×
480.63
535.13
5.27
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
480.63
535.13
5.27

Когнитивный диссонанс: можно ли пить имамам

Коллаж Ulysmedia

Тема, о которой пойдет речь, – мусульманство и его побочные явления, время от времени будоражит общество своим когнитивным диссонансом. Почему так происходит, попытался разобраться Ulysmedia.kz.

Когнитивный диссонанс

На прошлой неделе главного имама Костаная арестовали на 15 суток за езду… в пьяном виде.

Также уточняется, что задержали его возле ночного клуба. При этом пользователи соцсетей обратили внимание, что на официальном сайте Духовного управления мусульман Казахстана была информация об имаме, которую вскоре удалили. Чуть позже в ДУМК рассказали, что принято решение в отношении провинившегося имама: Бахытбека Тажимбета уволили. 

    - Тажимбета Бахытбека Нургабыловича признать виновным по части 1 статьи 608 КоАП РК и приговорить к 15 суткам ареста и 7 годам лишения водительских прав, – говорится в постановлении суда.

Имама задержали за рулем авто марки Toyota Highlander, однако на суде свою вину он не признал. 

Он сказал, что употреблял не алкогольные напитки, а қымыз. Примечательно, что в Сети есть видео, где Тажимбет Бахытбек на проповеди вещает, что алкоголь вреден для здоровья человека.

   - Говорят, не пейте водку. Человек, который пьет водку, не будет здоров. Если посмотреть на Божьи запреты, то мы знаем, что за ними стоят вещи, которые наносят огромный вред здоровью человека, – до этого говорил на проповеди Тажимбет Бахытбек.

Побочные эффекты

И здесь, как следствие, неизбежно возникают побочные эффекты этого инцидента. Задержание имама, пойманного за рулем в пьяном виде, то есть совершившего харам, может оказать разное влияние на веру и религиозные убеждения людей.

Подрыв авторитета: имам, как религиозный лидер, имеет вес в глазах своих последователей. Его задержание может вызвать вопросы о его моральной стойкости и привести к потере доверия со стороны уммы (общины).

Сомнения и кризис веры: для некоторых верующих такое событие может стать поводом для сомнений в своих религиозных убеждениях или в системе ценностей, которую представляет имам.

Как следствие, произошедшее может спровоцировать критику со стороны оппонентов религии или неверующих, что может задеть чувства верующих и вызвать защитную реакцию.

Это событие должно стать поводом для обсуждения темы ответственности религиозных лидеров и того, как их действия могут повлиять на общину.

Таким образом, реакция на задержание имама будет зависеть от культурного контекста, традиций сообщества и индивидуальных восприятий верующих.

TikTok-имамы

Полагаем, происшествие с имамом стало продолжением логической цепочки предшествующих событий, спорадически возникающих в мусульманском мире, в первую очередь с его апологетами, призывающими паству к большему вовлечению в религию.

Например, один TikTok-имам (имена в нашем случае не важны) объявляет, что қымыз с медом - это харам.

Но, как пишут комментаторы, почему наши имамы также не заявляют о харамности взяточничества, не кричат повсюду на эмоциях (как они это умеют) о том, что насильники попадут в ад, или, например, что педофилы тысячекратно будут гореть на смертном одре?

Другой, овладевший Сетью проповедник, говорит, что сексуальная близость с двоюродными братом или сестрой не является харамом, не имея, видимо, понятия об инцесте – кровосмешении. Хотя общественник Мухтар Тайжан поддерживает этот тезис с оговорками.

   - По Исламу это действительно дозволено. Есть конкретная сура 33 аят 50 на эту тему. Но у казахов это запрещено.                 

Двойные стандарты

Некоторые муллы утверждают, что многожёнство является благом для женщин, несмотря на то, что многие из них с этим не согласны и считают это бременем. Тем временем в мессенджерах появился халяльный… Тиндер. Главное отличие от обычных приложений: разрешение на знакомство нужно получить в онлайне от «опекуна».

Еще один «умнейший» профессор от религии, которого «заслужили» прихожане, говорит, что женщина-блогер адам болмайды, әйел болмайды (женщина-блогер не будет человеком, не станет женщиной).

Другой его собрат по вере говорит, что взятку давать можно. Если ты работаешь честно, но у тебя нет вариантов, тебя принуждают, - то тогда можно. Якобы тебе же надо семью кормить. А грешником будет тот, кто требует взятку. И у них, оказываются, бывают двойные стандарты.

Почему эти люди не поднимают социальные проблемы? Ведь кого ни возьми, все разговоры наших тик-ток имамов вокруг да около того, сколько женщин можно иметь мусульманам, как их правильно бить, что нужно делать, чтобы найти верную токал или обозвать харамом домбру, – негодуют люди.

Цифровые имамы

Возникает закономерно вопрос: почему люди принимают за истину то, что говорят имамы в соцсетях, в мессенджерах и на платформах? Причин, на наш взгляд, несколько.

