На протяжении десятилетий 6 июля с размахом праздновала вся страна, отождествляя личность своего президента не только с образом современной столицы, но и со всем Казахстаном. И это неудивительно – портреты Нурсултана Назарбаева украшали улицы, парки, школы, институты, названные его именем. А если объект и не носил полное имя Лидера Нации, то как минимум имел приставку «Нур». Либо – принадлежал членам его большой и недружной семьи.
Парадокс эпохи Назарбаева заключался в том, что именно он в далеком 1987 году стал автором смелого высказывания о том, что «руководитель не должен десятилетиями занимать один и тот же высокий пост. Любой авторитаризм в Казахстане - это путь в никуда». А, получив неограниченную власть, установил в стране настоящий культ личности.
Каким образом молодой, умный и шустрый металлург превратился в диктатора, на много лет превратившего независимое государство в свою «вотчину», - разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.
Нестыковочки…
Выхолощенная биография Нурсултана Назарбаева в период его правления была настолько растиражирована в СМИ, что сегодня отделить «глянец» от правды в полной мере уже невозможно. Тем не менее некоторые нестыковки и «белые пятна» в официальной истории становления Лидера Нации обращали на себя внимание оппозиционных СМИ и общественников и раньше.
Так, например, известно - родившийся 6 июля 1940 года в маленьком предгорном селе Чемолган Каскеленского района Алма-Атинской области Казахской ССР в семье Абиша и Альжан Назарбаевых мальчик по имени Нурсултан знал свою родословную до 12-го колена.
При этом президент Назарбаев на заре правления в своей книге «Без правых и левых» (1991 г.) с некой гордостью заявлял о незнатном происхождении:
- В последнее время мода кичиться «пролетарским» происхождением неожиданно сменилась другим поветрием: искать и во чтобы бы то ни стало находить у своих предков «голубую» кровь. Не было ее в нашем роду никогда. Я – сын, внук и правнук чабанов, то есть не из дворян.
Хотя тут же подчеркивалось: если предки Нурсултана Абишевича по отцу действительно были простыми пастухами, то мать выросла в семье муллы. И по ее линии в роду Нурсултана значились легендарные герои. Так, его прямым предком в восьмом колене назывался Карасай батыр – один из батыров войска Есим-хана, совершивший множество подвигов в войне казахов с джунгарами.
Но в 2016 году родословная Елбасы претерпела еще более глобальные изменения. В информационном пространстве страны вдруг громом прозвучала новость:
- Казахстанские ученые-генетики доказали прямую наследственную связь между президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым и великим правителем древности Шынгысханом.
И хотя утверждение звучало довольно абсурдно (какие ученые проводили ДНК-тест? Где и как брали генетический материал для сопоставления?), сам президент эту новость опровергать не стал.
По партийной линии
Также история умалчивает о том, почему вдруг, окончив семь классов, младший сын Назарбаевых из теплого Чемолгана отправился в суровый город Темиртау. Если на строительство нового металлургического комбината, то чем сын и потомок чабанов мог помочь стройке века?
Но, как видно, был в парне потенциал, который сумело разглядеть руководство Карметкомбината, коль уж направило его учиться на металлурга в ПТУ Днепродзержинска. Вернувшись в 1960 году на Карагандинский металлургический комбинат, Назарбаев, согласно официальной биографии, в течение 10 лет успел поработать чугунщиком разливочных машин, горновым доменной печи, диспетчером и газовщиком. По воспоминаниям старых рабочих, шустрый парень у домны если и стоял, то совсем недолго, а очень быстро стал продвигаться сначала по профсоюзной, а затем по партийной линии.
Окончив в 1967 году вечернее отделения втуза при Карагандинском металлургическом комбинате, он получил специальность «инженер-металлург». А в 1973 году был избран секретарем парткома своего комбината.
Через пять лет Назарбаев занял пост секретаря Карагандинского обкома партии. Говорили, что именно в этой должности он был замечен первым секретарем Компартии Казахстана Динмухамедом Кунаевым, и с этого момента его политическая карьера резко пошла в гору.
В 1979 году Назарбаев стал секретарем Центрального Комитета Компартии Казахстана, а еще через пять лет – председателем Совета министров Казахской ССР. В 1989 году он – уже первый секретарь Центрального Комитета Компартии Казахстана. Тогда же он был единогласно избран народным депутатом и стал председателем Верховного Совета Казахской ССР. 14 июля 1990 года Назарбаев уже член Политбюро ЦК КПСС, а в 1981-м член Центральной ревизионной комиссии КПСС.
В нужное время в нужном месте
Поворотным моментом в жизни и политической карьере будущего Елбасы стали Декабрьские события 1986 года. Тогда в столице республики начались беспорядки, также известные как Желтоксан – массовые выступления казахской молодежи в знак протеста против решения Михаила Горбачева о снятии с должности первого секретаря Компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева и замене его на Геннадия Колбина, который до этого никогда не работал в Казахстане.
