×
494.87
520.65
4.91
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
494.87
520.65
4.91

Без шума и дыма: спасут ли экологию Казахстана модные электрокары

22.07.2024, 08:48
Без шума и дыма: спасут ли экологию Казахстана модные электрокары
Коллаж Ulysmedia

На днях президент Касым-Жомарт Токаев установил законные льготы для владельцев электрокаров и простимулировал тем самым спрос на и без того модные машины. Согласно данным министерства внутренних дел, на которые ссылается Бюро национальной статистики Миннацэкономики, число зарегистрированных в Казахстане электромобилей выросло в мае текущего года до 9,9 тыс. по сравнению с 3,2 тыс. машин год назад или более чем втрое. Ulysmedia.kz выяснял плюсы и минусы новомодного транспорта.

Сплошная выгода

Казахстанцы пользуются тем, что зарубежные электромобили можно ввозить в республику беспошлинно в отличие от обычных - с двигателем внутреннего сгорания. Единственное – в рамках Таможенного союза в Казахстане установлена квота для физических лиц на беспошлинный ввоз электромобилей – в 2023 году она составляла 15 тыс. машин.

Любой житель республики может ввезти для личного пользования без уплаты пошлин и налогов один электромобиль. При этом казахстанцы освобождены и от оплаты ненавистного многим утильсбора – в отношении электромобилей применяется нулевой коэффициент утильсбора. При ввозе электромобиля казахстанцу нужно оплатить лишь госрегистрацию авто – для машины до двух лет она составляет 0,25 месячного расчетного показателя или 962 тенге в этом году.

Добавим, что налог на транспортные средства исчисляется исходя из объема двигателя. Однако так как электромобиль приводится в движение с помощью электродвигателя, а не двигателя внутреннего сгорания, то объем двигателя считается равным нулю, поэтому этот налог не исчисляется и уплачивать его не нужно, поясняют в комитете государственных доходов министерства финансов.

Что принесут вступившие в силу поправки?

В законе прописаны такие новые понятия, как «электромобиль» и «электрозарядная станция». Теперь электромобили обеспечат специально отведенными местами для стоянки и парковки, а их собственников освободят от оплаты за эти парковочные места. При этом владельцев обычных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания будут штрафовать за парковку на месте для электрокаров – штраф составит 5 МРП или 18460 тенге. Вряд ли кто-то захочет платить такой штраф, поэтому проблем с парковкой у владельцев электромобилей быть не должно.

Вместе с тем в законе есть и неприятные моменты для любителей электрокаров. Полиция сможет штрафовать владельцев электрокаров за самовольное подключение к электрическим сетям. Акиматы областей и крупных городов должны будут принять решения о схеме размещения электрозарядных станций. Ввести ответственность за самовольное подключение к сетям предложили депутаты – предполагается, что это должно снизить риски угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в определенном жилом комплексе, паркинг которого не был рассчитан на более высокий уровень потребления электроэнергии.

А если разрядился?

Если в городе с зарядкой электромобиля особых проблем нет, то на автотрассах с «дозаправкой» могут возникнуть сложности. К примеру, расстояние от города Балхаш до Алматы составляет более 600 км, а практически все электромобили имеют меньший запас хода при полной зарядке батареи. Где сможет зарядить своего электронного коня казахстанец, не совсем понятно с учетом того, что на этом маршруте немного населенных пунктов, не говоря уже о городах.

Председатель правления АО «НК «ҚазАвтоЖол» Дархан Иманашев сообщил на брифинге в июне, что в Казахстане планируют установить до 100 зарядных станций для электромобилей вдоль автодорог, из которых 40 появятся уже до конца 2024 года. Пока же в республике установлено 150 электрозарядных станций, из которых около 50 «заправок» расположены вдоль автотрасс республиканского значения. По словам Иманашева, «КазАвтоЖол» отрабатывает с оператором электрозаправок Kazenergy возможные места расположения таких станций.

   - Сегодня мы рассматриваем основные коридоры — из Астаны в Алматы, в сторону Петропавловска, Восточно-Казахстанской и Алматинской областей, Жетысу. У них (Kazenergy) в планах по Казахстану установить около 220 зарядных станций для электромобилей, из них 90–100 штук вдоль республиканских дорог, — пообещал Иманашев.

Места для установки будут выбирать по двум основным критериям — наличию площадки для стоянки автомобиля и техническим условиям, то есть возможности поставки электроэнергии.

А электричества хватит?

Кстати, несмотря на троекратный рост числа электрокаров, некоторые эксперты недоумевают, почему правительство форсирует распространение электромобилей в условиях наличия дефицита электроэнергии. Председатель правления компании KEGOC Наби Айтжанов в марте на коллегии министерства энергетики сообщил, что дефицит электроэнергии в отопительном сезоне 2024-2025 гг. (октябрь 2024 года – март 2025 года) составит около 1 025 МВт.

   - При прогнозируемой максимальной электрической нагрузке в 17,4 ГВт и генерации станций 16,4 ГВт дефицит составит около 1,025 ГВт, который может быть покрыт в основном путем импорта из Российской Федерации, либо ограничением потребителей Казахстана, – сказал он.

Потребление электроэнергии в Казахстане в 2023 году составило 115,06 млрд кВтч и увеличилось на 1,9% в сравнении с 2022 годом. При этом выработка электроэнергии осталась на уровне 2022 года и составила 112,82 млрд кВтч. Нехватку электроэнергии республика закрывает за счет импорта из России, который обходится гораздо дороже, чем стоит электроэнергия с традиционных источников в Казахстане. И чем больше электромобилей будет в нашей стране, тем серьезнее будет проблема.

Прогнозный баланс электрической мощности на 2024–2030 годы складывается со значительным дефицитом электрической мощности до 6,2 ГВт к 2030 году. Прогнозный баланс электрической энергии на 2024–2030 годы аналогично складывается с дефицитом до 13,5 млрд кВтч к 2030 году при условии реализации планов развития инвестиционных проектов.

Дымят не самокаты

Следует прибавить к этому и модные в крупных городах электросамокаты, которые также увеличивают потребление электроэнергии. В отличие от традиционных велосипедов, которые приводятся в действие мускульной силой, самокатам нужна электроэнергия. Последняя, кстати, вырабатывается на энергостанциях в Казахстане примерно на 70% за счет сжигания угля, а доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) за счет создания тепличных условий для ВИЭ (контракты на покупку выработанной ими электроэнергии в привязке к доллару США, льготное финансирование за счет международных финансовых организаций и другое) по итогам 2023 года достигла пока лишь 6% по сравнению с 4,5% в 2022 году.

Таким образом, создается парадоксальная ситуация, когда владелец электрокара или электросамоката думает, что вносит лепту в очищение окружающей среды, а на деле оставляет классический углеродный след в виде парниковых газов и золы. Но пока эти выбросы будут на угольной ТЭЦ или ГРЭС, он сможет выглядеть модно только в глазах несведущих потребителей.