Современные технологии позволяют быстро распространять информацию, что увеличивает доступность религиозных учений. А многие ищут духовную поддержку и руководство в сложные времена, что делает их более восприимчивыми к мнению авторитетов.

Многие верующие воспринимают имамов как духовных лидеров и экспертов в религиозных вопросах и склонны доверять их словам.

Поддержка взглядов, выраженных имамами, может быть частью групповой идентичности. Члены сообщества могут верить в их слова, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к религиозной или культурной группе.

Часто сообщения, исходящие от имамов, могут быть эмоционально заряженными, что способствует большему восприятию их слов как верных и правдивых.

Эти факторы вместе могут оказывать большое влияние на восприятие информации, которую предоставляют имамы и другие религиозные лидеры в цифровой среде.

Обратим внимание, что в Узбекистане имамам запретили выступать в соцсетях и ставить «лайки» под постами.

Кураторская система

Заметим, описанные «духовники» не относятся к официальным, утверждённым ДУМК. Впрочем, и к самому Духовному управлению мусульман Казахстана есть много вопросов. Есть и другая, неприглядная сторона религиозной жизни – о ней не принято говорить вслух, но от нее никуда не денешься. Деятельность ДУМК, как говорят, курируется и КНБ, и АП – администрацией президента, это помимо комитета по делам религии и иных госорганов при акиматах. Так что там как в присказке: шаг влево, шаг вправо – считается побег, прыжки на месте – провокация. И как мы видим, духовное управление ничего не может противопоставить «электронным коллегам».

Как замечает председатель ОД «Демос» Турабек Кусаинов, к сожалению, ДУМК – это продолжение системы «указных мулл», которых готовили еще в религиозных заведениях царской России, потом их использовали при Советской власти. А сейчас их потомков назначают имамами.

Система ДУМК и назначения имамов по принципу «свой» уже никого не удивляет. Грамотные и богобоязненные мусульмане далеки от этой системы. Они живут среди народа и знают их чаяния, помогают чем могут по мере своих возможностей.  

«Толмачи» Корана

Впрочем, есть и «правильные» имамы, например, Нурлан Байжигитулы, который вещает в эфире телеканала «Жибек жолы» и на «Казахском радио», выступает против радикальной трактовки ислама. В частности, он отмечает, что обычай закрывать лицо, активно навязываемый некоторыми проповедниками, не соответствует ни шариату, ни национальным традициям казахов.

   - Заявления о том, что национальные традиции якобы не соответствуют религиозным нормам, безосновательны. Исторически у казахов черные одежды ассоциировались не с религией, а с трауром», – подчёркивает Байжигитулы.

И призывает казахстанцев противостоять пропаганде чуждых религиозных идей, напоминая, что казахский народ принял ислам, сохранив традиции, не противоречащие его нормам.

Но, судя по всему, бОльшая часть аудитории внемлет не ему, а другим его собратьям по вере. Но с разными ее трактовками.

Как замечают комментаторы в соцсетях, «из-за таких «толмачей» Корана мы практически потеряли большую часть молодежи. Именно так: потеряли, ибо для них сказанное такими вот "знатоками" важнее, чем традиции. Посещение зирата, чтобы прочитать аят, – это "ширк", қол жаю – ширк, 40 дней – ширк, и все ссылаются на "достоверный хадис".

   - Самое страшное, что эта часть молодых людей просто зомбирована этими бородатыми, короткоштанными умниками, которым двоюродная сестра – это халал, а поминать покойных, национальные традиции: тұсау кесу, қырқынан шығару, отпен аластау – это страшный харам и ширк...  Да к тому же пополнили лексику арабизмами, – замечают пользователи соцсетей.

У них во всем виновата женщина. Популярный тикток-имам Нурсултан Рысмагамбет заявляет такое. Оправдывает мужчин, которые насилуют женщин, не надевающих платки. Мол, кого как не их.

«Романтичная музыка – харам»

Масла в огонь подливают разные творческие деятели. Например, певец Улангасыр Ками высказал мнение о хиджабе.

    - Женщина, которая сознательно носит хиджаб, не снимает его, даже если ей отрубят голову. Меня больше ничего не волнует. Завтра я заставлю свою жену носить хиджаб, – заявил он.

Также певец заявил, что проблемы насилия начинаются именно из-за внешнего вида женщины. 

   - Мужья убивают своих жен, потому что они не носят хиджаб, – добавил он.

Любопытно, а что бы этот певец ответил на заявление очередного имама о том, что романтичная музыка – харам. И вообще любая песня, которая заставляет двигаться и танцевать. А вот песни про мать, отца и родину, по его мнению, менее харамные, но все еще не халал. И лишь барабаны и другие некоторые ударные являются халал. Ведь здесь, по сути, его визави вторгается в епархию певца, пытаясь отобрать у того хлеб насущный.

