Обсуждение темы ислама в Казахстане столь же щепетильно, сколь и необходимо. Время от времени спецслужбы борются с радикальными исламскими течениями, которые не вписываются в официальную доктрину мусульманства в стране. В редакцию стали поступать сообщения граждан, обеспокоенных тем, что во власти могут находиться люди, отправляющие госслужбу, но при этом являющиеся приверженцами суфизма. Так ли это, попытался разобраться Ulysmedia.kz.
«Монашеский орден»
Смена политической формации в государстве неизбежно несет в себе и смену обновленного отношения к религии, не избежала этой участии и наша страна. Для Казахстана же, похоже, главным соблазном становится (или уже стал?) суфизм – мистическое течение в исламе. Причем угрожает он как обыкновенным, не истым мусульманам, так и последователям прочих религий поликонфессионального Казахстана, ибо по-своему не признает права на другой путь к Богу и иное хранение истины. И даже атеистам он не оставляет шанса, так как посягает на существующий социальный порядок, и вообще, идею светского государства.
Справедливости ради оговоримся, что как составная часть ислама суфизм – отнюдь не нов, а кроме того, в традиционном, каноническом виде не представляет опасности ни нравственной, ни политической. Такие мистические «монашеские ордена» можно найти в истории любой религии. Эсхатологические ожидания в них усилены: суфии, например, верят в скорый конец света, после которого явится исчезнувший 12-й халиф Махди, и наступит владычество истинного ислама.
Шейхи и тарикаты
В Казахстане суфизм, как духовное направление в исламе, не так широко распространен, как в некоторых других странах. Однако есть отдельные личности и организации, которые могут продвигать идеи суфизма или быть связанными с этим направлением.
В этой ветви существуют духовные учителя и шейхи (наставники) в различных тарикатах (духовных орденах) суфизма, которые могут иметь последователей в Казахстане.
Некоторые исламские организации и общественные группы в Казахстане могут поддерживать и продвигать учения суфизма в рамках своей деятельности. Однако некоторые суфистские группы могут считать себя более «истинными» мусульманами, что может вызвать разделение в умме – религиозном сообществе и усилить религиозные конфликты.
Мощные маги
Сформировавшись в X–XII веках и тогда же проникнув на территорию Казахстана, суфизм стал, по сути, авангардом утверждения ислама среди степняков-кочевников. Кстати, большинство почитаемых казахами святых были именно суфиями: Ходжа Ахмед Яссауи, Арыстан баб, Бекет ата и др.
В древности суфиев считали не просто бедными странствующими монахами-дервишами, но и настоящими магами-чародеями, обладающими мощными, как сказали бы сегодня, парапсихологическими способностями. Сохранилось историческое свидетельство об обучении Бекет ата в медресе Самарканда и Бухары, где записано, что по окончании учебы он мог читать мысли людей, проходить сквозь стены, парить над землей и т.п. Вот этим-то колдовством и исчерпывается сходство былинных суфиев с их современными аналогами: только алхимия последних имеет отчетливый политический оттенок.
Таксыр и мюриды
Новейшая история «казахстанского суфизма» начинается с 1997 года, когда в нашу страну из Пакистана (по другим данным – из Афганистана, а потом принял гражданство Казахстана) приехал небезызвестный Исматулла Магзум (Максум, Абд ал-Гаффар-максум улы) – личность в современном суфизме наипервейшая и противоречивая. Дело в том, что суфийские послушники (мюриды) свой духовный путь должны совершать лишь под руководством духовного наставника, и таким вот господином, «таксыром» казахстанских суфиев Исматулла являлся до последнего времени. Приехав в страну, он остановился в мечети под Алматы, где основал медресе и начал готовить новых мюридов.
Первая попытка, правда, удалась не совсем: заграничный «таксыр» был депортирован из Казахстана. Но свой казахстанский джихад Исматулла пока отнюдь не проиграл. Суфийский орден продолжает действовать в нашей стране с 2002 года под вывеской общественного объединения «Сеним. Билим. Омиp» («Вера. Знание. Жизнь»).
Поклонник Путина
Группа Исматуллы – Джахрийа широкое распространение получила в середине 1990-х годов. В своем становлении она прошла два этапа. На начальном она находилась в поселке Карасу Алматинской области. Однако в конце 1990-х была запрещена по причине того, что функционирующее при мечети медресе не было зарегистрировано в Духовном управлении мусульман Казахстана (ДУМК), а Исматулла был выдворен из Казахстана. С начала 2000 года эта суфийская группа вновь возобновила свою деятельность уже в микрорайоне Мамыр Алматы.
