С утра до вечера 26 июня апелляционная коллегия столичного суда рассматривала жалобу адвокатов экс-министра нацэкономики Куандыка Бишимбаева, которого ранее приговорили к 24 годам тюрьмы за убийство гражданской супруги Салтанат Нукеновой, а также его родственника Бахытжана Байжанова, осужденного к четырем годам лишения свободы за укрывательство этого преступления.
Заслушав все стороны, коллегия в составе председательствующего судьи Ергалиевой, судей Баяхметова и Нурмухановой оставила приговор суда первой инстанции без изменений.
Почему сторона защиты не смогла убедить судей апелляционной коллегии в том, что судья Айжан Кульбаева при рассмотрении дела допустила процессуальные нарушения, - в материале корреспондента Ulysmedia.kz.
На что жалуемся?
В первой половине дня судьи заслушивали адвокатов Куандыка Бишимбаева. Первым на трибуну вышел Ерлан Газымжанов, который заявил, что не согласен с приговором, вынесенным судом первой инстанции с участием присяжных заседателей его подзащитному, и потребовал переквалифицировать дело. По его мнению, деяния Бишимбаева подпадают под статью 106 «Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть по неосторожности», а потому наказание должно быть смягчено в связи с изменением квалификации по статье «Истязания». Он потребовал отменить приговор и направить дело на новое рассмотрение в одном составе.
Выступление Газымжанова было эмоциональным и бодрым. Основным лейтмотивом его выступления было обвинение судьи Кульбаевой в пристрастности, а ход разбирательства судом первой инстанции – в «обвинительном уклоне». Он заявил о необоснованном исключении из разбирательства допустимых доказательств; необоснованном отказе стороне защиты в исследования доказательств; существенном нарушении уголовного процессуального законодательства; нарушениях при формировании коллегии присяжных заседателей; обсуждении вопросов, не подлежащих обсуждению в присутствии присяжных заседателей, некорректной формулировке вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями и т.д.
Особый упор в своем выступлении адвокат Газымжанов сделал на действия присяжного заседателя № 4, которая, по его словам, «раскрыла себя в соцсетях, вела переписку с различными пользователями о ходе судебного процесса, а также подписывалась на страницы участников процесса и экспертов, то есть, получала информацию, имеющую отношение к рассматриваемому делу из сторонних источников».
Примерно в таком же ключе звучали выступления других адвокатов Бишимбаева – Назкен Кусаиновой и Лейлы Рамазановой. Обе они заявили, что не согласны с решением суда первой инстанции, считают его несправедливым и незаконным.
«Правда никому не нужна»
Куандык Бишимбаев также получил возможность выступить в суде. И хотя в время выступлений своих защитников он сидел с отрешенным и уставшим видом, получив слово, немного оживился и поддержал доводы адвокатов.
- От себя хотел добавить, что моей стороне и мне не было дано возможности представить доказательства моей в меньшей степени вины, - заявил он.
- Я об этом неоднократно говорил во время суда. Нам не дали толком даже ознакомиться со многими материалами. Правда, я так понял, никому не нужна. Решение уже было вынесено заранее. Поэтому все уже было сказано. Мне остается сказать только, что я поддерживаю позицию своих адвокатов.
Защита второго осужденного Бахытжана Байжанова также не согласилась с приговором суда первой инстанции. Его общественный защитник заявила, что обвинения против ее мужа строились на его собственных показаниях.
- Так как Байжанов - единственный кормилец, защитник семьи, сидит за решеткой за недоказанное обвинение, а я в данный момент нахожусь в декретном отпуске и у меня нет возможности выйти на работу, у нас есть кредиты, ипотеки, в этом году наш старший сын идет в школу, и все финансовые расходы, воспитание детей - все легло на мои плечи. Старший сын недавно дважды перенес операцию под наркозом. Это все очень сильно влияет на здоровье, чтобы ему восстановить иммунитет, за ним нужно постоянно ухаживать. В связи с этим прошу вас отменить приговор в полном объеме. И направить дело на новое судебное разбирательство, - сформулировала суть своего обращения к апелляционной коллегии жена Байжанова.
Бахытжан Байжанов поддержал доводы своих адвокатов и общественного защитника. Он также попросил отменить приговор в полном объеме и направить дело на новое судебное разбирательство. В отличие от Бишимбаева, он заметно волновался.
