×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

«Киношные» проблемы, или Куда уходят деньги налогоплательщиков Казахстана

31.07.2024, 09:34
«Киношные» проблемы, или Куда уходят деньги налогоплательщиков Казахстана
Коллаж Ulysmedia

Очередной конфликт в кинематографе Казахстана между АО «Национальная киностудия «Казахфильм» имени Шакена Айманова» («Казахфильм») и аниматорами, которым не платят за выполненные работы с августа прошлого года, привлекает все больше внимания. Впрочем, в «киношной» сфере постоянно происходят процессы, которые почему-то не интересуют контролирующие органы. Что не так с кинематографом Казахстана, пытался разобраться Ulysmedia.kz.

Убытки за миллиард

Судя по всему, уже вошло в привычку, что каждый новый руководитель «Казахфильма» жалуется на плачевное состояние киностудии, необходимость в капитальном ремонте, отсутствие должного финансирования и просит поддержку у государства. При этом министерство культуры ежегодно вливало миллиарды бюджетных средств на модернизацию (порядка 8 млрд тенге при бывшем руководителе Акане Сатаеве), оцифровку киноколлекции, «Казаханимацию» и производство фильмов (минуя НАО «Государственный центр поддержки национального кино»). Однако, убытки «Казахфильма» продолжают ежегодно расти в геометрической прогрессии и уже перевалили за миллиард тенге в 2023 году. При этом общее состояние киностудии ухудшилось в разы.

В чем же причина? А причина, скорее всего, банальна: вместо ведения производственной и хозяйственной деятельности, контроля за расходованием выделенных бюджетных средств, выведения киностудии из кризиса первые руководители «Казахфильма» занимались творчеством: бывший руководитель студии Акан Сатаев режиссировал художественный фильм с громким названием и многомиллиардным бюджетом «Рассвет Великой степи», а нынешний руководитель Азамат Сатыбалды играл главную роль в художественном фильме «Капитан Байтасов».

Вопросы легитимности

Не все радужно и в НАО «Государственный центр поддержки национального кино» (ГЦПНК) с приходом нового руководства в лице Курманбека Жумагали, которое сразу отменило без каких-либо внятных оснований весенний питчинг 2023 года, при этом объявив новый питчинг, заставило кинематографистов сдавать заново документы и защищать проекты перед Экспертным советом. Со скандалами проходил и процесс заключения договоров с победителями 2023 года, который показывал низкий уровень профессиональных знаний в сфере кинопроизводства со стороны новой команды – ставленников Курманбека Жумагали. При этом в конце 2023 года разразился очередной скандал с выплатами премий в двойном-тройном размере новым сотрудникам ГЦПНК, хотя некоторые из них проработали всего несколько дней до ее начисления.

11 июля 2024 года ГЦПНК опубликовал на своих официальных ресурсах результаты питчинга кинопроектов, получивших одобрение Межведомственной комиссии (МВК). К слову сказать, результаты питчинга были опубликованы аккурат сразу после выхода статьи в Ulysmedia.kz, ставящей под сомнение легитимность Экспертного совета, проводившего питчинг.

Насущные вопросы

Мы бы хотели поднять вопросы и по МВК, работа которой заключается в рассмотрении заключения Экспертного совета и направлении в Министерство культуры и информации Республики Казахстан своих рекомендаций по финансированию производства кинопроектов из бюджета.

Дело в том, что в банке нормативных правовых актов имеется распоряжение Премьер-министра Республики Казахстан от 14 июня 2019 года № 108-р. «О Межведомственной комиссии по вопросам государственной финансовой поддержки национальных фильмов», которое утратило силу постановлением правительства от 29 апреля 2022 года № 268.

А вот далее нигде никаких документов нет (!), хотя согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 16 марта 1999 года № 247 «Об утверждении Инструкции о порядке создания, деятельности и ликвидации консультативно-совещательных органов при Правительстве Республики Казахстан и рабочих групп» и постановлению Правительства Республики Казахстан от 7 августа 2022 года № 567 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 16 марта 1999 года № 247» любая межведомственная комиссия образуется распоряжением  премьер-министра.

И вот тут уже возникает ряд вполне закономерных вопросов к ведомству, возглавляемому Аидой Балаевой, о легитимности МВК и, следовательно, о легитимности проведенного питчинга кинопроектов:

  • Кто распоряжается бюджетными средствами? Иными словами, кто входил в состав МВК, которая рассмотрела заключения Экспертного совета по недавно прошедшему питчингу и дала рекомендации в Министерство культуры и информации РК по бюджетному финансированию производства кинопроектов?
  • Каким образом происходила процедура отбора кинопроектов?
  • На каком основании действовала МВК и вообще имеет ли данная МВК право давать соответствующие рекомендации по финансированию производства кинопроектов из бюджета?

Поскольку речь идет о миллиардах денежных средств налогоплательщиков Республики Казахстан, выделяемых на кинопроизводство, очень бы хотелось получить официальные комментарии от профильного министерства по озвученным вопросам.

Напрашивается вывод

Мы обратили внимание, что в ответ на статью «Страсти по питчингу, или Кто решил подставить министра Аиду Балаеву» из культурного ведомства не последовало никакой реакции. Оспаривать выводы Ulysmedia.kz о нелигитимности Экспертного совета никто не стал.

P.S.

Пока статья готовилась к публикации, Ulysmedia.kz стало известно, что готовится увольнение президента «Казахфильма». Что станет причиной увольнения, наш источник не сообщает.

Напомним, актёр Азамат Сатыбалды возглавил АО "Казахфильм" ровно год назад — в конце июля 2023 года, до этого он работал ректором Казахской Национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова.