На помощь правоохранителям, которые открыто признают, что против интернет-мошенников у них нет более действенного приема, чем профилактика, спешит Нацбанк. Месяц назад он объявил о создании Антифрод-центра, который объединит все финансовые организации, правоохранительные органы, а также операторов сотовой связи для противодействия остапам бендерам, орудующим на просторах глобальной сети и ежедневно разными уловками затягивающим доверчивых граждан в кредитную кабалу, общая сумма которой исчисляется числом с девятью нулями.
Что это за инновационное «цифровое чудо» Нацбанка и сможет ли оно стать реальным заслоном от онлайн-мошенников, - разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.
Что такое Антифрод-центр?
Официальный пресс-релиз с анонсом создания Антифрод-центра появился на сайте Национального Банка Казахстана 4 июня этого года. В нем говорилось, что правление Нацбанка готовит проект постановления «Об утверждении требований к порядку осуществления деятельности центра обмена данными по платежным транзакциям с признаками мошенничества и его взаимодействия с лицами, участвующими в его деятельности».
- Антифрод-центр будет представлять из себя технологическую платформу, к которой будут подключены финансовые организации, правоохранительные органы, а также операторы сотовой связи, - сообщала пресс-служба Нацбанка.
- Платформа будет включать в себя обмен данными между субъектами финансового рынка в режиме реального времени по мошенническим операциям, включая подозрительные операции с соответствующей маркировкой.
Основной задачей Антифрод-центра называлось «обеспечение защиты средств граждан от мошеннических операций, оперативное реагирование на мошеннические транзакции и их своевременная блокировка”.
Анонсировалась и дата запуска чудо-платформы - 22 июля текущего года. Именно в этот день вводится в действие новый закон по вопросам цифровизации.
Плюс биометрические технологии…
IT-умы Нацбанка уверяют: в Антифрод-центре будут аккумулироваться данные по мошенническим операциям, а у банков второго уровня и МФО появится возможность блокировки подозрительных операций в режиме реального времени. Выявлять и оперативно реагировать на мошеннические транзакции, блокировать по ним средства, обмениваться информацией финансовые организации и правоохранительные органы смогут в режиме нон-стоп.
Кроме того, по замыслу авторов идеи, создание такой платформы позволит формировать и вести единую базу мошеннических операций и аналитику платежных транзакций.
Кстати, весь этот год пройдет под знаком «стоп онлайн-мошенничеству!». С 20 августа 2024 года начнет действовать законодательный запрет на выдачу онлайн банковских займов и онлайн микрокредитов без проведения биометрической идентификации клиента. Главный финрегулятор страны на подзаконном уровне устанавливает требование проводить проверку liveness при выдаче кредитов посредством интернета.
Что такое liveness? Это технология, которая позволяет отличить живого человека от маски или дипфейка, когда мошенники пытаются использовать записи чужого голоса или фото для входа в личный аккаунт человека, например, чтобы получить доступ к банковским счетам. Благодаря биометрической технологии liveness таких атак можно избежать.
Лучше дольше, но безопасней?
Далее. В этом году в Egov была запущена функция добровольного отказа от кредитов. С 1 сентября 2024 года казахстанцы, подписавшие такой отказ, будут освобождаться от погашения кредита, если вдруг мошенники оформят его на них.
С 1 октября 2024 года закон обяжет БВУ и МФО передавать сведения по поступившим заявлениям на оформление кредита в кредитное бюро в режиме реального времени. Полицейские уже давно отметили склонность онлайн-мошенников к «кредитному шоппингу», когда они вынуждают свою жертву практически одновременно оформлять займы в нескольких кредитных организациях, и просили банки обновлять чаще кредитные истории. Банки, по их словам, навстречу шли, но очень медленно.
До октября 2022 года обновление кредитной истории осуществлялось в течение 15 дней, после этой даты банки и МФО (за исключением кредитных товариществ и коллекторских агентств) в обязательном порядке стали передавать сведения о новых выданных займах в кредитные бюро в течение 1 рабочего дня, а последующие обновления любой информации о заемщиках - в течение 10 рабочих дней. Таким образом сокращалось количество случаев «кредитного шопинга», когда сами клиенты или мошенники в течение короткого времени могли получить кредиты в нескольких финансовых институтах. Сокращалось, но не исключалось, ибо мошенники стали действовать быстрее и наглее.
Обновление кредитной истории в режиме «нон-стоп», которое вступит в действие с 1 октября этого года, по мнению и банкиров, и полицейских, значительно усложнит онлайн-аферистам их криминальную деятельность.
Игра стоит свеч!
А еще новый закон обяжет кредиторов приостановить начисление вознаграждения и претензионно-исковую работу на весь период проведения следственных мероприятий по мошенническим кредитам. Банк или МФО должны будут прекратить требования к клиенту в случае, если судом установлен факт мошенничества.
Эти новшества казахстанцы воспринимают с оптимизмом, который разделяют и эксперты в области финансов.
- Насколько я понял из новостей, главной задачей центра будет сбор данных по мошенническим операциям и субъектам, чтобы блокировать подозрительные транзакции онлайн, - говорит финансовый аналитик Расул Рысмамбетов.
- Раньше у АРРФР было много информации, но мало полномочий, и им приходилось прибегать к помощи правоохранительных структур, чтобы уже постфактум бегать за деньгами. И, скорее всего, на следующий день деньги уже искать бесполезно.
Инициативу Нацбанка по созданию Антифрод-центра финансовый аналитик назвал «отличной».
- Когда при выдаче кредита внедрят проверку – не используют ли мошенники чужие фото и голос, и если кредит выдан незаконно, то человек, на которого оформили кредит, будет освобожден от его выплаты, это потенциально сделает проверку при выдаче кредита чуть дольше, но безопаснее. Такие меры повысят уровень безопасности финансовых операций и доверие к финансовым институтам. Правда, банки уже активно используют часть этих инструментов. Вероятно, каким-то банкам, чтобы активнее идти в розницу, потребуется инвестировать в IT-инфраструктуру, однако дело того стоит, - заключил Рысмамбетов.
P.S. Бесспорно, новые методы борьбы с интернет-мошенничеством, которые анонсирует Нацбанк, прогрессивны и хороши. Вопрос только в том, как будут исполняться законодательные поправки в реальности, насколько «бесперебойно» будет работать Антифрод-центр, и насколько оперативно платформа, созданная Нацбанком, сможет реагировать на ежедневно прогрессирующие IT-технологии, которые тут же берут на вооружение онлайн-аферисты.