- Я прошу вас внимательно пересмотреть факты моего дела, прошу вас сделать все возможное, чтобы правосудие восторжествовало, и чтобы каждый человек, вне зависимости от обстоятельств, мог рассчитывать на справедливое и равноправное отношение в суде.
Мои надежды и будущее моей семьи теперь в ваших руках”, - почти с отчаянием в голосе зачитал он.
По мнению Байжанова, он был осужден незаконно, и потому приговор в отношении него следует полностью отменить.
«Пусть продаст Lexus!»
Представители потерпевшей стороны держались уверенно и спокойно.
- Наказание, назначенное судом, в полной мере соответствует требованиям, поэтому я прошу апелляционные жалобы оставить без удовлетворения, а приговор суда оставить без изменений, – с таким месседжем выступил адвокат Игорь Вранчев.
Выступление брата убитой Бишимбаевым Салтанат Нукеновой было более подробным. Айтбек Амангельды уточнил, почему именно считает доводы, изложенные в апелляционных жалобах осужденных и их защитников, несостоятельными.
- Для начала я хочу сказать, что полностью поддерживаю возражения всех своих представителей, - сообщил он.
- И я буду очень краток, чисто по процессуальным нормам, которые заявляются как нарушение.
Далее Айтбек Амангельды перечислил основные тезисы из речи адвокатов Бишимбаева и привел контраргументы.
В частности, например, об экспертизе московских специалистов.
- Выводы московских экспертов признали недопустимыми, однако, сторона защиты впоследствии использовала российскую экспертизу в рамках прений и даже материалы для демонстрации, напечатанные и увеличенные.
Он также напомнил о том, что требование адвокатов самостоятельно открыть телефон Бишимбаева судья удовлетворил. Но как только адвокат Газымжанов завладел телефоном, «его руки вместе с телефоном ушли под стол, и он начал производить какие-то действия. Именно поэтому ему запретили использовать телефон самостоятельно».
- Если обратить внимание на сегодняшнее выступление адвоката, то это выступление не касалось апелляционной части по процессам и по моментам УПК, а представляло собой повторный пересказ всех фактов суда, которые уже обсуждались, - заявил потерпевший.
Неубедительным он нашел и заявление жены Байжанова о том, что ее супруг является кормильцем, и у семьи теперь не хватает денег.
- В открытых источниках доступна информация о том, какой объем имущества Бишимбаева зарегистрирован на Байжанова, включая то, что его жена имеет доступ к этому имуществу. Более того, тот Lexus, на котором она каждый день приезжала в суд, вполне можно продать и прожить на вырученные деньги в течение четырех лет, - не без сарказма заметил Амангельды.
Дойдут до ООН?
Под конец рабочего дня апелляционная коллегия, заслушав всех участников процесса удалилась в совещательную комнату, а выйдя оттуда, объявила свое решение.
- Судебная коллегия постановила: приговор специализированного межрайонного суда по уголовным делам города Астаны от 13 мая 2024 года, постановленный с участием присяжных заседателей, в отношении Бишимбаева Куандыка Валихановича и Байжанова Бахытжана Амирхановича оставить без изменения, апелляционные жалобы осужденных, их адвокатов и защитников — без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу с момента оглашения, — объявила председательствующая судья Шынар Ергалиева.
Суд указал на то, что решение может быть обжаловано в кассационном порядке.
- Судебные акты могут быть обжалованы, опротестованы в кассационном порядке в Верховном суде Республики Казахстан по мотивам, влекущим ухудшение положения осужденных, в течение одного года со вступления приговора в законную силу; по основаниям, влекущим улучшение их положения, — срок неограничен.
Председатель апелляционной коллегии отметила, что суд не нашел существенных нарушений Уголовно-процессуального кодекса при проведении первого процесса, в связи с чем оснований для отмены приговора и направления дела на новое судебное разбирательство не установила.
А после окончания процесса защитник Куандыка Бишимбаева Назкен Кусаинова заявила о том, что останавливаться и сдаваться адвокаты осужденных не намерены.
- Мы обратимся в Верховный суд, мы исчерпаем все инстанции в Казахстане и будем обращаться в международные организации — Комитет по правам человека (ООН), - сказала она.