«Волонтёры от Всевышнего»

Или, например, напомню, приглашение мулл по разным печальным или радостным поводам. Посидит вот такой мальчик с умным видом, прочтет подобающую в этом случае суру и… берет мзду за выступление. То, что служители культа берут деньги на похоронах, свадьбах или других подобного рода мероприятиях, в корне противоречит духу ислама, об этом автору строк во время его поездок в Иран и Иорданию говорили улемы (богословы), решительно осуждая такую практику. И как увидеть в вышеописанных ситуациях людей возвышенно духовных, не стяжателей?  Как разглядеть в них людей, несущих в мир любовь к ближним, добро и бескорыстие, а то выходит какое-то сострадание за деньги.

Как пишет один из пользователей Сети, он много раз слушал, как читают муллы намаз на поминальных церемониях.

    - После этого поверю, что немало так называемых «верующих правоверных» не в силах отличить аят от суры, а суру – от хадиса. И ещё один нюанс, скорее, морально-этический, но важный и щепетильный: почему, за что и на каком основании все эти «волонтёры от Всевышнего» берут с людей деньги за поминальные молитвы? Без всякой расписки, квитанции или хотя бы корешка от приходного ордера! Берут как само собой разумеющееся. Или на них закон и порядок не распространяется? Налоги эти «ИП-шники вне закона», конечно же, не платят, – возмущается он.

Прайсы на обряды

Впрочем, сейчас этим религиозным отправлениям пытаются придать благопристойный вид. Предприимчивые имамы из города Арыс Туркестанской области сделали прайс на «жаназа» в размере 30 000 тенге и мотивируют это тем, что люди на «беташар» тоже отдают деньги.

Помимо этого, человек, называющий себя верующим, может запросто прийти в мечеть и оформить там ритуальный обряд бракосочетания «неке», несмотря на то, что он уже женат через государственную структуру РАГС. Некоторые ухитряются проделать этот маневр по нескольку раз, при полном или попустительстве, или вопиющем невнимании служителей культа. А вот какую природу имеет это «невнимание», разобраться надо компетентным органам.

Может, вот так потом и появляются у бескорыстных и благочестивых служителей культа внедорожники Toyota Highlander?

Рвутся во власть?

Тем временем известный айтыскер, глубинарий, ныне депутат мажилиса Ринат Заитов утверждает, что 80 процентов всех мошеннических действий, происходящих в Казахстане в интернете и других местах, совершаются людьми, которые читают намаз.

   - Пусть придут и скажут, если это не так, – заявил депутат.

   - Во многих странах мира провокации и рознь, к сожалению, сеются через исламскую веру. У нас также происходит. Возьмем тему ношения хиджабов в школах, которую заинтересованные лица поднимают каждый год. Думается, есть группы, они специально раздувают ее и через это пытаются посеять рознь в обществе. Сегодня школы, завтра тему верующих давайте поднимать в полиции, армии, – негодует депутат.

Его возмущает отношение к исламу.

    - Сходите на базар – на устах «Аллах» у них, но они, не моргнув глазом, обманывают покупателей. Ходят всякие проповедники, которые пропагандируют арабизацию и говорят, что наши традиции запрещены по исламу. Домбра – харам, петь нельзя, то нельзя, это нельзя. Борода, токал – это не показатели ислама, – возмущается Заитов.

Более того, депутат заявил, что в стране есть силы, которые, прикрывшись религией, хотят захватить власть.

Негативные аспекты

Во многом отношения в религиозном институте складываются, как правило, от его духовного наставника.  По нашим представлениям, почерпанным из личных наблюдений, фильмов, книг и т.д., такой человек должен производить очень серьезное, благостное впечатление, как очень высокодуховная и неординарная личность. Как человек, который действительно способен передать нечто непознаваемое всеми нами окружающими, который может воспринять Бога на каком-то непостижимом для простого обывателя уровне и передать эту душевную, духовную составляющую членам паствы. А можно ли, например, то же самое сказать о нынешних официальных и неофициальных священнослужителях?

Накопившиеся и предстоящие вопросы к служителям культа лишь способствуют укреплению негативных стереотипов. Тот же арест имама фиксирует отрицательные аспекты о мусульманах и исламе. Некоторые люди могут неправильно истолковать это как свидетельство того, что мусульмане не следуют своим религиозным учениям.

Гласность о широко распространенном восприятии аморального поведения в рамках религиозного сообщества, другие факторы приводят к ослаблению религиозной приверженности людей. Это может проявиться в уменьшении соблюдения религиозных обрядов, потере интереса к религиозной практике и даже в отходе от религии. Люди могут задаться вопросом, действительно ли религиозные лидеры заслуживают их уважения и доверия.

Культ или образ жизни

…К сожалению, человек думает, раз он посещает мечеть, то его можно назвать верующим. Но это далеко не так. Мусульманство в душе предполагает такой же образ жизни: без спиртного, без прелюбодеяния, без корысти, стяжательства и алчности. Вот и относятся у нас к мусульманству как к культу, а не как к образу жизни. Некоторые раз в месяц (а то и раз в год) приходят в мечеть на праздник и считают, что этого для них вполне достаточно. Но главное в исламе, как, впрочем, и других религиях, – это не обряд, а вера и жизнь в соответствии с ней.