Члены группы неоднократно пытались пройти официальную регистрацию в органах юстиции. Сначала им не удалось открыть благотворительный фонд «Шакарим». Затем было организовано Республиканское общественное объединение (РОО) «Сеним. Билим. Омиp», имеющее 17 филиалов и 16 отделений по всему Казахстану. Под патронажем организации действовала вокальная группа «Йасави», исполняющая хикметы Ходжи Ахмета Яссауи и другие суфийские повествования, издавалась еженедельная республиканская газета «Уш Киян».
Основная доктрина Исматуллы обосновывается тем, что он пришел в Казахстан с особой миссией – для воссоздания обновленного ислама, полученной им во время сна «айан», и что Казахстан должен стать центром этого учения.
Тем временем в 2005-м ДУМК вынесло фетву, опровергающая учение Исматуллы как несоответствующее шариату, однако законодательно деятельность объединения не запретили.
В Сети также появлялась информация, что Исматулла и Верховный муфтий России Талгат Таджуддин друзья и по вере, и в жизни, а последнего злые языки называют его еще и полковником ГРУ Минобороны РФ.
Может от этого и шли слова Исматуллы о Путине как о Махди (Мессии), который призван бороться со вселенским злом, и он будет сражаться против Антихриста, то есть с США и коллективным Западом.
Исцеление через ритуалы
Сторонники Исматуллы и суфизма действуют тонко, подводя этническую базу под свое учение, напоминая о коллективной памяти казахского народа и ее религиозной составляющей, которые важны для понимания и процесса возрождения ислама в Казахстане и суфизма как его органической части, и в более широком контексте понимания религиозной идентичности казахского народа.
В этом учении религиозный лидер и его последователи практикуют коллективный ритуал, который представляет собой соединение трех-четырех видов зикра джахр («громкого зикра»). Социальный состав прозелитов разнороден и их условно можно разделить на 4 страты: выходцы из простого народа (рабочие, водители такси, безработные, пенсионеры, мелкие служащие в госучреждениях); студенты; мелкие и средние бизнесмены; интеллектуалы. В большинстве своем это казахи молодого и среднего возраста. Среди них можно найти журналистов, молодых ученых, аспирантов, сотрудников различных фирм, преподавателей вузов.
- Суфизм они воспринимают как истинный пласт национальной культуры, не испорченный советским и иным влиянием, через возрождение которого можно сохранить свою национальную идентичность перед вызовами глобализации в условиях духовной деградации, - писал исследователь Бабаджанов.
Выделяется также комплекс психологических и социальных причин приобщения к суфизму. Особый слой составляют девушки и женщины, которые участвуют (в отдельном помещении) в ритуалах и собраниях. Для одних девушек это путь самопознания и приобщения к древней казахской культуре, способ преодолеть отчуждение в большом городе и найти подходящий коллектив для общения. Для других - это надежда на исцеление от болезней. Шейх Исматулла провозглашал возможность исцеления посредством приобщения к суфийским ритуалам через постоянное обращение к Аллаху за исцелением.
«Просветлённое сознание»
Набрав благодарную паству, в 2006 году в Алматы проходит презентация книги Исматуллы Максума «Жария зікірдің дәлелі» («Обоснование громкогласного зикра»). В аннотации указано, что «Зикри джахр» (громогласный или громкий зикр, обряд поминания Аллаха) представляет собой важную составную часть учения “ильму хал” о духовном самосовершенствовании личности в религиозно-этической школе Х.А.Яссауи.
Цель этого учения – очищение сердца и просветление разума, а практическая методология достижения этой цели основывается на коллективном исполнении обряда “зикри джахр”. И не случайно именно “искреннее сердце”, “просветлённое сознание” и “зрение сердца” являются центральными категориями в учениях Абая, Шакарима, Машхур Жусупа и Абубакра Кердери. То есть исподволь подводится к тому, что самые известные имена в Степи исповедовали именно суфизм.
Примечательно, что положительные рецензии на книгу дали известные учёные, сплошь доктора наук, профессора А.Муминов, М.Сабитов, М.Мырзахметов. А от издательства «Алаш» дал собственный отзыв покойный писатель Дидахмет Ашимхан, который и выпустил книгу на собственные средства.
