Аэропорт Алматы, который на протяжении чуть ли не тридцати лет упоминали только в негативном контексте, первым в Центральной Азии получит сертификат программы Excellence in Design for Greater Efficiencies (EDGE). Речь идёт пока только о терминале, но, как говорится, главное начать и процесс пойдет.
Руководство международного аэропорта заверяет, что строили на совесть и использовали только качественные материалы и передовые методы снижения выбросов парниковых газов, шума, света.
Еще одно новшество, на которое обратила внимание редакция Ulysmedia.kz, это открытость менеджмента и желание обсуждать с журналистами проблемы, долгое время находившиеся под грифом «секретно».
Что построили
Новый терминал построили с соблюдением требований сейсмической и пожарной безопасности; он, как обещают, способен выдержать землетрясение магнитудой до 10 баллов. На площади 53,5 тыс. кв. метров установлено 50 стоек регистрации, две стойки fast-track, 5 киосков саморегистрации, 5 стоек baggage drop-off. Багаж будет обрабатывать французская система Alstef, через которую каждый час могут пропускать 2,25 тыс. единиц багажа на вылет и 3,9 тыс. на прилет. Пропускная способность терминала – 24 тыс. пассажиров в час на вылет, 33 тыс. на прилет. Телескопические трапы нового терминала могут принимать одновременно до семи бортов.
С учетом реновации действующего терминала общая пропускная способность аэропорта увеличится до 14 млн пассажиров в год, заверяет руководство аэропорта.
Критика – двигатель прогресса
Президент международного аэропорта Алматы Гокер Косе не скрывает, что знаком с критикой, которая обрушилась на компанию: в соцсетях выражали недовольство дизайном, кому-то не понравился сервис.
- Мы готовы к критике, она как раз и помогает развиваться. Но при таком быстром переезде в новый терминал сложно было избежать разных неприятностей. И если бы мы не перешли на ускоренные темпы, то пришлось бы отменять еще больше рейсов. Объясню и трещины, о которых говорят: само здание возведено на основе железобетонных конструкций с соблюдением всех правил безопасности, в том числе и сейсмики, – оно проходит нормальный процесс усадки. Поэтому все, что потрескалось, мы заменим, для нас здесь нет никаких неожиданностей. Что касается эскалаторов – это тоже решаемая проблема. Мы неполадки, которые неизбежны при переезде в новое здание случаются, стараемся сразу устранять.
Гокер Косе подчеркнул, что практически заново пришлось устанавливать многие технологические цепочки.
- Я даю слово, что скоро все разрешится и вы потратите не более 45-50 минут после посадки самолета, прежде чем забрать багаж. Это норма немного превышает стандарт, но со временем, думаю, тоже уменьшится.
Аэропорт как городские ворота
Гокер Косе знаком с непростой историей алматинского аэропорта и говорит, что сейчас у него появилась возможность стать авиахабом.
- Алматы в принципе может рассчитывать на хорошие перспективы. Если мы говорим о будущем, как у международных хабов, к примеру, аэропортов Стамбула или Франкфурта, для этого нам необходим местный перевозчик, на которого мы можем полагаться. В данном случае это будет «Эйр Астана». Компания TAV поддерживает проекты грузовых перевозок truck-to-air и air-to-air projects чтобы сделать Алматы и центром грузовых авиаперевозок.
Также проведена работа по привлечению новых зарубежных авиакомпаний. Количество международных авиалиний увеличилось с 21 до 35. Это позволило расширить географию международных направлений до 67 в 2023 году. Также было увеличено общее количество рейсов (ATM) с 57 тыс. (2021г.) до 79 тыс. (2023 г.).
Ожидается, что с запуском безвизового режима с КНР и увеличением туристического потока из Юго-Восточной Азии количество рейсов и направлений будет расти.
Деньги
В проект нового международного пассажирского терминала было инвестировано более 220 млн долларов. Первоначально планировали сдать его под конец лета 2024, но в связи со стремительно увеличивающимся пассажиропотоком и в целях предоставления максимального комфорта и удобства пассажирам в период летнего отпускного периода все работы были ускорены и терминал начал принимать первые рейсы с 1 июня.
- В мировой практике такие переезды встречаются редко. Например, открыть новый терминал в Европе очень сложно – на это потребуется не менее пяти лет. В Алматы мы уложились в два года. Поэтому я горжусь своей командой, которая сейчас решает еще одну проблему, связанную со взлетно-посадочной полосой. Сейчас мы можем посадить 14 самолетов одновременно, 16 самолетов могут влетать одновременно. Но когда завершатся все работы, это число увеличится до 80.
Кто будет обслуживать аэропорт
Гокер Косе говорит, что сейчас состав команды строителей и наладчиков все время меняется, но когда работы будут завершены, в команде будут работать местные и иностранные специалисты, их число не будет превышать 20 процентов.
- Мы глобальная компания, поэтому у нас работают граждане из Франции, Индии, Турции. Если есть местные – они работают постоянно.
Приятные мелочи и не только
В новом терминале на каждом этаже предусмотрены комнаты матери и ребенка, необходимые удобства для людей с ограниченными возможностями, детская игровая зона, сo-working зона и отведено место для домашних питомцев. Также здесь собираются открыть музей казахстанской гражданской авиации и истории аэропорта Алматы.
Для паспортного контроля установлено 20 кабин в зоне вылета, 32 кабины в зоне прилета, 4 кабины по системе автоматизированного пропуска в зоне вылета-прилета для граждан Казахстана.
Была открыта отдельная парковочная зона на 226 мест на территории ВИП-Южный, расширена территория общей парковки. Проработаны маршруты передвижения транспорта, расширена и удлинена эстакада для вылетающих пассажиров. В целом парковочная зона была увеличена на 46%. Все работы планируется закончить уже к 15 августа 2024 года.
История
TAV Airports заключил сделку с компанией Тимура Кулибаева Venus Airport Investments B.V., за $415 млн в мае 2020 года.
TAV Airports - публичная компания, листингуется на Стамбульской фондовой бирже.
Президент международного аэропорта Алматы Гокер Косе в холдинге TAV Airports работает 20 лет. В 2017 году стал директором по инвестициям и финансовому планированию Groupe ADP и руководил инвестиционными проектами аэропортов Шарль де Голль и Орли в Париже. Он также занимался вопросами развития бизнеса GMR Airports, индийского подразделения Groupe ADP.
Гокер Косе окончил Ближневосточный технический университет, имеет степень MBA Босфорского университета в Стамбуле.