×
474.72
515.17
5.58
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
474.72
515.17
5.58

А «если бабахнет?»: как Минэнерго Казахстана готовит население к референдуму по АЭС

Коллаж Ulysmedia

Многие эксперты неустанно повторяют, что без АЭС Казахстану ну никак и якобы только атомная станция решит вопросы энергодефицита. А для убедительности напоминают - некоторые наши электростанции родом из прошлого века и давно выработали свой ресурс. Строительство атомной станции поддерживает и Минэнерго. В предверии референдума, на котором народ должен высказать свое мнение по этому поводу, ведомство пытается отстоять свою версию. На одном из форумов, на котором собрались стейкхолдеры, то есть заинтересованные лица, побывала корреспондент Ulysmedia.kz и выяснила, что чиновники готовы выехать с разъяснениями в регионы, но только по приглашению местных активистов.

Свет по часам как в 90-ых

Управляющий директор по развитию НЭС АО «KEGOC» Алмаз Саухимов озвучил неутешительную цифру: продолжительность ремонтов на электростанциях выросла на 40%. Но это проблемы не решает – аварийность всё равно растет. Только в прошлом году зафиксировано 234 нештатных ситуации.

   - Энергогенерирующее оборудование эксплуатируется более 50 лет, поэтому восстановительные работы не успевают за техническим развитием. Рост потребления ежегодно возрастает на 3-4%, в дальнейшем поднимется от 30 до 35%. В этой связи строительство атомной станции просто необходимо, – выдвинул свои аргументы Саухимов.

Генеральный директор Союза инженеров-энергетиков Марат Дуакиров не скрывал эмоций и несколько раз повторил, что страна в глубоком дефиците по мощности.

   - Если взять прошлый год, мы выработали 112 млрд киловатт-часов, а 115 млрд - потребили. Мы в дефиците не по электроэнергии, мы в глубоком дефиците по мощности. Возьмем южный регион, а это 50% населения Казахстана - Алматы, всё, что ниже озера Балхаш на 55% в дефиците по электрической мощности. Его результат почувствуем в ближайшие два–три года. В виде отключений и ограничений, – предупредил Дуакиров.

ВИЭ не панацея

Он сомневается, что проблему решат возобновляемые источники энергии.   

   - Мы подписали Парижское соглашение, согласно которому к 2050 году должны сократить парниковые выбросы на 50%, а к 2060 году прийти к углеродной нейтральности. Как мы к этому придем? Возобновляемыми источниками? Сознание казахстанцев усыпили тем, что нужно делать упор на ВИЭ. Но нельзя идти по этому ложному пути, – считает энергетик.

По его версии, ВИЭ нельзя противопоставлять АЭС.

   - ВИЭ – это тот детеныш, который вылез из детских штанов, и они сегодня ведут себя нагло - противопоставляют вопросам строительства АЭС. Просто несопоставимые вещи, – отметил он.

Выработка электроэнергии должна соответствовать нескольким принципам:

  • бесперебойность;
  • надежность;
  • качественность;
  • предсказуемость;
  • доступность.

Однако ни под один из этих принципов ВИЭ не подходит, полагает Марат Дуакиров. Например, в прошлом году средняя цена возобновляемой энергии составила 32 тенге за кВт/час, а традиционными электростанциями – в среднем 14 за кВт/час. Кроме того, у ВИЭ нет накопителей электроэнергии.

   - Если сегодня собрать все пропеллеры и солнечные коллекторы ВИЭ, которые сегодня установлены в Казахстане - территории Астаны будет мало. Вы можете себе представить? Это же не простое железо, которое можно на металлолом пустить. Где затраты на утилизацию, почему никто не предусматривает? У них срок службы – 15 лет. Если все деньги собрать, которые потратили на строительство ВИЭ в Казахстане, стоимость ВИЭ будет в три раза дороже, чем строительство АЭС, – объяснил свою позицию Дуакиров.

Директор департамента атомной энергетики и промышленности Минэнерго Гумар Сергазин это мнение не поддержал, но в кулуарах подтвердил, что суммарно стоимость ВИЭ идентична строительству АЭС.

   - У последней есть очень важное преимущество – срок службы с продлением может достичь 100 лет, тогда как срок службы ВИЭ меньше в разы – максимально 20 лет, - сказал Сергазин.

В гонке атомных станций побеждают соседи

Гендиректор ТОО «Казахстанские атомные электрические станции» Тимур Жантикин считает, что без атомной энергетики базовая генерация – окажется под вопросом. Он не сомневается, что без этого бесполезно говорить об устойчивом развитии страны.

   - Если раньше наши соседи были позади или наступали на пятки, то сегодня они опередили Казахстан. Буквально на днях Узбекистан подписал с Россией соглашение о строительстве атомной станции. Меморандум в этом направлении подписали Кыргызстан и Таджикистан. При этом разделить строительство с Узбекистаном и возвести АЭС на две страны не вариант: сосед строит её для себя.