Были осуждены
В 2005-м и в последующие годы с суфистами было связано несколько скандалов. После опубликования книги и в итоге после расследования деятельности общественного движения «Сенім. Білім. Өмір», через которое осуществлял свою деятельность Исматулла, он и некоторые его сподвижники были приговорены к лишению свободы. Пока глава тариката джахристов сидел, о нем периодически появлялась информация в СМИ. В 2019 году Исматулла вышел из мест заключения и весной 2020 года в интернет-пространстве на страницах разных частных лиц, общественных деятелей и ученых стали появляться публикации об Исматулле, о его миссии, святых предках, о трудной судьбе вернувшегося оралмана, а также видеозаписи из выступлений ансамбля «Ясави» и пр. В конце марта 2020 года на YouTube вышли отдельные аудиообращения Исматуллы к президентам Казахстана, Турции, России и Америки с призывом к повсеместному чтению зикра.
В ногу с прогрессом
Для укрепления авторитета и расширения связей активные адепты стали получать зарубежное образование, каковое получили, например, выпускники КТЛ Багдат Мусин – экс-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности и Саясат Нурбек – министр науки и высшего образования , которых причисляют к адептам суфизма.
Не чураются мюриды и нововведений. По словам Айгерим Темирбаевой, религиоведа, исследовательницы суфизма в Казахстане, также суфии используют новые технологии: широкий спектр социальных сетей, прямых трансляций, видео- и аудиоподкастов, онлайн-курсы стали неотъемлемой частью повседневности современных суфиев, помогая им обмениваться идеями и развивать глобальную суфийскую сеть.
По ее словам, участников этих комьюнити, помимо религиозных принципов, объединяет широкий спектр социальных и экономических связей: построение общего бизнеса, развитие предпринимательских сетей и прочее.
Стоит напомнить, что мнение Духовного управления мусульман Казахстана в отношении суфийских групп отрицательное. В 2016 году на YouTube-канале Dinislam вышло видео «Об Исматулле и Курбанали», где разъяснялись ошибки действующих в Казахстане суфийских групп с точки зрения официального ислама. Отметим, что в самом ДУМК среди имамов существует определенное разделение на тех, кто получил образование в Турции, и тех, кто учился в арабских странах.
Турция против «своих» лицеев
Говоря о Турции, обозначим, что действующие в Казахстане казахско-турецкие лицеи (КТЛ) часто связывают с идеями распространения в том числе и суфизма в Казахстане. Сейчас их переименовали в «Инновационные лицеи «Билим».
Официальная Анкара считает, что казахско-турецкие лицеи основаны последователем религиозного проповедника Фетхуллаха Гюлена, живущего в США. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил своего антагониста Гюлена в причастности в военному мятежу 8 лет назад, когда военные, по версии Анкары, собирались осуществить переворот. После этих событий Турция обратилась с призывом к Казахстану проверить все 33 лицея, которые Анкара считает связанными с Гюленом.
6 августа 2016 года во время визита в Турцию президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на встрече с Эрдоганом пообещал проверить деятельность казахско-турецких лицеев и заявил, что выдаст Турции любого, кто будет замечен в «связях с терроризмом».
Примечательно, что главой попечительского фонда «Инновационные лицеи «Билим» был министр образования и науки Республики Казахстан.
Политики, а также многие ученые и журналисты подозревают, что в программе этих учреждений насаждают протюркские и религиозные идеи, которые могут поставить под угрозу светские режимы. Бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол Турецкой Республики в РК Невзат Уянык призывал власти принять меры в отношении казахстанско-турецких лицеев.
- Учебные заведения, которые работают на территории Республики Казахстан и используют название «казахско-турецкая школа» или «казахско-турецкий лицей», не имеют никакого отношения к государственным органам нашей страны, - прокомментировал Невзат Уянык.
Громкие имена
Возвращаясь к казахскому гуру суфизма в Казахстане Исматулле, отметим, как писали СМИ, в нашу страну его привел востоковед, выпускник КазНУ Галым Бокаш, которого братство последовательно продвигало по карьере с вице-президента государственного телевидения «Казахстан-1» до заместителя акима Алматы. Как заместитель, он был поставлен на ниву идеологии и социальной сферы, чтобы беспрепятственно развернуть вербовку людей в ряды секты и распространить ее влияние на образование, молодежь и социально неустроенные слои общества.