Известно, что сам Кунаев видел своим преемником Назарбаева – молодого и активного казаха, который на тот момент возглавлял Совет министров республики.
Примечательно, что по воспоминаниям очевидцев событий Желтоксана, Назарбаев наряду с другими официальными лицами Казахстана осудил «проявления казахского национализма». Но, уже будучи главой независимой страны, вдруг проникся глубоким пониманием того момента и стал позиционировать себя едва ли не как лидером протестных выступлений казахской молодежи.
Нурсултана Назарбаева, как отмечали многие его соратники, отличала восточная мудрость, хитрость и умение оказаться в нужное время в нужном месте. Судя по дальнейшему его восхождению, это утверждение было верным. 22 июня 1989 года Нурсултан Назарбаев был избран на пост главы республики, а 24 апреля 1990 года стал ее президентом после того, как Верховный Совет Казахской ССР принял закон об учреждении соответствующего поста.
Немного о хорошем
Нельзя отрицать - за три десятилетия своего руководства страной Назарбаев успел сделать многое. По его инициативе страна отказалась от атомного арсенала, оставшегося ей в наследство после распада СССР (был уничтожен ядерный полигон в Семипалатинске и ликвидированы все ядерные боеголовки).
В 1997 году столица республики была перенесена с юга на север – из Алма-Аты в Акмолу, которая позднее была переименована в Астану. Во время правления Назарбаева Казахстан вошел в состав многих международных организаций, в том числе ОДКБ, ШОС, ОБСЕ. Кроме того, именно Назарбаев выступил инициатором создания Евразийского экономического сообщества (с 2015 года – Евразийский экономический союз), Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии и др.
При Назарбаеве Казахстан превратился в одну из самых экономически развитых и успешных стран СНГ. Ему удалось относительно легко вывести страну из кризиса 90-х, избежав кровопролития и национальных конфликтов.
Однако он же со временем превратил молодой Казахстан, его богатые полезными ископаемыми недра в «источник доходов» для себя и своих многочисленных родственников. Члены семьи Назарбаева, также войдя во вкус, предпочитали вести роскошный образ жизни.
Откуда богатства?
В 2022 году зарубежное издание The Telegraph заявило, что Нурсултан Назарбаев использовал зарегистрированную в Великобритании холдинговую компанию Jusan Technologies, чтобы сохранить и контролировать почти $8 млрд активов, накопленных за его 30-летнее правление в Казахстане.
По данным издания Metro, в Великобритании у Назарбаева есть и роскошный особняк, который он приобрёл в 2008 году за £50 млн. И это не единственная недвижимость семьи.
Если верить другим источникам, одна из дочерей политика, Динара, купила замок Бельрив недалеко от Женевы. Стоимость недвижимости в 2019 году оценивалась в $63 млн. В статье также говорилось, что у Динары есть и другой особняк в Швейцарии, который она купила в 2009 году за $75 млн.
The Telegraph в январе 2008 года рассказывал о растратах другой дочери Назарбаева, Алии. Мол, девушка вывезла из Казахстана $300 млн из личного бюджета и приобрела в Лондоне имущество. По данным журналистов, Алия купила частный самолёт Challenger Bombardier за $25 млн, дом за £8,75 млн, предназначенный для получения вида на жительство в Великобритании, а также 51% акций швейцарского банка.
Уже в наши дни, после того как Нурсултан Абишевич отошел от власти, стало известно о финансовых делишках (сопряженных с криминалом) других его родственников – брата Болата, сестры Анипы, племянников - Кайрата Сатыбалды и Самата Абиша.
Семейные тайны
Пожалуй, самой печальной стала история старшей дочери диктатора – Дариги. Ее первый муж и отец детей, бывший замглавы КНБ Рахат Алиев из-за неудачной попытки «приватизации» власти попал в опалу и до конца жизни был вынужден скрываться на чужбине. Его книга «Крестный тесть», в которой он осмелился приоткрыть завесу над многочисленными неприглядными тайнами Семьи, стала самым большим следом, оставленным им в жизни…
Саму же амбициозную Даригу прочили в преемницы отца, но что-то, как говорится, пошло не так. В 2017 году ее сын Айсултан впервые публично признался, что страдает наркотической зависимостью. В 2019 году он получил год условно за нападение на полицейского в Лондоне. Айсултана также приговорили к 140 часам общественных работ и 20 обязательным сессиям по продолжению лечения от наркотической зависимости, а также обязали выплатить штраф в £1000 и возместить ущерб на £5000. В августе 2020 года внук экс-президента скончался. Тогда причиной смерти назвали остановку сердца. Но некоторые предположили, что смерть наступила по естественным причинам, вызванным кокаиновой зависимостью.
Айсултан сильно выделялся на фоне остальных членов семьи Назарбаевых. Занимался футболом, в политику не стремился и уехал в Лондон. Уже оттуда он начал изливать душу, заявляя, что не может тянуть тайны семейства в одиночку. В соцсетях он обвинил свою мать Даригу и ее нового мужа Кайрата Шарипбаева в коррупции. Якобы те начали плести интриги против его тестя Кайрата Боранбаева. Свою семью Айсултан называл «жадной и ненасытной» до денег и власти и даже попросил политического убежища в Лондоне, опасаясь за свою жизнь после резких высказываний.