Чем завлекает Россия

По словам директора департамента атомной энергетики и промышленности Минэнерго Гумара Сергазина сейчас рассматривают строительство АЭС большой мощности, как минимум на 2200 мегаватт на один реактор. В шорт-листе подрядчики из Кореи, Франции, России и Китая.

Гендиректор ТОО «Казахстанские атомные электрические станции» Тимур Жантикин отметил, что российские подрядчики имеют некоторые преимущества. Будут ли они строить нам АЭС – пока неизвестно.

   - Российские подрядчики имеют свои преимущества. Это знакомая технология, плюс они дают пакет хороший: подготовка кадров, обслуживание сервисное, вплоть до того, что они могут и топливо дать. Но топливо должно быть наше, потому что мы добываем очень много урана в Казахстане, и было бы нехорошо, если мы еще начнем где-то покупать топливо. Можно подписаться, а потом висеть сто лет на крючке, то есть зависеть от топлива, – объяснил Жантикин.

При этом французская и китайская компании тоже могут использовать топливо, которое производит «Казатомпром».

АЭС нам обойдется в круглую сумму: от 10 до 15 миллиардов долларов. Но поддержание, операционные расходы даже ниже, чем у угольной станции.

Сколько энергия атома будет стоит казахстанцам

Тимур Жантикин на вопрос о том, сколько будет стоить для казахстанцев электроэнергия от АЭС, сказал следующее: 

   - Мы считаем только приведенную себестоимость генерации электроэнергии. По этому показателю у нас получается от шести и выше центов за кВт/час. Если рассматривать реальные цены в мире, то в США один кВт/час стоит три цента, в Пакистане – шесть центов на новом реакторе и два цента на старом, – сказал он.

   - Как показывает практика, тариф на электроэнергию от АЭС намного дешевле. Конечно, если мы будем брать грантовое финансирование, мы должны будем в первые годы отбивать его через тариф. Но в рамках модели Единого закупщика - это будет неощутимо. При этом мы больше не будем испытывать дефицита электроэнергии в пиковые часы. Казахстан перестанет зависеть от поставок из России, – перечислил преимущества Сергазин.  

«А если бабахнет?»

Тимур Жантикин в свою очередь отметил безопасность АЭС.

   - Нам говорят, что у вас котлы на станциях взрываются, а если ваша АЭС бабахнет? Мы смотрим на современные реакторы, на которых применяется принцип эшелонированной защиты. Там керамическое топливо, стальные трубки, усиленный корпус, и сверху это накрывается железобетонным куполом - контейнером. Он выдерживает падение самолета снаружи и вплоть до взрыва. Основное его назначение – удержать внутри продукты при самых невероятных авариях, – объяснил энергетик.  

Сейчас, по его словам, вероятность наступления аварии – один случай на 10 миллионов лет. Так как реактор работает до 100 лет, то вероятность взрыва минимальная

АЭС «выпьет» всю воду?

АЭС планируют построить на Балхаше. Некоторых беспокоит возможность возникновения водного кризиса, который может усугубить ситуацию на АЭС.

   - Все говорят, что мы Балхаш осушим. Но для двух реакторов мощностью 1200 МВт нужно всего 63 млн куб. в год – это 0,03% испарения Балхаша. Есть также технология «сухой градирни». Ее рассматривали в Узбекистане. Они будут строить АЭС на месте, где воды меньше, чем у нас. Технология «сухой градирни» – это как у вас в машине вода никуда не уходит, ее по кругу гоняют, она охлаждается воздухом, – успокоил Жантикин. 

Хотите узнать больше – проявляйте инициативу

Решение о строительстве АЭС будут принимать по результатам референдума. Сейчас заинтересованные лица ведут информационно-разъяснительную работу.

   - Дедлайна пока нет. Как глава государства отметил, будет проводиться референдум с проведением общественных обсуждений. Как раз мы эту работу сейчас и проводим. Мы уже провели в шести регионах публичные обсуждения: в Костанайской, Северо-Казахстанской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской областях, а также в Туркестане и Шымкенте, – перечислил Сергазин.

По его словам, сотрудники Минэнерго готовы выехать куда угодно, однако, чтобы услышать их аргументы в пользу строительства АЭС, активисты-общественники должны чиновников пригласить.

   - Кто к нам обращался, допустим, можно сказать, нас атомщиков не так много, поэтому мы не можем сейчас охватить весь регион, если мы должны уехать, то тогда целый блок работы можно остановить. Поэтому, когда к нам обращаются общественники, приглашают нас в тот или иной регион, мы берем экспертов, выезжаем и проводим информационную и разъяснительную работу. Все зависит от местного населения, – рассказал он.

Ulysmedia.kz, учитывая важность вопроса, отправил корреспондента на общественные слушания в Улкен – подробности встречи здесь.

Новости партнеров