1 сентября 2004 года спецслужбы РК заявили о нарастающей мощи суфистского движения, как об угрозе национальной безопасности молодого государства. Однако на это заявление никто особо не обратил внимания ни в администрации президента, ни в местных областных акиматах.
Отметим, позже, в 2010 году в интернете «гуляла» докладная записка неких спецслужб, озаглавленная «Об использовании экстремистской религиозной идеологии «суфизма» c целью дестабилизации социально-политической ситуации в Казахстане».
- Анализ оперативной и гласной информации показал, что с 2009 года, деструктивными силами предпринимаются попытки дестабилизации социальной обстановки, делаются провокационные заявления, открыто высказываются намерения о проведении несанкционированных собраний, шествий, митингов. Средой распространения деструктивных заявлений сознательно выбирается казахоязычная творческая интеллигенция, студенческая молодежь, рабочие крупных предприятий. Провозглашаются антиконституционные требования, а также требования, выполнение которых заведомо невыполнимо, – говорилось в записке.
В ней прозвучали многие громкие имена из тогдашнего руководства Казахстана. Как утверждалось, «в ходе анализа выявлено, что организаторами незаконных митингов может являться религиозная община «Тарикат Исматуллы».
- В 2005 году ученик медресе им.Шакарима в г.Алматы Нуржан Касымбаев покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло. Однако после вмешательства секретаря Совета Безопасности РК Тажина, уголовное дело было прекращено. Духовный лидер секты Исматулла Магзум покинул Казахстан при содействии оперативных работников службы внешней разведки «Барлау. Главным инструментом пропаганды учения «яссауи» стал ТРК «Казахстан-1», где до весны 2006 года руководителем был Галым Доскен.
С 2002 по 2006 годы телеканал был превращен в идеологический рупор «суфистов». Работники «Казахстан-1» проходили строгий отбор на предмет лояльности учению «яссауи». Десятки несогласных журналистов были уволены. Присутствие суфистов было обнаружено и на ТРК «Алматы», «Казрадио», в АО «Алматыжарнама». В вузах – в Политехе, КазНУ и других работают молодежные секты суфиев с упоминанием группировок «Абжият», «Темирказык», «Шугат». Шефство над ними в общине суфиев вел доктор технических наук, профессор Политеха, экс-депутат маслихата Алматы Саят Ибраев.
Необходимая цитата
Далее, полагаем, выдержки из этой записки также заслуживают широкого цитирования (орфография и пунктуация сохранены).
- Активную поддержку «Сенім.Білім.Өмір» оказывают Акимы областей, районов, высокопоставленные офицеры спецслужб, некоторые из них являются духовными и идейными последователями учения «суфизма». Например, Аким Бейнеуского района, генералы КНБ Абдиказимов К. и Исабеков А.
Установлено, что покровительство секте обеспечивают секретарь Совета Безопасности РК Марат Тажин, ..., экс-заместитель председателя НДП «Нур Отан» Дархан Калетаев, экс-сенатор Әбіш Кекілбаев, генералы КНБ Абдиказимов и Исабеков. (Все оперативно перекрыты негласными источниками информации).
В Атырау руководство ДКНБ в лице начальника и заместителя начальника прямо лоббируют интересы «Сенім. Білім. Өмір». Так, 4 марта 2010 года при покровительстве указанных лиц в здании областного драмтеатра был проведен концерт ВИА «Яссауи» с последующей «беседой на духовные темы».
Деятельность объединения привела к тому, что сегодня идейные установки «суфизма» являются своеобразной духовной гаванью большинства национал-патриотических движений Казахстана. (…) Зонами наиболее массового присутствия «С.Б.О.» являются Семей (род найман), Мангистау (род адай), Чимкент, Кзыл-орда, Атырау. Аким З.-К. области Б.Измухамбетов оказывает материальную и административную поддержку активистам «С.Б.О.».
Скандалы сыграли на руку
За время нахождения в Казахстане суфисты окрепли, в их рядах можно было встретить «духом сильных» фигур политического истеблишмента страны. Суфистами уже контролировались медиахолдинги, крупные бизнесмены и криминальные элементы спешили оказать посильную помощь в развитии этого гибрида эзотерики и ислама, – писали отдельные издания.
