компания Socar тоже не раз фигурировала в уголовных делах в Казахстане и все время тишина. Очевидно, что некие олигархи ведут свою игру, а органы подыгрывают им, и те, действуют как хотят. Они наносят ущерб стране”, - заявляет Жаркын Курентаев. 

Напомним, запреты на вывоз бензина и дизеля из Казахстана вводят и продлевают регулярно. Впервые такие ограничения утвердили в феврале 2022 года — изначально они действовали для всех видов транспорта. Впоследствии условия запрета смягчили, теперь он касается только автомобилей. Однако, многие по-прежнему продолжают это делать. 

Ulysmedia.kz продолжит следить за событиями из Мангистауской области..