А после перед смертью Айсултан и вовсе заявил, что Нурсултан Назарбаев ему не дед, а отец.
- Моя мать держала деда на крюке из-за того, что я его сын, - писал он в соцсетях.
Седина в бороду…
Впрочем, любовь к эпатажу неожиданно проявилась и у дедушки Айсултана – уже после того, как он снял с себя бремя президентства. В прошлом году к 1 декабря он выпустил книгу «Моя жизнь. От зависимости к свободе», в которой неожиданно признался в… двоеженстве. В книге он рассказал историю своего знакомства с «Мисс Казахстан-1999» Асель Исабаевой, ставшей для него не только «младшей женой», но матерью двоих его сыновей – Таумана и Байкена.
При этом писатель признался, что его первая жена Сара Алпысовна благословила его союз с юной соперницей.
- Когда после рождения Таумана я приехал в Алматы, повинился перед ней и рассказал все как есть, эта представительница уважаемой династии вновь проявила благородство. «Младенец — ангел. Пусть дитя будет счастливым», — сказала тогда Сара. Мои дочери тоже поняли меня правильно.
Подобный случай — суровое испытание для любой женщины, но природа такого великодушия Сары Алпысовны мне как будто известна. Я уже говорил, что ее дедом был именитый в Сарыарке бай по имени Конакай. Оказывается, у него не было сыновей. Он уже разменял седьмой десяток, когда его байбише — старшая жена — сосватала юную девушку и женила его на ней. На счастье, та родила сына, которому дали имя Алпыс. Кто знает: быть может, Саре вспомнился тот давний обычай предков, и потому она с широкой душой восприняла свершившийся факт?.. Во всяком случае, она не бросилась терзать мою и без того измотанную душу, – говорится в книге первого президента Казахстана.
Многие эксперты и аналитики после ее выхода гадали – что это за камингаут такой? То ли «благословение» на многоженство, то ли попытка легитимизировать своих сыновей как будущих претендентов на власть…
Убить дракона
Разумеется, мы согласны с тем, что время рассудит роль Назарбаева в истории Казахстана. Но в заключение хотелось бы привести цитаты из статьи, написанной им для журнала «Дружба народов» в далеком1987 году.
- Руководитель не должен десятилетиями занимать один и тот же высокий пост. Нет той мобильности. Желание «казаться» на своем месте в конечном итоге создает ореол непогрешимости. Тут нужен временной ценз. И, само собой разумеется, гласность. Это лекарство от всех болезней. Вопрос состоит в моем искреннем убеждении, что любой авторитаризм в Казахстане - это путь в никуда. Только свободное демократическое общество будет гарантом нашей стабильной счастливой жизни в недалеком будущем.
- Каждый должен делать то, что он может делать хорошо, высокий пост занимать не по протекции, а по способностям, и получать не за должность, а за дело. К сожалению, привычка брать больше, чем ты заслужил, прочно въелась в иных руководителей. Чем иначе объяснить, что в то время, когда в Казахстане остро ощущалась нехватка больниц, поликлиник, родильных домов, огромные деньги разбазаривались на строительство помпезных административных зданий, музеев, бань (возведение одной такой бани обошлось в несколько миллионов рублей!..), дворцов и других так называемых престижных объектов. А сколько в областных центрах возникло разного рода резиденций, роскошно обставленных, шикарно отделанных! На их строительство незаконно отвлекались средства из госбюджета, все это скрывалось от глаз народа, тщательно камуфлировалось.
- Вот оно-то, время, и проверило многих наших руководителей на прочность! В том числе и Кунаева. Протекционизм, упоение властью, самовосхваление — было. Огромные его портреты во всех городах и селах, конторах, школах, вузах — даже в бомбоубежищах! — в какой-то мере отождествляли его имя с судьбой Казахстана. Отсюда безнаказанность, нарушение законности, затушевывание проблем, нарушение норм социальной справедливости. Грубое пренебрежение ленинскими нормами подбора и расстановки кадров, выдвижение земляков, угодников, подхалимов – было. А с другой стороны - благодушие, просчеты в интернациональном воспитании молодежи, – все это не могло не вызвать деформации общественного сознания.
- Пышные юбилеи, парадный стиль руководства, помпы, фимиам — вот антураж авторитарности. Гласность ей не нужна, гласность обнажает ее ничтожность, казенщину, серость, неспособность оригинально мыслить, принимать смелые решения, идти по революционному пути. Эволюция, медленная, затратная — вот ее удел.
Читая эти строки, невольно вспоминается притча о том, как рыцари ходили убивать дракона, жившего в глубокой пещере и «кошмарившего» местных жителей. Каждый из них побеждал чудовище, но, увидев его несметные богатства, сам становился следующим драконом…