Между тем скандалы с суфистами сыграли на руку ДУМК для дальнейшего укрепления своих позиций в борьбе против, с одной стороны, нетрадиционных течений, а с другой стороны, самостоятельных от ДУМК религиозных организаций. Дальнейшие события показали, что ДУМК в отношении суфийских общин заняло негативную позицию, независимо от того являются они деструктивными, или умеренными. Сложилось впечатление, что ДУМК разделяет позицию ортодоксального ислама, который не признает суфизм, не признает Яссави, воспринимая суфизм ересью и заблуждением.
Депутаты-суфисты?
В июле 2011-го в Алматы продолжился суд, на котором в качестве подсудимых проходили лидер суфийской общины Казахстана Исматулла, лидер суфийской общины Алматы Саят Ибраев и другие приверженцы суфизма. Всего на скамье оказались девять подсудимых.
Один из их адвокатов, Абзал Куспанов, ныне депутат мажилиса, защищавший Саята Ибраева, не стал отрицать, что объединение «Сеним. Билим. Омир» имеет суфийскую направленность. Однако при этом он категорически опроверг тезис о радикальности этого объединения.
Спустя 10 лет, как писало издание stan.kz, Абзал Куспан заявил:
- Меня начали узнавать в стране после того, как я начал работать у суфиев. Мои глаза открылись на многое. Позже группа под руководством Санжара Керимбая опубликовала книгу и продолжила свою работу. Я также вместе принял участие в издании книги. … Я лично спонсировал издание книги «От Aлдi до Epic». В этом деле также помог Бейсен Куранбек.
Далее он добавил:
- Есть люди, которые называют меня человеком КНБ. Обо мне ходят слухи. Но меня никто из них не волнует, - потому что, по его словам, он «богобоязненный человек.
- Быть суфием – нелегкий мир. Моя мечта – стать суфием. Этого необходимо достичь.
Также, по циркулирующим слухам, в мажилисе среди коллег Куспана по залу заседаний есть и коллеги по вере, среди которых Едил Жаңбыршин, Ермұрат Бапи, Ринат Зайытов, Максат Толыкбай и отошедший от дел духовных Айдос Сарым, который в свое время тоже поддерживал суфистов.
Разлад в семействе
Полтора года назад, в ноябре 2022-го, в газете Abai.kz. появилась статья «Суфии прописали план захвата власти в Казахстане» – о споре казахских суфиев. Сын одного из приверженцев этого течения раскритиковал в социальных сетях учителя казахских суфиев Исматуллу Максума. Такое поведение молодого человека не понравилось одному из руководителей течения – профессору Саяту Ибраеву.
Сын казахского журналиста и суфия Санжара Керимбая Чингис Керимбай обозвал суфиев фанатиками.
- Наблюдая за фанатиками-суфиями, которые говорят, что в России появится Махди и Путин ему протянет руку, я понимаю, почему Ататюрк гонял фаталистических турецких религиозных людей, – написал Чингис.
О причинах разлада среди казахских суфиев подробно рассказали на сайте Serke.org. По данным этого издания, амбициозный Санжар Керимбай хочет занять место учителя суфиев Исматуллы Максума, который в нынешнее время в свои заграничные поездки берет сына, представляя его своим преемником.
Конституция в помощь
Важно отметить, что не все суфии во власти обязательно опасны. Однако есть факторы, которые следует учитывать при оценке последствий суфийского влияния на политику и управление.
Суфисты, которые занимают высокие государственные посты, могут пытаться внедрять мистические или религиозные практики в государственные институты, что может привести к религиозной дискриминации или недопустимому влиянию религии на политику.
Власть суфистов может привести к ограничению научных и социальных исследований, основанных на секулярной парадигме, что может замедлить прогресс и развитие общества.
Некоторые суфистские группы могут придерживаться консервативных взглядов, которые противоречат принципам толерантности и равенства, что может привести к социальной сегрегации и нарушению прав граждан.
В целом, вступление суфистов в политику требует баланса между уважением к их религиозным убеждениям и обеспечением соблюдения секулярных принципов и прав граждан. А в этом должна помочь статья Конституции РК в которой сказано, что у нас религиозные объединения отделены от государства. Пусть так и остаётся на долгие-долгие времена, или, как говорил персонаж фильма «Кавказская пленница»: «А ты не путай свою личную шерсть с государственной»…