В пятницу Нацбанк Казахстана принял очередное решение о снижении базовой ставки. По уже сложившейся традиции после объявления решения глава Нацбанка Тимур Сулейменов вышел на пресс-конференцию к журналистам, в ходе которой ответил на все животрепещущие вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики страны. Ulysmedia расскажет об основных месседжах этой пресс-конференции.
Почти 1,5 часа Сулейменов отвечал на вопросы журналистов, касающиеся судьбы курса тенге к доллару, причин «осторожности» снижения базовой ставки, перспектив слияния KASE и AIX и другие.
Здесь все-таки стоит заметить, что нынешний глава Нацбанка один из немногих руководителей госорганов в стране, если не сказать единственный, кто не брезгует на постоянной основе встречаться с представителями СМИ и отвечать на вопросы, в том числе и неудобные, которые волнуют все казахстанское общество. Нынешняя ситуация с ростом доллара в Казахстане, критика представителей депутатского корпуса за малозначительное снижение базовой ставки не стали исключением для Сулейменова, он вышел к СМИ и ответил абсолютно на все вопросы, при этом не подгоняя ни свою пресс-службу, ни журналистов свойственными для чиновников отговорками: «я тороплюсь, у меня скоро важное совещание/встреча».
Возвращаясь к сути, самым ожидаемым стал вопрос курса тенге к доллару и судьба нацвалюты…
“Американские горки” тенге
Итак, что же стало причиной таких резких скачков курса доллара к тенге? По слова Сулейменова, в первой половине года, когда курс достигал 440-450 тенге за доллар, было «переукрепление» нацвалюты за счет того, что правительство взяло слишком много денег из Нацфонда, чтобы покрыть свои недочеты по налогам.
«Основным фактором переукрепления тенге было то, что под влиянием фискальных проблем, к сожалению, недопоступления по налогам у Минфина, у правительства, приходилось больше брать трансфертов из Нацфонда. То есть, на текущий момент почти 80% трансфертов было реализовано. Когда ты реализуешь трансферты из Нацфонда, ты берешь валюту, приносишь ее на внутренний рынок и продаешь. Когда на рынке появляется больше предложения валюты, естественно, курс ее припадает, он уходит вниз. Именно это и влияло на переукрепление тенге в первой половине этого года», - объяснил глава Нацбанка.
Сейчас же тенге по отношению к доллару приблизился к своим фундаментальным значениям, отметил он.
При этом Сулейменов призвал общество не заморачиваться на долларе, а больше переживать за тенге.
«Каждый раз, когда меня будут спрашивать про курс доллара, я буду посылать этот месседж: мы живем в Республике Казахстан, у нас национальная валюта — тенге. Мы ведем расчеты, получаем зарплату, кладем на депозит и получаем кредиты в тенге. Поэтому нас должен волновать именно наш тенге, какая инфляция у нас складывается. Курс доллара должен нас волновать, может, в информационных целях, экспертных целях и когда мы выезжаем за границу», - заявил он, повторив потом этот посыл еще несколько раз.
Как сложится курс во второй половине года, однозначного ответа на этот вопрос не последовало.
Возможно, не исключил глава Нацбанка, правительство вновь обратится к Нацфонду за валютой в целях выполнения всех социальных обязательств перед гражданами, и этот фактор окажет влияние на курс.
«Вероятность такая есть, да, что трансферты потребуются для балансировки бюджета, для выполнения всех социальных и иных обязательств правительства перед нами всеми. Это может влиять на курс в понижательном направлении, что курс доллара от этого может уйти опять, как в первом полугодии. Мы этого не исключаем», - ответил Сулейменов.
Базовая ставка 14,25% – решение «ни о чём»?
Как уже отмечалось, в пятницу Нацбанк принял решение снизить базовую ставку на 25 базисных пунктов, до 14,25% годовых с коридором +/- 1 п.п. Этот шаг вызвал критику представителей депутатского корпуса, в частности, депутата фракции партии «Ак Жол» Азата Перуашева. По его мнению, Нацбанк «топчется на месте - предприниматели загибаются под неподъёмными процентами по кредитам, отечественное производство падает, растёт импортозависимость экономики».
На критику депутата председатель Нацбанка заявил, что решение является сбалансированным и нацелено, прежде всего, на снижение инфляции.
«Ак жол” — это партия промышленников и предпринимателей, но наша страна не ограничивается только предпринимателями, у нас абсолютное большинство людей это не предприниматели. Это либо наемные работники, студенты, и дети, и пенсионеры и так далее, а инфляция распространятся на всех. Для тех людей, которые получают заработную плату, стипендию, работают от заработка к заработку, любое повышение на любой товар - хоть продовольственный, хоть не продовольственный, это значительная часть их доходов и расходов. И игнорировать их, естественно, мы не можем. Мы в угоду тому, чтобы удешевить кредиты, снижать базовую ставку – не можем и не будем, нам необходимо снижать инфляцию. И мы будем принимать те меры, которые направлены на снижение инфляции», - заявил на это Сулейменов.
Нацбанк на то и национальный, что он должен учитывать интересы всего населения, - парировал также он.
Как санкции США на Мосбиржу сорвали планы по слиянию KASE и AIX
Также глава Нацбанка в ходе пресс-конференции прокомментировал планы по объединению бирж AIX и KASE, порученное президентом страны уже почти год назад.
По его словам, объединение бирж поставлено «на стоп» из-за присутствия в составе акционеров KASE санкционной Мосбиржи. Напомним, 13% акций казахстанской KASE находится в руках Мосбиржи.
«Как вы знаете, один из акционеров KASE – «Московская биржа» - попала под санкции. Исходя из того, что один из акционеров под санкциями, это практически не реализуемо. Поэтому, до тех пор, пока эта ситуация сохраняется, вопрос поставлен на стоп», - отметил он.
Вопрос по выкупу акций KASE у Мосбиржи также пока открыт.
Цифровой тенге: миф или реальность?
Цифровой тенге, по информации Сулейменова, уже обретает реальные формы и обращение. В настоящее время расширены сферы его применения.
«Мы сейчас делаем пилот по трансфертам из Нацфонда. У нас есть железнодорожный проект, по нему запущен цифровой тенге, базы смарт-контракта и деньги, которые проходят, они идут уже цифровым тенге. Это работает сейчас. Такую же работу мы проводим с министерством сельского хозяйства по программе «Ауыл аманаты», чтобы деньги, которые в виде субсидий приходят, приходили в виде цифрового тенге. Кто получает, как расходует, правильный ли расход, чтобы это было видно. То же самое делается по промышленным субсидиям, и как раз на госзакупки тоже будем распространять», - поделился планами глава Нацбанка.
Повышение КПН для банков до 25%: все «за» и «против»
Сулейменов также прокомментировал вопрос о возможном повышении КПН для банков до 25%. Глава Нацбанка инициативу не поддерживает и считает, что банки должны находиться в том же налоговом режиме, что и основная экономика.
«Банки – это высокорегулируемые организации, у нас на 20 млн человек всего 21 банк. Их доходы и расходы рассматриваются практически под лупой. Банки – это кровеносная система любой экономики, поэтому мы считаем, что они должны быть под таким же налоговым режимом, как и другие сферы. Если правительство и парламент будут говорить, что повышают КПН для всех предприятий до 25%, тогда и мы не будем против, потому что это системное горизонтальное решение. Но если такая ставка будет только для банков, то мы против», – заявил он.
Следующее решение по базовой ставке Нацбанк страны примет 29 августа. В этот же день состоится традиционная встреча председателя Нацбанка с представителями СМИ. Ulysmedia будет держать в курсе событий!